Из каких основных фаз состоит переход от поставленной задачи к ее решению? Глава из книги «Дизайн-мышление».

 

Михаэль Леврик, Патрик Линк, Ларри Лейфер «Дизайн-мышление. От инсайта к новым продуктам и рынкам». – СПб: «Питер», 2020.

На наших глазах рождаются стартапы, которые создают новые рынки, используя дизайн-экосистемы. Компании осуществляют цифровую трансформацию, чтобы по максимуму использовать методы обработки данных и быть на шаг впереди конкурентов. Если вы не хотите упустить свой шанс  эта книга для вас. Авторы помогут вам: применить различные инструменты и методы дизайн-мышления в конкретных ситуациях; создать эффективную команду; ориентировать продукт на пользователя; ввести дизайн-мышление в организациях; научиться создавать цифровую продукцию; объединить дизайн-мышление с Big Data.

Малый цикл дизайн-мышления

Давайте посмотрим, из чего состоит процесс дизайн-мышления. По сути, это переход от поставленной задачи к ее решению при помощи повторяющихся в цикле процедур. Мы фокусируемся на нуждах пользователей, поэтому дизайн-мышление часто называют человеко-ориентированным дизайном (Human-Centered-Design). Опытным дизайнерам процесс работы уже знаком, тем не менее, мы кратко рассмотрим фазы малого и большого циклов, а также их ключевые моменты.

В Институте имени Хассо Платтнера и в большинстве университетов используется цикл из шести шагов. В большинстве компаний фигурирует от трех до семи фаз малого цикла дизайн-мышления.

Понимание

Отправная точка – это не цель, которую надо достичь, а человек, который в чем-то нуждается или хочет решить проблему. Как только мы поняли, в чем состоит эта проблема, то следует определить ее на нужном уровне удовлетворения потребности. Вопрос «Почему?» позволяет расширить творческие рамки, а вопрос «Как?» сужает их. Проиллюстрируем этот принцип, взяв в качестве примера необходимость дальнейшего образования:

дизайн-мышление

Важно не только сформулировать задачу, но и понять общий контекст. Можно получить представление о фундаментальных принципах, ответив на шесть вопросов (кто, почему, что, когда, где и как):

  • Кто ваша целевая аудитория (размер, тип, характеристики)?
  • Почему пользователь думает, что ему нужно это решение?
  • Что пользователь предлагает в качестве решения?
  • Когда и на какое время нужен результат (временной интервал проекта или жизненный цикл продукта)?
  • Где будет использоваться результат (среда, носители, местоположение, страна)?
  • Как будет внедрен результат (навыки, бюджет, бизнес-модель, выход на рынок)?

Наблюдение

Мы уже показывали фазу наблюдения, когда попытались лучше понять потребности наших читателей. Мы рассмотрели представителей трех различных сред, применяющих дизайн-мышление, и понаблюдали за группой людей на работе. Для этого мы использовали разные возможности: в институте имени Хассо Платтнера, в Стэнфорде, где общались с преподавателями курса ME310, на семинарах сообщества DTP, посвященных проблемам стартапов, на внутрикорпоративных семинарах и т. п.

Документируйте и визуализируйте результаты наблюдений, чтобы потом можно было поделиться ими с другими людьми. Большинство практиков дизайн-мышления использует качественный анализ. Для этих целей применяются доски, куда наклеивают стикеры с идеями, истории в фотографиях, диаграммы связей и снимки различных ситуаций и людей. Эта информация помогает создавать и совершенствовать персон, а также развивать эмпатию.

Определение точки зрения

Используйте все находки, интерпретируйте и взвешивайте их. Фасилитатор побуждает команду делиться собственным опытом, чтобы создавать общую базу знаний. Этому способствует сторителлинг, показ фотографий и описание реакций и эмоций. Напомним, что основная цель состоит в дальнейшей проработке или в изменении персон.

Поиск идей

На этом этапе используются методы, повышающие творческий потенциал: мозговой штурм или создание эскизов. Нужно придумать и визуализировать как можно больше концепций.

Поиск идей тесно связан с построением и тестированием прототипов. В зависимости от постановки проблемы, можно сначала провести общий мозговой штурм. Опыт показывает, что успеха проще достичь адресным представлением отдельных задач. Это позволяет контролировать творческий поиск и дивергентную фазу. На этом этапе проводят сравнение с другими отраслями и ситуациями. Можно генерировать идеи при помощи «темной лошадки», которая создается намеренным игнорированием реальной ситуации или объединением лучших идей с худшими. Можно даже попытаться решить задачу, убрав из рассмотрения все ограничивающие факторы. Перечисленные здесь приемы подробно будут разбираться при описании большого цикла.

Прототипирование

В описании предыдущей фазы уже есть шаги «Построить прототип» и «Протестировать прототип», так как эти процессы неразрывно связаны с поиском идей. Придавать идеям осязаемую форму и тестировать их с привлечением пользователей лучше всего на ранних стадиях работы. Мы получаем обратную связь, позволяющую улучшать прототипы. В данном случае ваш принцип прост: полюби, измени или оставь!

Тестирование

После каждого разработанного прототипа и/или после каждого нарисованного эскиза наступает этап тестирования. Оно может проводиться командой, но при этом важно взаимодействие с потенциальными пользователями. Тестирование выполняется разными способами. Прототипы и отдельные функциональные характеристики тестируются быстро и с привлечением испытуемых. Этот этап дает самую качественную обратную связь. Мы разрабатываем идею до тех пор, пока не полюбим ее. В противном случае ее лучше отбросить или видоизменить.

Обдумывание

Перед началом новой итерации стоит обдумать выбранное направление. Ответьте на вопрос, насколько социально приемлемы и эффективны с точки зрения ресурсов выдвинутые идеи и результаты их тестирования. В Scrum, например, фаза обдумывания соответствует ретроспективе. Обсуждаются процесс и последняя итерация, и команда отвечает на два вопроса: что было сделано хорошо и что нужно улучшить. Можно организовать цикл обратной связи в форме «мне нравится – я хотел бы». Или структурировать отзывы в виде таблицы. Ну и, разумеется, на этапе обдумывания происходит обобщение предложенных идей, если этого не было сделано на этапе тестирования.

На базе сделанных выводов мы обновляем персону, а если нужно, то и другие документы. В общем случае фаза обдумывания помогает исследовать новые возможности, потенциально ведущие к лучшим решениям или улучшающие процесс в целом.

 

https://www.e-xecutive.ru/