В сентябре в “ИКЕА Омск” в пятый раз за последние семь лет сменился директор. “ДО” выяснил причины частой ротации кадров, узнал, какой вклад в ассортимент магазина сделали омичи и ждать ли нам второй “ИКЕА”. Рассказывает директор “ИКЕА Омск” Александра Подледнова.

— Александра, расскажите свою историю о том, как вы попали в “ИКЕА” и стали директором магазина. Насколько я знаю, в этой компании руководителей со стороны не назначают.

— Я начала работать в Нижнем Новгороде менеджером бистро и, благодаря тому что компания дает возможность развиваться, за 10 лет проделала потрясающий путь. Успела поработать в разных городах, кроме Нижнего Новгорода — в Уфе, Краснодаре, Москве, и в разных позициях — и менеджером, и начальником отдела, отвечала за перестройку целого магазина в Химках. Причем работала как в магазине, так и в центральном офисе. Это все дало колоссальный опыт. И я очень рада, что наконец стала директором. Не могу сказать, что 10 лет шла именно к этому. В 25 все начинается очень просто, ты не заглядываешь так далеко. Но пару лет назад, когда я оценила свои возможности, то работала на тех позициях, которые, как мне казалось, нужны, чтобы закрыть пробелы в знаниях. Никакого специального опыта у меня не было — я биофизик по образованию. Компания проповедует истину, что она растет тогда, когда растут сотрудники. И для этого делается очень много.

— Директор магазина — это верхушка карьерного айсберга в “ИКЕА”?

— Айсберг получается очень бесформенный. В “ИКЕА” практикуется не только вертикальный рост, но и горизонтальный. Есть примеры, когда человек занимал должность в главном офисе компании, становился директором магазина, потом возвращался в главный офис и занимал менеджерскую должность в другом направлении. Или вот Айше Агекян была директором “ИКЕА Омск”, теперь она директор торгового центра “МЕГА Екатеринбург”. Директор “ИКЕА Екатеринбург” переехала в Канаду и стала директором магазина в Торонто. Компания это поддерживает.

— Сколько с 2009 года, когда в Омске открылась “ИКЕА”, сменилось руководителей?

— Пять, я шестая. Предыдущий директор Татьяна Блохина переехала в Москву и возглавила магазин “ИКЕА” в Теплом стане. Такая ротация много дает как человеку, так и магазину. Новые люди привносят новые идеи, что позволяет магазину и всему бизнесу развиваться. Если брать масштабы ротации в России, то в 2016 году сменилось пять директоров магазинов. Причем нет такого, что ты отработал определенный срок — и, будь добр, покинь позицию. Есть директора, которые работали по 5-6 лет, но было и такое, что человек уходил меньше чем через год. Все зависит от того, как сложатся звезды. Может быть, откроется вакансия, о которой ты давно мечтал, или возникнет потребность в кадрах — тогда кидают клич, и человек идет на передовую.

— Какие задачи поставили перед вами как новым директором?

— Задача у компании одна — сделать как можно больше людей счастливыми. Но каждый директор может выбирать, как ее решать. Хотя мы точно также посещаем дома омичей, спрашиваем, что они хотели бы улучшить в своей жизни, и точно также затем в нашем магазине строим для них интерьеры, которые помогут им решить свои проблемы, осуществить мечты.

— В прямом смысле ходите по домам?

— Да, это называется хоум-визиты. Ежегодно тысячи домов во всех городах, где есть “ИКЕА”, посещают наши дизайнеры, специалисты по продажам. Кстати, генеральный директор “ИКЕА” в России ходит с ними наравне. Интерьеры, которые вы видите в магазине, это чья-то реальная история. У каждого интерьера есть легенда. Дизайнер, когда его создает, не просто думает, что неплохо было бы поставить здесь кровать, у него есть понимание, что за семья здесь живет, какие у нее потребности, ежедневные ритуалы, хобби. Он садится и в таких же квадратных метрах создает пространство, в котором было бы комфортно каждому ее члену.

— Вы сказали, что ваша задача — сделать людей счастливыми. Но у нас все-таки деловое издание. Что стоит за этой фразой, какие финансовые показатели?

— Мы не можем раскрывать такую информацию, озвучиваем только несколько показателей по стране. Например, за прошлый финансовый год продажи “ИКЕА” в России выросли на 1,3%. Финансовый год у нас начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. То есть сейчас мы уже живем в 2017-м финансовом году. Омичи очень любят наш магазин. За все время, что он работает, его посетили около 25 млн человек, в том числе за последний год 3 млн.

— Магазины в Омске и, к примеру, в Новосибирске отличаются?

— Сравнивать очень сложно — каждый рынок уникален, в каждом городе живут особенные люди. Хотя во многом мы похожи: у нас по большей части небольшие квартиры. Особенность омичей в том, что они очень спортивные. В их квартирах мы часто видим велосипеды, лыжи, санки, клюшки.

Не зря здесь проходит Сибирский марафон! Соответственно, для нас одна из интересных задач — рассказать людям, как разместить все эти вещи.

— Как проходит ваш рабочий день?

— Как правило, утром я прохожу по магазину, приветствую ребят, мы убеждаемся, что готовы встретить гостей. Проходит большое количество встреч с командой не только нашего магазина, но и с командой “МЕГИ”, потому что мы хотим, чтобы торговый центр был местом, куда люди могут прийти на целый день всей семьей, чтобы им было интересно, комфортно и весело. Нужно всегда держать руку на пульсе. Я много времени провожу в торговом зале, общаюсь с покупателями, так сказать, из первых уст узнаю об их потребностях, в том числе помогаю в процессе покупки. Это обязательная часть моей ежедневной работы.

— При этом на вашем бейджике не написана должность.

— Директора магазина “ИКЕА” действительно не отличить от обычных сотрудников. Я очень люблю свою униформу, горжусь ей. Важно, что директор находится в центре событий, а не сидит в отдельном кабинете.

Даже в офисе нет иерархического разделения. У нас open space.

— Совпадает ли ассортимент магазинов “ИКЕА” в разных городах?

— Он не отличается. Во всех представлено порядка 9 тысяч артикулов, 2 тысячи из них ежегодно обновляются. Появляются новые товары, которые больше отражают тренды.

Например, мы ввели в ассортимент зарядные устройства для телефонов, торшер с зарядным устройством.

— Знаю, что какая-то часть продукции производится в России.

— Больше 50% от объемов продаж — это артикулы, которые производятся в России для российских магазинов. Также есть произведенные именно в Омске на предприятии “АВА компани” табуреточки “БЕКВЭМ”. Это очень узнаваемый товар. Там же делают некоторые кухонные фасады и столешницы. Еще один наш омский партнер — свечной завод. Всего в России у “ИКЕА” есть 70 локальных поставщиков, пять собственных фабрик — в Ленинградской, Московской, Кировской и Новгородской областях. В планах компании — увеличить объем локализации производства до 80% к 2020 году.

Средняя продолжительность сотрудничества “ИКЕА” с поставщиками составляет 11 лет. Если брать конкретно Россию, то компания 10 лет только экспортировала товары, произведенные здесь, потому что закупочный офис работает с 1990 года, а первый магазин открылся в 2000 году. Как косвенное преимущество такого сотрудничества — многие производители благодаря “ИКЕА” начинают экспорт товаров на зарубежные рынки, где работает компания.

— Есть товары, которые продаются только в России?

— Тапки в России очень популярны. Еще, пожалуй, масленка. Интересная история с диванами-кроватями. До того как “ИКЕА” открыла магазины в России, в ее ассортименте не было раскладных диванов. Увидев, что они востребованы в России, их начали вводить и другие страны. Теперь каждая коллекция диванов в обязательном порядке должна иметь комбинацию раскладушки с системой хранения. И наши граненые стаканы теперь тоже продаются во всем мире.

— Ощутила ли “ИКЕА” давление кризиса? Что-то поменялось в работе?

— Мало кто не почувствовал этого давления. Но нам кризис дал возможность стать еще ближе к покупателям. Сейчас им еще больше нужна помощь в обустройстве дома по доступной цене. Соответственно, мы показываем более недорогие варианты изменений, как можно сэкономить с помощью наших товаров, например, на электричестве и воде.

— Совсем недавно стало известно, что в московском торговом центре “МЕГА Белая Дача” на месте “Уютерры” открылся мебельный магазин Hoff. Ритейлер заявляет, что планирует зайти во все “МЕГИ” в России. Не боитесь конкуренции?

— Для нас это будет взаимовыгодное сотрудничество. Когда рядом находится компания, которая тоже продает мебель и сопутствующие товары, у людей есть возможность сравнивать ассортимент, цены, приехав в одно место. С одной стороны, это действительно создает конкуренцию, но с другой — появляется некий хаб. Мы расцениваем приход Hoff с позитивной стороны. Это дополнительный интерес к посещению “МЕГИ”. Но нельзя просто сказать, что кто-то откроется во всех “МЕГАХ”, если там нет свободных площадей. “МЕГА Омск”, к примеру, имеет низкий уровень вакантных мест.

— Александра, чем занимаетесь в свободное от “ИКЕА” время?

— Я очень люблю путешествовать, в том числе по России. Я была во всех городах, где есть магазины “ИКЕА”, а их сейчас 11. Кроме этого, мне нравится Суздаль, Великий Новгород. Это очень красивые, наполненные историей места. Если я не путешествую, то занимаюсь своим домом. Я очень люблю принимать гостей, и хочется, чтобы всем было уютно. Обустройство дома — это моя страсть.

— А на родине основателя “ИКЕА” Ингвара Кампрада не были случайно?

— Была.

— По своему желанию или по приглашению?

— В маленьком шведском городке находится главное подразделение “ИКЕА”, которое занимается разработкой товаров. Когда наступает очередной финансовый год, руководители подразделений едут туда познакомиться с планами компании, коллекциями. Нас иногда размещают в гостевом доме Ингвара, мы завтракаем на его кухне, порой даже вместе с ним. Он очень любит, когда к нему приходят в гости.

— Омск славится своей дизайнерской школой. Есть ли наши специалисты в команде?

— Омичи, в том числе и дизайнеры, работают в разных городах России и не только России, где есть “ИКЕА”. Кто знает, может, и в IKEA of Sweden — подразделении, которое как раз занимается разработкой ассортимента. Там точно есть наши соотечественники, но не уверена, что именно из Омска. Кстати, “ИКЕА Омск” получает очень хорошие отзывы о том, как выглядит наш магазин. Это одна из самых сильных его сторон.

— Есть ли планы по открытию второго магазина “ИКЕА” в Омске?

— Пока такой информации у меня нет. Но “ИКЕА” очень заинтересована в российском рынке, он стратегический для компании. Мы готовы развиваться во всех направлениях, но пока не охвачены все города-миллионники. Кроме того, компания смотрит на города с населением от 500 тыс. человек. Так что будем есть слона постепенно. В ближайшем будущем компания планирует открыть еще один, четвертый магазин в Москве, на юге, потому что столичные “МЕГИ” и “ИКЕА” перегружены посетителями. Также в планах стоит магазин в Санкт-Петербурге. Недавно было сообщение о приобретении земли под него. Дальнейшие планы будут озвучиваться по мере их возникновения.