Новогодние выходные — возможность набраться не только сил, но и знаний. «Секрет фирмы» попросил бизнесменов и руководителей российских компаний рассказать о книгах, которые помогут эффективнее решать бизнес-задачи в 2020 году.

Марианна Снигирева
исполнительный директор онлайн-университета «Нетология»

«Взрывной рост». Салим Исмаил / Exponential Organizations. Salim Ismail

Если вы ещё не знаете, кто такие ExO, — обязательно прочтите эту книгу. В ней раскрываются принципы совершенно новой организационной культуры с примерами реальных компаний. Авторы дают точные и практичные советы, как можно адаптировать свою компанию к переменам, вызовам времени. Лично мне было очень интересно и полезно подвергнуть «Нетологию» тестированию на ExO-ингредиенты.

«Психология влияния». Роберт Чалдини / Influence: The Psychology of Persuasion. Robert Cialdini

Поможет научиться распознавать манипуляции. «Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают», — пишет он в самом начале книги, а затем точно и увлекательно показывает рычаги влияния на психику человека, раскрывает простые приёмы, которые побуждают нас отвечать «да». Интересно, что это «пособие по защите от манипуляций» содержит много полезных идей для тех, кто занимается продажей своих товаров или услуг, либо для тех, кому важно обеспечить поддержкой свои идеи. Также труд Чалдини может стать ценным источником гипотез для «команд роста», если вы применяете методики growth management (управление ростом) в своей компании.

«Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Максим Спиридонов и Вячеслав Макович

Книга пригодится начинающим стартаперам. Авторы дают практические инструменты и советы, что и как нужно делать при создании бизнеса. Разбирается каждый шаг от идеи и поиска партнёра до управления командой и построения продаж.

Александр Куликов
заместитель генерального директора рекламной платформы Segmento

«Думай медленно, решай быстро». Даниэль Канеман / Thinking, Fast and Slow, Daniel Kahneman

Люблю, когда экономические феномены объясняют, используя знания из другой сферы. Нобелевский лауреат Канеман очень убедительно показывает, какие фокусы могут творить с нами ошибки восприятия. И полезно, и интересно.

«Машинное обучение для бизнеса и маркетинга». Илья Кацов / Introduction to Algorithmic Marketing, Ilya Katsov

Самое хорошее в этой книге — то, что в ней достаточно понятные общепринятые принципы маркетинга прозрачно связаны с использованием математических моделей. Читать неподготовленному человеку будет сложно из-за обилия формул в тексте, но если сумеете разобраться — будете понимать в современном маркетинге больше, чем 90% людей на рынке.

«Новый одноминутный менеджер». Кен Бланшар, Спенсер Джонсон / The One Minute Manager, Ken Blanchard, Spencer Johnson

Содержит чёткое и понятное объяснение задач менеджера, а также советы по правильному распределению рабочего времени на выполнение этих задач.

«Предсказуемый доход». Аарон Росс, Мэрилу Тайлер / Predictable Revenue. Aaron Ross, Marylou Tyler

Авторы рассказывают о фундаментальных основах построения процесса продаж. Хорошее пособие, которое точно пригодится на практике.

Case in Point: Complete Case Interview Preparation. Marc Cosentino

Все подумают, что сейчас я буду советовать учебник. В каком-то смысле это так. Это достаточно известное пособие по подготовке к кейсовым интервью в консалтинговых компаниях «большой тройки» (McKinsey, BCG и Bain). В тексте приводятся стратегии поиска решений, подсказки, кейсы. Их надо не только читать, но и по возможности решать. Так вы существенно пополните свой арсенал подходов к решению реальных бизнес-ситуаций.

The Death of Competition: Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosystems. James Moore

Моё любимое — неэкономические метафоры для объяснения экономических явлений. Причём явлений самых актуальных. Книга поможет понять, почему биться до смерти сейчас уже не нужно, что такое соконкуренция, какие принципы лежат во главе теории экосистем.

Алексей Тимонин гендиректор IT-платформы страховых сервисов Mafin

Алексей Тимонин
гендиректор IT-платформы страховых сервисов Mafin

«Сначала скажите «Нет»». Джим Кэмп / Start with No. Jim Сamp

Я применяю на практике некоторые описанные в этой книге техники, и, как правило, они весьма эффективно работают. Ещё один несомненный плюс книги — её очень живой язык.

Основу книги составляет мысль автора о том, что успешные переговоры требуют отказа от собственного «я» и концентрации на «противнике». Он рассказывает о трёх методиках: окружении противника заботой, понимании «боли» противника и формировании у него видения конечного результата.

«Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Талеб Нассим Николас / Antifragile. Taleb Nassim Nicholas

Автор даёт интересный взгляд на то, как устроен мир, рассказывает о роли неопределённости и хаоса в жизни и о том, как с ними справляться. Книга большая, местами очень «водянистая», поэтому я читал её постепенно и выборочно. Рекомендую её каждому предпринимателю — в особенности тем, кто интересуется современной философией, случайностями и вероятностями, а также тем, кто не любит упрощать реальность.

«От хорошего к великому». Джим Коллинз / Good to Great. Jim Collins

Это исследование наиболее успешных американских фирм и попытка выделить некие общие признаки великой компании (в сравнении с просто хорошей).

По всей книге рассыпано множество интересных тезисов и умозаключений, которые как минимум заставляют задуматься. Например:

«Никогда не путайте веру в то, что вы победите (а вы не можете позволить себе потерять эту веру), с суровой необходимостью трезво смотреть фактам в лицо, как бы ужасны они ни были»;

«А у вас есть список, что нужно перестать делать? Такой список гораздо важнее списка того, что нужно сделать».

Екатерина Макарова
руководительница PR-агентства «Игра слов»

«Анти-Титаник». Ярослав Глазунов

Настольная книга для СЕО и управленцев о том, как выжить в кризисных ситуациях и видеть смысл там, где остаётся лишь спрашивать: «За что?». Не случайно книга получила премию «Лучшая бизнес-книга российского автора» по версии PWC.

«Командос. Как достигать больших целей вместе». Константин Борисов

О том, как собрать целостную команду из разных по типу людей, а не набирать сотрудников по принципу «мне нужен второй такой же, как я». Прошла сама тестирование, о котором говорится в книге, проверила команду, и теперь ищем новых сотрудников, ориентируясь на подход Борисова.

Илья Пуйда
гендиректор чайной компании полного производственного цикла Floris

«Принципы». Рэй Далио / Principles. Ray Dalio

Это основатель и руководитель инвестфонда Bridgewater Associates в США, один из немногих, кто предсказал кризис 2008 года в США и заработал на нём. Всю жизнь письменно фиксировал методику принятия решений в инвестиционном бизнесе, создав на её основе компьютерные алгоритмы, управляющие средствами фонда. Все свои мысли в виде принципов выложил на сайте, а когда их скачали 3 млн раз — оформил в книгу.

«Маверик», Рикардо Семлер / Maverick!. Ricardo Semler

Если вы решили участвовать в семейном бизнесе, то вам будет полезна эта книга. Она о том, как бразильской корпорацией пришёл руководить сын собственника, попрощался с бюрократами, внедрил полную прозрачность зарплат и процессов. Бизнес стал гораздо более эффективным и вырос. Книга вышла давно, но идеи Семлера популярны до сих пор.

Harvard Business Review

Если у вас есть 5000 рублей на образование — инвестируйте в годовую подписку. Готовых решений и историй успеха не найдёте, зато все вопросы в статьях разбираются очень подробно и профессионально.

Юрий Ярцев
основатель онлайн-школы стартапов Russol

Эссе Be Good. Paul Graham

О том, почему нести добро другим — это хорошо, даже если вы стартап или бизнес. Получил ответ, почему быть добрее по отношению к остальным, а также отвечать на добро добром экономически оправданно. Российским стартаперам не хватает подобного мышления. Все хотят брать и ничего не давать взамен. Такой подход больше уже не работает.

«Если ты слишком занят, ты что-то делаешь не так». Кэл Ньюпорт / If You’re Busy, You’re Doing Something Wrong. Cal Newport

Рекомендую почитать выжимку научного исследования затрат времени на обучение. Учёные разбирали, как готовятся и стараются студенты и почему при равном количестве затраченного времени у одних получается стать «элитой», а другие остаются в середнячках.

https://secretmag.ru/