Внедрять искусственный интеллект в бизнес-процессы или лучше повременить? Разбираем «цифровые» риски работника и работодателя.

По опросам TAdviser, уже сейчас 30% руководителей применяют «умные» инструменты. Эксперты разнятся в цифрах, но сходятся в оценке общей тенденции: интеллектуальная автоматизация работников набирает обороты.

Внедрять новые технологии — всегда большие риски. Но избегать таких проектов — означает еще большие риски. В статье мы разберем основные опасения работников и работодателей в отношении искусственного интеллекта (ИИ); рассмотрим, чем рискует предприятие и конкретный сотрудник, сторонясь цифровизации. И найдем общие места, которые позволят бизнесу и работникам лучше понять точки зрения друг друга.

В рассуждениях мы используем две предпосылки: любое решение рождает риск, любой риск требует компенсирующего мероприятия. Мнения руководителей по поводу значимости того или иного риска могут отличаться. В вопросе внедрения ИИ есть две стороны: работодатель и работник. Поэтому мы сопоставим риски и возможности для тех и других на матрице 2 x 2, которую часто используют для переговоров и принятия решений.

Вы решили внедрять ИИ: сторона работодателя

Начнем с самого верха: почему вообще у предприятия возникает необходимость в автоматизации и интеллектуальных инструментах.

Коммерческая компания в любой рыночной экономике находится под гнетом конкуренции. Чтобы развиваться и укреплять свои позиции, руководство ищет способы увеличить доходы и снизить расходы. Если рынок устоявшийся (например, зерно, металл или нефтепродукты), то доходы сильно не поднять. Сосредоточимся на расходах.

Расходы удобно представить тремя крупными группами:

  • прямые расходы (все, что непосредственно связано с производством ценностей);
  • накладные расходы (ценность не создается, но создается производственная и информационная среда);
  • компенсация рисков (все, что связано с покрытием внезапного ущерба).

Внедрение инструментов ИИ актуально для второй и третьей группы. Выделим главные эффекты «умных» проектов:

  • увеличение скорости работы (обработать больший объем документов за меньший срок);
  • улучшение качества работы (сократить ошибки, привести документы в единообразие, сократить рисковый бюджет).

Итак, руководство внедряет интеллектуальное ПО с понятной и очевидной бизнес-пользой. У работодателя появляется кадровый резерв: часть работников освободилась, их можно направить в продажи или на производство.

Но внезапно проект буксует, полезный эффект не видно. Причины могут быть в следующем:

  • саботаж проекта своими же работниками («раньше было лучше», боязнь увольнения);
  • ошибки в самом ИТ-проекте внедрения (неверные приоритеты, недостаток ресурсов, промахи в проектировании и т. д.)

От ошибок на проекте поможет четкое взаимодействие руководства предприятия с проверенным вендором. Подробнее о нюансах процесса внедрения можно посмотреть здесь.

Что касается недоверия персонала, то яркие представители саботажников обсуждались тут. Чтобы преодолеть сопротивление, автор той статьи рекомендует: разбить сотрудников на группы, найти к ним подход; прислушиваться к опасениям сотрудников, к их пожеланиям; поверить в то, что каждый сотрудник может внести полезный вклад в трансформацию. Поэтому следующим пунктом рассмотрим, что скрывается за опасениями людей.

Внедрение ИИ: сторона работника

Руководство внедряет интеллектуальное решение. В документах действительно стало меньше ошибок, сотрудники быстрее справляются с документопотоком. У сотрудника возникает риск потерять рабочее место: теперь предприятию достаточно двоих делопроизводителей вместо десяти. Риск объективный, реальный. Вот и основание для саботажа.

В этот момент до работника важно донести, что искусственный интеллект — это всего лишь инструмент. Он принимает данные на вход, обрабатывает их по определенным правилам и выдает результат.

ИТ-специалисты знают, как «умное» ПО работает, могут настроить и развить его.

Руководитель знает, какой бизнес-эффект получит предприятие в целом от цифровизации вашей работы. А какова прикладная цель обработки, откуда взять данные, какие данные подать на вход, откуда взяты правила обработки, как интерпретировать результаты — это знает только специалист-предметник. Именно сотрудник может рассказать, как использовать новое ПО в своих задачах, как это облегчит повседневную работу. И именно специалист-предметник знает, какие аспекты работы невозможно автоматизировать, а какие в первую очередь переложить на ИИ.

Такой специалист должен встать над интеллектуальным инструментом. Знание предметной области уже есть, навыки работы с данными — тоже. Остается нарастить цифровые компетенции, это и есть главная защита от риска увольнения. Работник может примерить роль эксперта: и задачи интереснее, и зарплата выше.

Остаться без работы рискуют те сотрудники, которые не хотят осваивать новые инструменты или новые предметные области. Но тут не будем скоро осуждать: причины могут быть глубже — возраст, здоровье, семейные обстоятельства.

А если не внедрять?

Теперь обратно: руководство отказалось от внедрения интеллектуальных информационных систем. В этом случае предприятие попадает в зону «отстающих». Конкуренты с рынка никуда не ушли, они здесь, и они оптимизируют свои расходы с помощью ИИ. Конкуренты никогда не подводят.

Чтоб скомпенсировать этот риск, руководство будет снижать прямые производственные расходы (например, выберет более дешевое сырье). Долгосрочным следствием будет ухудшение качества продукции, рост рискового бюджета (чаще аварии, суды, штрафы). Медленно, но неуклонно такое предприятие двигается в тупик.

Снова спустимся на уровень сотрудника, который продолжает вручную обрабатывать документы. Плоды «ручного» труда несут на себе печать человеческой слабости. Утомление, рассеянное внимание, эмоции.  Рынок требует быстрого движения информации, а сотрудник уже на пределе. В документах появляются ошибки, ошибки выливаются в ущерб.

К некоторому объему ущерба предприятие еще готово, для этого и закладывают рисковый бюджет. Если он превышен, отвечать будут лично сотрудник и его руководитель своими зарплатами и премиями. А предприятие из-за ошибки в документе или неполного комплекта документов упустит выгодный контракт на несколько миллионов рублей. В проигрыше все.

Внедрять или не внедрять?

Есть области работы, когда без интеллектуальной автоматизации не обойтись. Например, человек физически не сможет обрабатывать тысячи и сотни тысяч документов в день. А есть такие документы, которые вообще нельзя показывать сотрудникам. «Объемы + информационная безопасность + безошибочность» — это область, где человек уже точно не конкурент искусственному интеллекту.

Но ИИ не работает сам по себе, не ставит цели и равнодушен к результатам. И живой специалист по-прежнему критически нужен, но с другими компетенциями и для других задач.

Сегодняшняя конкуренция заставляет компании внедрять интеллектуальные инструменты. Вести «умный» ИТ-проект — это риск кратковременный. «Выстрелит» — хорошо, нет — тоже неплохо: неуспех покажет, что нужно менять в проекте, или в процессах, или в философии предприятия. Предприятие рискует только бюджетом проекта.

Не внедрять совсем — риск стратегический. У подобного отказа далеко идущие последствия. Сиюминутная экономия сначала приведет предприятие к отставанию от рынка. А со временем такое предприятие вообще может выпасть из бизнес-среды, потому что партнерам будет неудобно и неэффективно с ним работать. Не внедрять и не пробовать — значит, гарантированно привести компанию к упадку. Также и работник без цифровых компетенций станет неинтересен завтрашнему бизнесу. Предприятие, которое сторонится интеллектуальной автоматизации, рискует своим будущим.

 

https://www.e-xecutive.ru/