Каким ресурсам доверяют HR-специалисты? Кто формирует мнение профессионального HR-сообщества? Где HR-менеджеры узнают новости, аналитику, где обсуждают тренды HR-рынка? В августе 2019 года редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам российского HR-рынка на портале Executive.ru и в сервисе Pressfeed.
Поскольку вопросы были заданы здесь, на сайте, наиболее частым ответом был: «Портал Executive.ru». Спасибо за доверие, но нас в данном случае интересовали другие ресурсы: паблики, сообщества, каналы…
В опросе приняло участие 40 HR-директоров. Благодарим их за то, что поделились опытом с аудиторией! Результаты опроса отражены на слайдах в конце этой публикации: мы назвали те ресурсы, которые встречались в ответах чаще других. Также эксперты прокомментировали состояние дел в HR-сегменте интернета.
Самый главный источник профессиональных знаний – нетворкинг
Дарья Левицкая, руководитель по подбору персонала в России и СНГ, Schneider Electric
Я регулярно читаю HBR и Forbes, кроме того, из поля внимания не выходят такие ресурсы, как Gartner, SHRM и другие иностранные специализированные платформы. Но самый главный источник профессиональных знаний, по моему мнению – это нетворкинг и обмен опытом и информацией между коллегами внутри компании. Что касается Telegram-каналов, то я бы рекомендовала обратить внимание на платформу для оптимизации рекрутмента Potok.
HR-сообщество прочно обосновалось в социальных сетях
Яна Савченко, HRD, TalentTech
HR-сообщество прочно обосновалось в социальных сетях. В моем рабочем арсенале практически не осталось традиционных HR-СМИ. Причина того – наша практика довольно быстро меняется, а профильные СМИ не успевают интересно и полезно ретранслировать эти изменения. Но это с успехом делают те, кто работает «внутри» рынка и находятся в эпицентре событий.
Мой список полезных профессиональных информационных ресурсов выглядит так:
- Новости по индустриальным мероприятиям, кейсы из практики компаний, обзоры технологичных инструментов для HR-практик и прикладные лайфхаки (в виде чек-листов и ссылок), которые полезны в нашей «кухне», я беру в «Харчо-журнале».
- Аналитика, крупные рыночные исследования и большие новости о компаниях, увольнениях, покупках и других важных событиях на российском рынке регулярно появляются в Telegram-канале Александра Маслюка @WTF_HR. Формат канала полностью скопирован с популярного Telegram-канала «Беспощадный пиарщик», но с прицелом на HR-рынок. Оценка событий иногда спорная, но полезная. Отдельное спасибо автору за иностранные исследования, которыми он делится.
- А чтобы получить обратную связь, услышать мнение коллег о том, что вас интересует, обсудить конкретную рабочую задачу, найти подрядчика или партнера, я бы советовала идти в Facebook-группы «HR Хаб» и HRDome. Там обитает многотысячная армия HR-специалистов совершенно разного уровня, HRD крупных компаний, которые готовы поделиться своей экспертизой с коллегами по цеху. Мы не раз закидывали на обсуждение участников группы рабочие гипотезы, идеи новых HR-tech-продуктов и просьбы объяснить, как работает тот или иной процесс в компании Х, и в большинстве случаев получали полезные советы и ценную обратную связь. Будьте готовы и сами делиться своим мнением и советами – именно на win-win-комбинации и построена работа этих сообществ.
Для расширения профессионального кругозора хороши конференции
Ярославна Медведева, генеральный директор, Logros
Для саморазвития существует много электронных журналов: «Штат», «Директор по персоналу», «Трудовые споры» со статьями для всех HR-направлений и читателей различного уровня.
Для отслеживания трендов и расширения профессионального кругозора хороши конференции. С развитием технологий появилась возможность принимать участие онлайн или покупать видео докладов (тоже считаем это интернет-ресурсом). Самые популярные: HR API, конференции от «Штат», MarHR. Но предпочтения часто зависят от города, в котором они проводятся.
HR-новости и тренды представлены в рассылках от NewHR, potok.io, в блоге MarHR.
Много Telegram-каналов. Большинство из них посвящены рекрутингу с вакансиями и резюме и специфичны по сферам бизнеса. Список может быть бесконечным, лучше сразу гуглить по сфере.
Есть активные сообщества в Facebook: «HR-клуб «Как делать?», «Злой HR», HRDom.
Однако, чтобы идти в ногу со временем, следует также обращать внимание:
- На развивающийся бизнес: читайте материалы канала «Темная сторона», рассылки Фонда развития интернет-инициатив, публикации сообщества Executive.ru.
- На маркетинг, поэтому рекомендую такие ресурсы: сайт Devrelconf.ru, тот же блог MarHR.
- На product-менеджмент – можно порекомендовать группу в Facebook Product Club, Telegram-каналы Epic Growth Channel, No Flame no Game.
- На управление проектами: здесь могут помочь сообщества профессионалов в области проектного менеджмента, журнал «Управление проектами».
Рунет дает огромные возможности для развития
Ани Паравян, Recruitment Consultant, Recruitment boutique S.M.Art
На просторах Рунета можно найти практически все: от азов организации рабочего процесса до сообществ, помогающих хедхантеру «поймать» лучшего специалиста. Чтобы успевать за постоянно меняющимся рынком труда, HR-менеджерам необходимо постоянно обогащать свои знания, чтобы быть на острие трендов.
Одним из самых известных информационных ресурсов является HR-portal.ru. На сайте можно узнать и о тенденциях рынка Human resource management, и о нововведениях в данной сфере. Также много полезной и интересной информации можно найти на HR-journal.ru. Интересный портал для получения новой информации – HR-TV.ru. Где можно узнать о многих технологиях, включая геймификацию и управление микроклиматом организации, научиться публичному выступлению и развитию эмоционального интеллекта команды.
Обретают популярность и Telegram-каналы, где информируют об актуальных вопросах управления персоналом. А в сообществах профессионалы в области HR-менеджмента оказывают взаимопомощь в «хантинге» специалистов, делясь необходимой информацией.
Для мониторинга мы пользуемся обзорами консалтинговых агентств
Наталья Шалыгина, заместитель директора по работе с персоналом, «Инфосистемы Джет»
В процессе подбора сотрудников мы используем популярные инструменты: Hh.ru – для более массовых вакансий; «Мой Круг» – для IT-сотрудников уровня Junior и Middle; LinkedIn для сформировавшихся профессионалов. Для поиска узкоспециализированных специалистов на штучные вакансии мы также посещаем профильные форумы, конференции и выставки. Кроме этого используем сервис AmazingHiring, который объединяет несколько аккаунтов кандидата в интернете, например, Github, Behance и Facebook, в единый профиль.
Безусловно, помимо здоровой корпоративной культуры и комфортных условий работы, ключевым фактором удержания сотрудника в компании является его уровень зарплаты. Для регулярного мониторинга рынка «стоимости» специалистов мы пользуемся обзорами консалтинговых агентств Antal и Анкор.
Поскольку у нас работают специалисты из разных областей IT (разработчики, системные архитекторы, специалисты по информационной безопасности), то к развитию их карьерных траекторий мы подходим индивидуально: составляем план обучения на тех курсах, которые будут релевантными конкретному сотруднику. Для консолидированного обучения, тестирования и сертификации наша компания использует Prometric.
К сообществам я присоединяюсь только по рекомендации
Светлана Белодед, руководитель отдела по работе с персоналом, QBF
Я выделила бы два общих типа источников, разделив их на «фундаментальные» и «оперативные». К первым я отнесу книги, семинары и конференции. Ко вторым – интернет-ресурсы, взявшие на себя функцию периодических изданий, в частности социальные медиа.
Для меня источником информации являются либо группы в Facebook, либо каналы в Telegram. Это самый быстрый и удобный способ обмена идеями, кейсами и новостями. Время, когда специалисты по работе с персоналом выписывали объемные альманахи или журналы и читали их от корки до корки, безвозвратно ушло в прошлое.
К сообществам я присоединяюсь только по рекомендации. В дальнейшем, если в течение месяца я понимаю, что контент интересен и близок мне по духу, тогда канал или группа остаются у меня в постоянных подписках.
HR-сообщества – возможность общаться без купюр и без выноса информации вовне
Анна Гаан, продюсер, Compot
HR-менеджеры, которые занимаются развитием персонала, читают «Ведомости» (рубрика «Карьера»), журналы Harvard Business Review и «Генеральный директор», а также Executive.ru и HR-TV. Рекрутеры читают Telegram-канал Алены Владимирской, специализированные каналы типа HR4PR, публикации портала «Антирабство».
Популярный HR-тренд – объединение в комьюнити с возможностью офлайн-встреч, так как многие участники подписывают соглашения о неразглашении, и сообщество для них – возможность общаться без купюр и без выноса инфо вовне. Есть закрытая Facebook-группа HRDome. Крупные кадровые агентства, вроде Ward Howell, строят свои сообщества из топовых специалистов, так как это помогает хантингу.
Результаты опроса HR-директоров
Слайд 1
Медиаресурсы на слайде 1 названы в порядке убывания частотности: на первом месте (верхняя строка, слева) – самый упоминаемый ресурс, справа от него – второй по частоте упоминания и т.д. Чтобы получить ссылки на ресурс, скачайте файл pdf и кликните на логотип ресурса.
Слайд 2
Каналы на слайде 2 также приведены в порядке убывания частотности: на первом месте – самый упоминаемый ресурс. Чтобы посмотреть полный список приведенных каналов и получить ссылки на них, скачайте файл pdf
Слайд 3
Может сложиться впечатление, что вакансии в мессенджере Telegram рассчитаны прежде всего на не слишком озабоченных карьерой представителей молодого поколения: преобладают предложения фриланса и удаленной работы. Однако в канале Алены Владимирской встречаются серьезные предложения. Каналы в списке приведены по убыванию аудитории. На третьем слайде мы не стали делать активные ссылки.
Слайд 4
На слайде 4 приведены группы в социальных сетях, названные участниками опроса. Чтобы посмотреть полный список приведенных пабликов и получить ссылки на них, скачайте файл pdf.
https://www.e-xecutive.ru