Автор: Влaдимиp Виктopoвич Глyxoв, доктор экономических наук, профессор, пpoректор по учебной рабoте Санкт-Петербургского государственного политexнического университета.

 

Для оценки интеллектуального потенциала человека существует несколько методик. Наиболее известной является методика расчета показателя IQ, базирующаяся на оценке способности решения логических задач. Однако подобные методики характеризуют общий уровень логического мышления человека, но не дают представления о его возможности решать профессиональные задачи.

Для этого необходимо использовать специфический набор показателей, отражающих уровень полученного образования, опыт конкретной практической деятельности, способности человека к решению научных и инженерных задач.

Рассматривая интеллектуальный потенциал сотрудника, можно опираться на набор базовых показателей:

  1. Образование:
    • Уровень базового образования.
    • Уровень научной квалификации.
    • Уровень дополнительного профессионального образования.
  2. Имеющиеся научные результаты:
    • Масштаб публикаций.
    • Масштаб инновационных результатов (изобретений, патентов).
    • Масштаб научных (конструкторских) работ.
  3. Умения:
    • Опыт нестандартных инженерных решений.
    • Умение комплексного решения проблем.
    • Знание современного состояния соответствующей области знаний.

 

Каждый из показателей может экспертно оцениваться в интервале от 0 до 10 баллов. Средняя арифметическая оценка даст представление об интеллектуальном уровне конкретного сотрудника.

 

Четыре стиля мышления

Различают четыре стиля творческого подхода к решению проблем:

  • генерирующий: выявление проблемы и поиск фактов;
  • концептуальный: определение проблемы и поиск идей;
  • оптимизирующий: оценка идей, их отбор и планирование действий;
  • исполнительский: получение одобрения и осуществление.

1. Генерирующий стиль мышления подразумевает извлечение информации из непосредственного опыта, исследование, рассмотрение различных вариантов, выявление новых проблем и возможностей и рассмотрение ситуации с различных точек зрения. Люди и организации с сильными генерирующими способностями предпочитают выдвигать различные варианты, а не оценивать и отбирать один из них. Для них все кажется важным. Они могут найти и хорошие, и плохие стороны почти в каждой проблеме или ситуации.

Им не нравится раскладывать все по полочкам или делегировать кому-либо сложные проблемы, однако они с готовностью предоставят другим позаботиться о деталях. Их устраивает неоднозначность, и их трудно поймать на слове. Они предпочитают работать с несколькими проектами одновременно. Каждое предлагаемое ими решение подразумевает постановку еще нескольких новых задач. Мышление в этом квадрате включает в себя выявление проблемы и поиск фактов.

2. Концептуальный стиль мышления предполагает рассмотрение различных вариантов. Однако для него характерно постижение не на непосредственном опыте, а при помощи абстрактного мышления. Результатом здесь является объединение новых идей, нахождение точек зрения, помогающих описанию проблемы, и создание теоретических моделей, объясняющих предметы и явления.

Люди и организации, обладающие сильными способностями в сфере концептуализации, находят удовлетворение в аккумулировании всей разрозненной информации, полученной в фазе генерирования, и придании ей смысла. Концептуалистам необходимо во всем разобраться: для них теория должна быть логически выверенной и ясно изложенной. Они предпочитают браться за дело, прочно овладев ситуацией и ясно определив проблему или основную идею.

Им не нравится делать какой-либо выбор, приводить что-либо в исполнение или мучиться по поводу чего-либо, чего они не понимают. Они любят просто перебирать идеи и не очень беспокоятся о том, чтобы переходить к действиям.

3. Оптимизирующий стиль мышления, как и концептуальный, характеризуется пониманием через абстрактное мышление. Вместо рассмотрения проблемы с разных сторон индивид с подобным стилем мышления предпочитает сосредоточиться на одной. Люди с оптимизирующим стилем мышления тестируют свои решения в уме и не спешат переходить к их практической реализации.

Они предпочитают находить оптимальное решение для нескольких точно определенных проблем и вопросов. Они сосредоточиваются на конкретной проблеме и анализируют большое количество информации, чтобы точно выявить, что дает сбой в данной ситуации. Они обычно уверены в своей способности создать разумную логическую оценку и выбрать наилучший вариант решения проблемы.

Зачастую им недостает терпения в неоднозначных ситуациях и они не любят бесплодных раздумий о дополнительных возможностях, точках зрения или взаимосвязях между проблемами. Они полагаются на свое знание проблемы.

4. Исполнительский стиль мышления подразумевает сосредоточение, но в отличие от предыдущего стиля исполнителю свойственно учиться на непосредственном опыте, а не за счет абстрактных рассуждений. Результатом этого является выполнение работы. Люди, для которых характерен исполнительский стиль мышления, предпочитают переходить к делу, а не проверять идеи в уме.

Они не нуждаются в детальном понимании, чтобы суметь приступить к делу и быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. Если обнаружится противоречие теории и фактов, они с легкостью от этой теории откажутся. Некоторые считают их энтузиастами своего дела, но в то же время распространено мнение, что они слишком нетерпеливы и напористы в своем стремлении осуществить все идеи и планы.

Они опробуют столько новых способов, сколько понадобится, и будут исполнять все именно так, как требуется; они обязательно добьются того, что новый процесс начнет работать.

В организации все четыре типа мышления должны находиться в равновесии.

 

Определения стиля мышления

Инструкции. С целью определения стиля мышления в каждой строке таблицы (см. далее) поставьте цифру 4 рядом с характеристикой, лучше всего описывающей ваш способ решения проблем, цифру 3 — рядом с менее подходящей характеристикой, цифру 2 — рядом с еще менее подходящей и цифру 1 — рядом с той, которая почти не подходит к вашему стилю решения проблем.

В каждой горизонтальной строке должны быть проставлены разные числа. Одно число не может относиться к разным характеристикам.

Затем сложите все баллы в каждом столбце. Итоговая сумма в первой колонке показывает вашу склонность к использованию знаний, необходимых для решения проблемы опытным путем (непосредственную личную вовлеченность). Вторая колонка — склонность к применению знаний для решения проблем с генерированием идей (порождение идей без обсуждения). Третья колонка — склонность к использованию знаний для решения проблемы путем размышления (беспристрастное абстрактное теоретизирование). Четвертая колонка — склонность к оценке знаний для решения проблемы (приложение суждений к идеям).

Отметьте количество баллов по каждой колонке на соответствующих осях круга (рис. 1):

 

Опыт 4-1 Идеи 4-1 Размышление 4-1 Оценка 4-1
Деловитость 4 Ребячество 3 Отстраненность 1 Реалистичность 2
Опыт 4 Поиск разнообразия 3 Объективность 2 Избирательность 1
Пробы и ошибки 3 Рассмотрение альтернатив 1 Обдумывание 2 Оценивание 4
Активность 4 Отход от стереотипов 3 Абстрагирование 1 Сопоставление 2
Непосредственность 1 Перебор всех возможных вариантов 2 Разработка концепций 3 Извлечение практических выводов 4
Вовлеченность 4 Пересмотр перспектив 3 Теоретизирование 1 Сужение рассматриваемой области 2
Исполнительность 3 Визуализация 1 Моделирование 2 Принятие решений 4
Стремление взять все в свои руки 1 Взгляд в будущее 4 Копание в литературе 2 Внимание к деталям 3
Доказательность 2 Генерирование вариантов 4 Понимание 1 Решительность 3
Практичность 4 Разложение на составляющие 2 Синтезирование 3 Избирательность 1
Работоспособность 4 Вдумчивость 1 Исследование 3 Высказывание суждений 2
Коммуникабельность 2 Введение новшеств 4 Беспристрастность 3 Проверка 1
ИТОГО:

 

Таблица 1. Определение стиля мышления.

 

Если вы хотите посмотреть пример заполнения этой таблицы, вы можете выделить мышью пустые колонки «цифра» рядом с каждой строкой-характеристикой. В них написаны белым шрифтом на белом поле примеры ответов, на основании которых далее сделаны отметки на рисунке.

 

Как определить интеллектуальный потенциал сотрудника

 

Рис. 1. Генерирующий стиль мышления: пример отметки полученных баллов (у вас может получиться другая фигура на осях круга).