Актерское мастерство нужно не только тем, кто решил связать свою жизнь с театром или кино, но и всякому, кто время от времени выступает публично. Кроме того, знания об актерской кухне позволят по-новому взглянуть на театр и кино. В этой подборке хореограф, актер, преподаватель Школы-студии МХАТ и мастер творческой лаборатории Gogol School Никита Белых рассказывает о книгах, которые помогут заглянуть за кулисы и научиться играть самого себя.

Никита Белых

Хореограф, актер, преподаватель Школы-студии МХАТ и мастер творческой лаборатории Gogol School

Джуди Картер. «Stand Up. Библия комедии». АСТ, 2016

Книга подходит для всех, кто мечтает научиться рассказывать классные истории (не только комедийные). Это в первую очередь библия модного нынче жанра сторителинг (специально пишу по-русски, потому что в России как-то особенно относятся к этому явлению, для англоговорящих людей это само собой разумеющееся явление, такое же, как «говорение», «слушание» и т. д.). Книга классно объясняет, как привлекать внимание людей своими байками и находить остроумные сюжеты в повседневности (и даже в собственных неудачах).

Джек Шафер, Марвин Карлинс. «Включаем обаяние по методике спецслужб». Манн, Иванов и Фербер, 2015

Никогда бы не подумал, что книга с таким дурацким названием будет столь занимательной. Но если хотите с кем-то подружиться, втереться в доверие к недосягаемому начальнику или просто понравиться собеседнику, читайте обязательно. Автор 20 лет проработал в ФБР специалистом по поведенческому анализу — вербовал информаторов, выявлял преступников и убеждал шпионов сдавать пароли и явки. Кстати, очень легко и интересно написано.

Ивана Чаббак. «Мастерство актера. Техника Чаббак». Эксмо, 2016

Среди учеников Чаббак, которая возглавляет школу драмы в Лос-Анджелесе, — Брэд Питт, Холли Берри и Шарлиз Терон. А по ее книге учится весь Голливуд. Это система Станиславского, переработанная для начинающих киноактеров.

Колум Маккэнн. «Танцовщик». Фантом Пресс, 2014

Книга, сделанная по дневникам людей из окружения Рудольфа Нуриева. О том, к чему приводит мировая слава и как тяжело гениям в быту. Я серьезно занялся танцевальным театром как раз после прочтения этой книги.

Питер Брук. «Пустое пространство». Прогресс, 1976

Если вы уже успели полюбить театр, этот шедевр, написанный великим режиссером, поможет лучше его понять. Книга основана на курсе лекций о современном театре, которые Брук прочитал в 1965 году.

Виктор Вилисов. «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили». АСТ, 2019

Пожалуй, это лучший нонконформистский манифест о современном русском театре. Хотя я не со всем согласен, мне было очень интересно прочитать все ответы Вилисова на вопрос, вынесенный в заголовок.

https://theoryandpractice.ru