Изменившийся рынок труда диктует новые правила игры: чтобы оставаться востребованным специалистом, нужно постоянно приобретать актуальные профессиональные навыки и компетенции, которые могут пригодиться в любой области. Генеральный директор «Теорий и практик» Наталия Моисеенкова рассказала об основных трендах в сфере образования и карьеры: фриланс, онлайн-образование, микрообучение, новые профессии. О том, почему будущее за 3D-печатью и сельским хозяйством, — в нашем конспекте.

Наталия Моисеенкова

Генеральный директор «Теорий и практик»

В последние 15 лет мы стали иначе выстраивать свою карьерную и жизненную траекторию. Уже не существует привычной схемы «окончили школу — поступили в вуз — выбрали профессию — работаем и иногда ходим на курсы повышения квалификации». Теперь мы должны учиться всю жизнь, иначе перестанем быть востребованными уже в течение пяти лет после получения высшего образования.

Что же изменилось на рынке труда?

Тренды рынка труда

Фриланс

Сегодня во всех странах растет процент людей, работающих на фрилансе. Согласно исследованию Профсоюза фрилансеров США и сервиса удаленной работы Upwork, в 2027 году уже половина американцев перейдет на фриланс. Похожее исследование сделала компания Ernst & Young: по ее данным, уже к 2020 году каждый пятый человек во всем мире будет фрилансером.

Это значит, что большинству из нас в скором времени придется надеяться только на себя и научиться эффективно себя продавать. Устаревают требования, которые компания предъявляет к сотрудникам и подрядчикам. Это значит, что, во-первых, мы должны постоянно следить за тем, какие навыки востребованы на рынке, и приобретать их. Во-вторых,

каждому человеку нужно стать предпринимателем самого себя. Уже нельзя надеяться, что через год вы будете работать на том же месте или у вас будет такое же количество заказов.

Необходимо продумать маркетинг себя как бизнес-единицы и научиться планировать свои финансы.

Это подтверждает и статистика. Профессионалы, работающие на фрилансе, как правило, готовы оплачивать свое дополнительное обучение: 93% фрилансеров считают, что дополнительные курсы, которые они получили после первого высшего образования, были значительно полезнее, чем их высшее основное образование.

Вторая карьера

Долгое время считалось, что 35–40-летние люди, озабоченные поиском второй карьеры, — так называемые сбитые летчики. Но сейчас это нормальный путь для любого специалиста. Сегодня уже не получится выстраивать свой профессиональный путь по одной траектории. Например, если сейчас вам около 25 лет и вы работаете SMM-специалистом, то вы не можете планировать свою карьеру даже на пять лет вперед, потому что скоро появятся другие платформы и станет востребован иной тип работы. Таким образом, вторая карьера очень помолодела и начинается сейчас с 30–35 лет.

Кроме того,

обесценилось первое высшее образование. Даже такие компании, как Google или PricewaterhouseCoopers, уже рассматривают специалистов без первого высшего образования или, по крайней мере, не оценивают соответствующие дипломы.

Первое высшее образование для большинства людей — случайность, и, как правило, не определяет жизненный путь человека.

«Эффект Алисы»

Третий тренд — как в «Алисе в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Сегодня вам нужно постоянно двигаться, даже чтобы просто сохранить вашу нынешнюю компенсацию труда. Я уже не говорю о том, чтобы серьезно вырасти по карьерной лестнице.

Более того, сейчас компаниям в принципе невыгодна стабильность сотрудника. Под новый проект легче быстро нанять команду с соответствующими компетенциями, а потом расстаться с этими людьми и перейти к следующему проекту. Это нормальная современная экономика, когда

большие компании запускают работу в режиме внутренних стартапов. Им невыгодно, чтобы вы долго работали на этом месте, — им нужно, чтобы вы постоянно менялись.

Пенсия как страховка будущего уходит в небытие и обесценивается во всем мире: повышается пенсионный возраст, снижается размер выплат. Все больше людей понимают, что работать они будут до смерти, и эффект старения населения тоже не только российская особенность. Поэтому lifelong education — экономический императив для большинства стран. Но это позитивная новость, ведь уже нельзя сказать, что 40-летние никому не нужны. По данным Международной организации труда, через десять лет средний возраст каждого работающего человека в мире составит 41 год. Сложно будет отказаться от сотрудников 50 лет, несмотря на то что все говорят об ужасах «предпенсионного возраста», — просто потому, что других не появится. Но при этом нужно хотя бы выучиться тому, что нужно работодателям.

Тренды lifelong education

Гибридная карьера и онлайн-образование

Важная тенденция образования длиною в жизнь — так называемые гибридные карьеры. В 2017 году журнал The Economist сделал большой обзор о lifelong education. Вместе с компанией Burning Glass Technologies они проанализировали несколько тысяч вакансий, опубликованных на различных сайтах в Западной Европе и в США, и выяснилось, что

всем людям, востребованным сейчас на рынке (в сфере управления и на других высокооплачиваемых должностях), как правило, требуется ряд навыков, на первый взгляд неважных для их профессии.

Так, практически каждому менеджеру высшего звена и руководителю нужны навыки кодинга и data science. Возможно, когда-то его карьера этого не предполагала, но сегодня эти навыки требуются в 45% вакансий с большой зарплатой, и этому нужно учиться параллельно.

С точки зрения доступного всем образования все началось всего около десяти лет назад. В 2008 году появился пионер серьезного онлайн-обучения — Khan Academy. В 2010 году запустили Udemy — следующий большой проект, предлагавший доступные всем онлайн-курсы. В 2012 году появился проект Coursera, ставший в апреле 2019 года «единорогом» (его стоимость превысила миллиард долларов). Раньше компании, имеющие отношение к онлайн-обучению, не стоили так дорого. Но сегодня это действительно востребованные массовые сервисы, доступные практически всем и меняющие подход к онлайн-образованию. Например, сейчас есть много программ, дающих степень бакалавра или магистра. Эти программы предоставляются ведущими американскими университетами, но при этом стоят довольно дешево — во-первых, из-за онлайн-формата, а во-вторых, вследствие того, что они часто используют так называемый P2P-подход в обучении, когда контрольные работы у одногруппников часто проверяют сами студенты. Это позволяет запускать и вовсе бесплатные программы. Например, школа программирования для взрослых, основанная изначально во Франции, — Ecole 42. 42 здесь — из «Автостопом по галактике», главный ответ на самый главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого… Филиалы этого проекта сейчас уже есть и в Кремниевой долине, и в России. Российский аналог — «Школа 21».

Новые профессии и сельхоз-тренд

Чтобы понять, чем мы будем заниматься через десять лет, нам уже не нужно просматривать каталог профессий и вузов. Каждый из нас, зная, чтó он умеет делать лучше всего, скорее всего, сам может спроектировать свою будущую занятость.

В течение пяти-десяти лет появится огромное количество новых и интересных профессий. Например,

специалисты по digital rehab будут придумывать досуг без соцсетей и вообще без средств связи. Появятся люди, обеспечивающие максимально комфортное умирание и планирование смерти.

Будут очень востребованы специалисты по биотехнологиям — например, инженеры, выращивающие в лабораториях искусственные органы, мясо и растения.

Об этом важно знать родителям, которые, как правило, сомневаются в том, кем лучше быть их детям, и часто совершают грубейшие ошибки, когда пытаются планировать их карьеру. Например, сегодня самая высокая динамика роста зарплат — в сельском хозяйстве, но среди родителей, задумывающихся о будущей карьере детей, эта отрасль считается наименее привлекательной. Только потому, что для большинства родителей сельское хозяйство — это не агротех, в который вкладываются миллиарды, а устаревшее видение труда с образами доярок и бригадиров.

Микрообучение

Сегодня изменились формы получения образования после первого высшего. Классический подход: бакалавриат, магистратура, бизнес-школа и executive education (дополнительное профессиональное образование для руководителей в бизнесе. — Прим. T&P). Все это в разных формах (офлайн-, онлайн-обучение или их сочетание — так называемое blended learning, или смешанное обучение) и различные профессиональные сертификации.

Сейчас это все считается немного устаревшей моделью. Устаревает и отношение к диплому как к некоторой ценности. Выше я уже упоминала, что первое высшее образование перестало быть настолько важным, — гораздо большую ценность представляют ваши профессиональные компетенции, позволяющие делать что-то уже сейчас, в этом проекте, в этом бизнесе. Поменялся подход к сертификатам: различные

университеты и онлайн-проекты практикуют так называемые сертификаты мастерства (skill certificates) — зачастую они важнее классического вузовского диплома, потому что позволяют сказать, что вы за этот год серьезно улучшили свои навыки в какой-то области

или, например, освоили работу в определенной программе. Подобных сертификатов бесконечное множество.

Так как сегодня стало сложно планировать образовательную траекторию на длительное время вперед, то стали востребованы различные формы микрообучения. Как правило, это различные смысловые топики, длящиеся по 15–20 минут, и небольшое итоговое задание, позволяющее проверить, как вы усвоили материал. Микрообучение позволяет выбрать интересующие вас темы из различных курсов и собрать таким образом свой индивидуальный курс.

Образование становится все более гибким. Важно, чтобы в процессе обучения участвовал не только преподаватель, но и другие студенты — в формате дискуссий, проверки работ сокурсников, совместных проектных работ. Поэтому настолько ценны международные программы: вы учитесь общаться с людьми из другой страны и становитесь более ценным работником в своей компании. Во многих университетах и онлайн-курсах исчезло понятие набора (осеннего или весеннего): большинство популярных программ набирают студентов в течение всего года.

Все это демонстрирует важное изменение подхода к людям на рынке труда. Раньше нужно было оценить некоторое количество кандидатов и выбрать из них самых талантливых. Но теперь все люди важны и нужны, и главный подход в обучении заключается в подборе обстоятельств, в которых конкретный человек может эффективно чему-то научиться. А значит, в таком разнообразии возможностей всегда можно найти подходящую форму обучения.

«Человек Возрождения»

От жесткой специализации мы переходим к необходимости обладать синтетическими знаниями. Метафора «человек Возрождения» стала популярной в корпоративной и образовательной средах. Так называемый ренессансный человек обладает знаниями в разных отраслях, может объединить гуманитарный и технический подходы. Именно это сейчас востребовано: точки роста в экономике находятся не в одной отрасли, а между ними (пример — био- или агротехнологии), почти все области сегодня движутся в сторону большего технологического оснащения и междисциплинарного знания.

Тезис о востребованности «человека Возрождения» можно проиллюстрировать несколькими примерами. В 2015 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе в топ-10 самых важных профессиональных компетенций креативность занимала последнее место, а по прогнозу на 2020 год она оказывается уже на третьем месте. На первом месте в 2020 году оказывается комплексное решение проблем, а на втором — критическое мышление — насколько человек умеет быстро получать новые знания, ориентироваться в меняющемся мире и принимать верные решения, не поддаваясь так называемым когнитивным искажениям.

Уходит в прошлое умение проводить переговоры, убеждать.

Это всегда было востребованным навыком, особенно в продажах, но теперь все больше решений о покупке чего-либо или сотрудничестве с той или иной компанией делается на основе анализа данных, а не на основе оценки вашего дара убеждения во время переговоров.

В сфере технологий мы наблюдаем реванш гуманитариев. В 2015 году на обложке американского Forbes появился основатель компании Slack Стюарт Баттерфилд. Баттерфилд — магистр философии, и именно понимание особенностей работы человеческого мозга, мышления и общения дали ему возможность спроектировать замечательную программу, позволяющую автоматизировать коммуникации во многих компаниях. А директор по продукту в Slack — бывшая актриса, что еще более экзотично.

В сфере технологий еще в начале 2000-х годов началось разделение на product и development. Сейчас практически везде продукт создают не программисты или инженеры — всегда есть руководитель проектов (product owner), связующее звено между технологиями, потребностями рынка и бизнесом. Такому product-менеджеру необходимо обладать определенной креативностью и целостным мышлением, чтобы придумать продукт и фактически предложить его дизайн в широком смысле слова.

Раньше, когда в Кремниевой долине говорили о востребованных людях, употребляли аббревиатуру STEM (science, technology, engineering, mathematics). Сейчас она превратилась в STEAM, где «А» означает art —

бэкграунд, который тоже нужен технологии. Таким образом, гуманитарная часть вашего образования также может оказаться очень важной для продвижения по карьерной лестнице.

 

Топ самых нужных навыков

Это мой личный шорт-лист междисциплинарных навыков, необходимых специалисту в любой области, чтобы оставаться востребованным.

  • Аналитика и data science — все, что связано с анализом данных. Работаете ли вы сейчас маркетологом, product-менеджером или редактором — нужно уметь анализировать. Есть большое количество программ, позволяющих работать с большими данными. С их помощью можно научиться некоторому количеству алгоритмов, что позволит легко анализировать результаты своей работы.
  • Контент-маркетинг — SMM, работа с социальными платформами, текстами и созданием смыслов. Можно еще вспомнить модное слово storytelling.
  • Нейробиология, человеческий мозг и мышление. Отрасли и направления, связанные с биологией и технологией, будут собирать миллиарды долларов инвестиций. Даже если вы не биолог, биоинформатик или биоинженер, знания о работе человеческого мозга важны для точной оценки результатов вашей работы, планирования и умения правильно оценивать ситуацию. Нейробиология — я бы сказала, важнейшая наука для топ-менеджера, потому что основная работа управленца — decision making, принятие решений.Мы водим машину, и мы знаем, как она работает. А знаем ли мы, как наш мозг на самом деле принимает решения, какие механизмы за этим стоят, притом что мы делаем это каждый день? Хотя бы минимальные курсы, связанные с нейробиологией, могут натолкнуть вас на интересные управленческие решения, коренным образом меняющие ежедневную работу, коммуникацию с подчиненными и принятие решений в компании.
  • Soft skills — так называемые мягкие навыки, или эмоциональный интеллект. Это ваше умение коммуницировать, понимать, что происходит с собеседником. Это гибкость мышления, умение из-за происходящего вокруг менять свою позицию или адаптироваться. Умение быть включенным, доказывать что-то и удерживать мысль, несмотря на сложные переговоры и стрессовую ситуацию. Многие из десяти самых востребованных к 2020 году компетенций, о которых говорили в Давосе, — типичные soft skills.
  • «Железо», робототехника и 3D-печать. В последние годы погружение в сферу технологий обычно ограничивалось программированием. Но сейчас в дихотомии hardware и software (аппаратное обеспечение и программное обеспечение) произошел перекос в пользу первого, и важно быть в курсе всего, что связано с роботами и 3D-печатью, то есть аддитивным производством. Происходящее в этой сфере коренным образом меняет все остальные отрасли — строительство, сельское хозяйство, медицину. 3D-дизайнер, как было принято, чаще всего востребован в киноиндустрии, компьютерных играх, но сейчас уже незаменим практически в любой отрасли (ведь чтобы что-то напечатать на 3D-принтере, нужно создать модель). Поэтому, чтобы понять, как будет устроена реальность в ближайшем будущем, как устроены вещи вокруг вас, даже если вы не собираетесь быть 3D-дизайнером и паять микросхемы, надо разобраться хотя бы в базовых вещах: как работает технология 3D-печати, какие бывают виды роботов, что заставляет их двигаться и как «железо» связано с программами.

Литература

 

https://theoryandpractice.ru