Как выбраться из творческого тупика, используя методику Scamper.

 

Арт-директор продакшен-студии «Клик!» Андрей Лишаков на YouTube-канале делится лайфхаками о том, как он и его команда используют методику креативности Scamper для генерации новых идей для съёмок. Публикуем главное из этого видео и рассказываем, в каких ситуациях такая методика креативности эффективна.

Scamper — это техника, разработанная исследователем Бобом Эберле и описанная в его одноимённой книге Scamper: Games for Imagination Development. Это аббревиатура, представляющая из себя семь приёмов. Их суть заключается в постановке перед собой вопроса «А что, если…?».

А что, если один объект заменить на другой? А что, если совместить разные предметы? Что, если добавить какую-нибудь деталь? Или поменять местами все элементы? Чтобы упорядочить этот поток, была придумана методика Scamper.

Лучше всего она работает, когда вы разбираете уже реализованную кем-то идею, анализируете механику её создания — делаете реверс-инжиниринг и на основе этого создаете что-то своё. Очень полезно проделывать это упражнение с референсами, которые даёт вам клиент.

S for Substitute. Заменить

В любой концепции можно заменить всё: начиная от автора и заканчивая техническими деталями, компонентами, материалами или моделями.

К примеру, у нас есть отправная точка: «Три человека застряли в пустыне со сломанной машиной и пытаются её починить». Дальше пробуем менять составляющие:

— А что, если один из людей — девушка?
— А если все они будут представителями разных национальностей?
— Что, если они не чинят машину, а пьют кофе или жгут дымовые шашки?

Продакшен-студия Clique!

Когда вы придумываете историю, создаёте концепт, пишете сценарий или рисуете раскадровку и заходите в тупик, попробуйте поменять что-то — это отлично стимулирует творческий импульс и помогает развить сюжет. Чтобы систематизировать процесс и не потерять логику рассуждений, записывайте ход своих мыслей или зарисовывайте скетчи.

С for Combine. Комбинировать

Комбинировать можно функции или предметы из разных подмножеств. Вы берёте одну сущность и совмещаете её с другой. Яркий пример — мультфильм «Котопес» — веселый симбиоз кота с собакой.

Этот приём широко применяется в концептуальном искусстве. Например, цифровой художник Тони Футура в одной из недавних работ в поддержку движения #FridaysForFuture, основанного Гретой Тунберг, совместил пластиковый пакет с изображением полярного медведя, занесённого в Красную книгу.

Tony Futura

А дизайнеры агентства «Дизайн Депо» соединили функции медицинской капельницы и бутылки водки в своей работе «Кома Absolut» (по ссылке, кстати, ещё несколько любопытных примеров). В своё время некоторые реабилитационные центры использовали эту идею для своей рекламы.

Дизайн Депо

Этот приём построен на гештальт-психологии: человеческий мозг считывает не отдельные сущности, а трактует их как совокупность объектов и воспринимает в контексте как единое целое. На следующей фотографии, например, мы видим не набор овощей и растений, а в первую очередь курицу, и только потом разбираемся, из чего она сложена.

Продакшен-студия Clique!

A for Adapt. Добавить

Традиционно этот приём интерпретируется как адаптация уже существующей идеи под новые потребности. На наш взгляд, в русском языке более уместным будет термин «добавить» — мы говорим о добавлении в кадр элементов, которые изменяют контекст.

Однажды нам нужно было сделать съёмку в бизнес-тематике, но почти все идеи здесь уже избиты: это всегда люди, жмущие друг другу руки, люди, что-то презентующие, люди, спорящие о чём-то. В кадре обязательно офис, флип-чарт, папка, ноутбук, графики, люди в костюмах.

Используя этот приём, мы отстроились от штампов и привнесли в кадр новый элемент, который раскрывает тему иначе.

Продакшен-студия Clique!

Это изображение рассказывает о том, что в каждом офисном клерке живет зверская суть (привет, «Бойцовский клуб»!). Макс, изображённый в кадре, старался смотреть демоническим взглядом, а символом животного начала мы выбрали племенные знаки — окраску африканских племен.

M for Modify. Модифицировать

Приём модификации предполагает изменение размера, цвета, формы, атрибутов или артефактов. Проще всего это сделать при помощи ламп, зеркал, стекла, полиэтилена, пленки, воды — материалов, которые создают оптическую иллюзию.

Например, в одном из своих проектов мы представили, как мог бы выглядеть глитч в аналоговом мире, — в этом нам помогли осветительные приборы и фольга.

Можно модифицировать объект в буквальном смысле — обрезать, вылепить или покрасить. А если из материальной плоскости уйти в цифровую, то в ход идут любые графические редакторы.

Продакшен-студия Clique!

P for Put to other use. Применить для чего-либо

Любой продукт можно использовать там, где обычно его не используют, найти ему новое применение. Хрестоматийный пример: послание, написанное помадой на зеркале в ванной.

Если вы производите, продаёте косметику или оказываете услуги визажиста, то помаду как средство для письма можно использовать в новогодней рекламной кампании. Если вы итальянский ресторан или производитель пасты, можно выложить послание с помощью макарон. Так можно делать с любым продуктом, это самая благодатная почва для поиска идей, иногда очевидных, а иногда — свежих.

Продакшен-студия Clique!

E for Eliminate. Удалить

Под этим приемом мы понимаем удаление частей, либо упрощение до главного. В фотографии, как правило, это означает работу с кропом (crop) — обрезкой изображений.

Снова обратимся к идеям концептуальной фотографии. Московский фотограф Алла Мировская создала фотопроект Miðnætursól/Полуночное солнце, в котором она изучает механику работы человеческой памяти. Из снимков, сделанных во время её путешествия в Исландию, стёрты целые фрагменты. Эти белые пятна — пример того, как функционирует человеческая память, как избирательно она воспроизводит образы в голове.

Алла Мировская

Противоположный пример — работа немецкого фотографа Макса Зидентопфа. Он работает не с обрезкой фото, а, напротив, показывает, что было за кадром.

Max Siedentopf

Что такое фото на паспорт? Строгие размеры, белый фон, лицо должно занимать три четверти площади, глаза смотрят в камеру, улыбаться нельзя. Художник фантазирует на тему того, что может быть за пределами этих 35×45 миллиметров: его модели делают за кадром самые безумные вещи.

R for Reverse. Изменить порядок

Последний приём — Reverse — изменение привычного порядка вещей, разворот наизнанку.

В буквальном смысле этот приём использовал режиссёр Илья Найшуллер для создания клипа группы «Ленинград» на песню «Кольщик».

В одной из наших съёмок мы использовали реверс объектов в пространстве. В кадре создается иллюзия того, что каждая модель движется самостоятельно, хотя на самом деле две девушки несут третью, а она лишь имитирует движение.

Заключение

Если механически склонять все идеи с помощью Scamper, что называется, вдоль и поперек, скорее всего, получится топорно. Поэтому, используя эти техники, всегда нужно учитывать контекст и задачи коммуникации, а этот инструмент лишь помогает выполнить основные цели или выбраться из тупика, если вы в нём застряли.

Над текстом работали Алина Валяева, Андрей Лишаков и Дмитрий Глазунов.

 

https://www.cossa.ru/