Последние 20 лет писатель Кормак Маккарти — автор «Дороги», «Старикам тут не место» и еще десятка романов — редактирует научные работы. Среди авторов, с которыми он сотрудничал, — астрофизик Лиза Рэндалл и физик, автор научпоп-бестселлера «Масштаб» Джеффри Уэст. А также эколог Вэн Сэвидж и эволюционный биолог Памела Йе, которые опубликовали в журнале Nature инструкцию, собранную из советов Маккарти. Эта инструкция пригодится не только ученым, но и каждому, кто хотел бы написать о своем предмете, но не имеет писательского или редакторского опыта. Публикуем перевод — с «поправками на язык».

Минимализм помогает достичь ясности. Спросите себя: сохранится ли моя первоначальная мысль без этого знака препинания, этого слова, этого предложения, этого абзаца или этого раздела? Убирайте лишнее везде, где только возможно.

Выберите тему статьи и две-три основные мысли, которые читатель должен запомнить. Они должны проходить через всю статью красной нитью, а слова, предложения, абзацы и главки — связывать их. Если какой-либо элемент статьи не помогает читателю понять основную тему, уберите его.

Ограничьте каждый абзац одним тезисом. Он может даже состоять из единственного предложения. Рассматривая тезис, поставьте вопрос, развейте идею и дайте ответ. Поставить вопрос и оставить без ответа — тоже прекрасно.

Делайте предложения короткими, простыми и недвусмысленными. Немногословные, ясные предложения хорошо подходят для научных объяснений. Используйте меньше причастных оборотов, сложносочиненных предложений и вводных слов — таких, как «так или иначе» и «таким образом», — чтобы читатель мог сосредоточиться на основном сообщении.

Не тормозите читателя. Избегайте сносок, потому что они нарушают ход мысли и заставляют глаза метаться взад-вперед, пока руки листают страницы или кликают по ссылкам. Старайтесь избегать жаргона, модных словечек или слишком уж специальной терминологии. И не повторяйте одно и то же слово постоянно — это скучно.

Не переусердствуйте. Используйте прилагательные, только если они уместны. Ваша статья — это не диалог с читателем, так что не стоит лезть из кожи вон, отвечая на вопросы, которые вам еще никто не задал. Не повторяйте одну и ту же мысль в разных вариациях в каждой главке. Не пишите «разобрались и выяснили» — выберите что-то одно (или «разобрались», или «выяснили»), иначе ваши читатели сдадутся раньше, чем дочитают.

Не переживайте из-за читателей, которые готовы придраться к любой мелочи и выдать простыню уточнений к каждому вашему утверждению. Наслаждайтесь письмом.

Что касается грамматики, разговорный язык и здравый смысл для первого черновика лучше, чем справочник. Быть понятым важнее, чем составить грамматически идеальное предложение.

Запятые обозначают паузу в разговоре. Запятая после вводного «напротив» нужна не для того, чтобы отделить его от остальных слов в предложении, а для того, чтобы отделить предложение от предыдущего. Проговаривайте предложения вслух, чтобы отметить паузы.

Тире подчеркивают — без использования полужирного или курсива — важные оговорки. (В скобках они звучат тише и мягче.) Не используйте точку с запятой как костыль для поддержки плохо связанных мыслей. Не будьте занудами — иногда можно использовать разговорные формы слов. И не ставьте восклицательный знак только для того, чтобы привлечь внимание к важности вашего суждения. Вместо него можно использовать «как ни странно» или «любопытно, что», но не больше одного раза за статью.

Разбавьте формальный тон вопросами и разговорными выражениями (но избегайте диалектизмов). Обращайтесь к опыту читателя, чтобы поддержать его интерес. Безличный текст не сделает вас в глазах читателя объективнее: фраза «Земля является центром Солнечной системы» не более научна, чем «Мы находимся в центре Солнечной системы».

Используйте образный язык и примеры. Если речь идет об абстрактном круглом предмете произвольного цвета, гораздо увлекательнее будет рассказ о красном воздушном шарике или голубом бильярдном шаре.

Не пытайтесь вставить формулу в середину предложения. Чтобы отделить ее от основного текста, используйте разрывы строк, отбивки, дополнительные разделы, интуитивно понятные обозначения. И внятно объясняйте, как от предположения вы переходите к формуле, а от нее — к выводу.

Когда вам кажется, что вы закончили, прочитайте работу вслух самому себе или другу. Найдите хорошего редактора, которому вы доверяете и который действительно потратит время и силы на вашу работу. Старайтесь облегчить вашему редактору жизнь. Пронумеруйте страницы и уберите двойные пробелы.

Отправьте работу в журнал и, пока рецензенты и редакторы не вернутся с фидбэком, не думайте о ней. А когда они вам напишут, вспомните совет Редьярда Киплинга: «Верь в себя, когда никто не верит, но и все сомнения учти». Измените текст там, где это ему на пользу, либо вежливо объясните, почему вы хотите сохранить первоначальную формулировку.

И не ругайтесь с редакторами из-за пунктуации, употребления слова «значительно» или использования «этот» вместо «данный». У каждого журнала свои правила, касающиеся стиля и оформления статей. Исключений они не делают.

В конце концов, просто напишите лучшую версию своей статьи. Вы не можете угодить неизвестному читателю, но можете угодить себе. Относитесь к ней как к своему наследию. А пока пишете, вспомните о тех статьях, которые в свое время вдохновили вас.

 

https://theoryandpractice.ru/