Интервью с Директором по персоналу Adecco Group Russia Марией Дворман
Рекрутинговая компания Adecco Group Russia объявила о назначении на должность Директора по персоналу Марии Дворман.
До прихода в Adeccoпоследние 8 лет Мария работала по направлению HR вразличных иностранных компаниях, таких как Мантрак Восток, Хаятт и ИКЕА.
Закончила Уральский Государственный Университет им. Горького, факультет политологии и социологии, по специальности социолог
Я решила задать Марии вопросы, касающиеся различных аспектов, влияющих на успешное формирование и функционирование команды.
— Мария, что для вас рекрутмент?
— В первую очередь, рекрутмент – это поддержка бизнеса. Поэтому он должен полностью соответствовать требованиям и потребностям компании. Рекрутмент – одно из основных направлений деятельности любого HR-специалиста. На этапе рекрутмента мы набираем команду, смотрим на потенциал людей, находим тех, кто в будущем сможет управлять компанией. Существует множество различных инструментов для отбора персонала. Я предпочитаю интервью по компетенциям и ценностям, а также центр оценки (assessment center). И если во время интервью ты видишь личностные качества человека, его компетентность, опыт и конкретные знания, то центр оценки помогает определить способности человека и его потенциал в будущем.
— Пожалуйста, расскажите подробнее о центре оценки.
— Центр оценки – это групповой способ отбора, при котором сначала определяются важные компетенции для той или иной позиции, а затем кандидатам предлагается выполнить в течение нескольких часов разные задания. Это могут быть презентации, дискуссии, ролевые игры. В течение выполнения заданий эксперты оценивают поведение кандидатов по компетенциям. Например, коммуникативные навыки, способность влиять, аналитические способности и другие необходимые и заранее определенные компетенции. Мне нравится центр оценки, потому что он позволяет увидеть не просто достижения человека в прошлом, но и то, как он реагирует и ведет себя в различных ситуациях. Центр оценки хорош еще тем, что позволяет кандидату сразу получить четкую обратную связь и это отвечает рынку труда, потому что кандидатам важно знать по каким причинам их выбирают или нет.
В последующем интервью с кандидатом можно строить свои вопросы, основываясь на результатах центра оценки. Такой вид отбора сокращает время и затраты на рекрутмент. Центр оценки подходит для разного уровня позиций (начиная от рядового сотрудника и заканчивая топ-менеджером) и для оценки самых разных компетенций, главное — определить их заранее.
— А стоит ли доверять интуиции при проведении собеседования?
— Я не использую в работе интуитивный подход, хотя обращаю внимание на свое первое впечатление о кандидате. Для меня, прежде всего, важно, чтобы человек соответствовал требованиям вакансии, команде и разделял взгляды компании. Т.е. для меня важна максимально объективная оценка.
Надо помнить, что идеальных кандидатов не бывает. У всех есть сильные и слабые стороны. И при рекрутменте важно понять, насколько слабые стороны можно развить, насколько человек поддается обучению, потому что у каждой компании есть свои особенности, а для кандидата интересна та работа, где он сможет развиваться профессионально.
— Иногда сотрудники возвращаются на прежнее место работы. Расскажите о своем взгляде на ререкрутмент.
— Я положительно отношусь к повторному рекрутменту, но только в том случае, если человек действительно лоялен к компании, и причины его ухода были объективными, например, отсутствие вакантных должностей, которые он мог бы занять в процессе карьерного роста или объем и характер должностных обязанностей по каким-либо причинам ему не соответствовал, или у него были личные причины покинуть компанию, например, смена места жительства. Как правило, такие люди получают профессиональный и жизненный опыт вне компании, который позволяет им по-другому взглянуть на компанию, в которую они возвращаются на работу. Человек может вернуться на ту же должность, должность выше или в другое направление – все индивидуально и зависит от конкретного человека, его знаний и способностей.
— Мария, а что такое «рекомендательный рекрутмент» и в каких сферах он работает лучше всего?
— Рекомендательный рекрутмент, который еще часто называют «Приведи друга», подразумевает, что сотрудник, работающий в компании, приглашает своего знакомого или знакомую пройти конкурс на открытую вакансию в данной компании. В случае успешного отбора, приема на работу и прохождения испытательного срока, тот сотрудник, который привел кандидата, получает поощрение. Это могут быть дополнительные выходные дни, подарок, билеты в кино или театр или денежная компенсация – в каждой компании по-разному. Программа «Приведи друга» очень успешно работает в компаниях, где есть массовый подбор персонала, и требуется найти большое количество людей за короткий промежуток времени, например, в ритейле.
— На Ваш взгляд, в чем заключаются плюсы и минусы программы «Приведи друга»?
— Безусловно, плюсом данной программы является то, что на нее обычно откликаются те, кто очень лоялен к своему работодателю и кому нравится работать именно в этой компании, гордиться своей профессией, и у кого есть желание, чтобы кто-то из его знакомых разделили эту гордость. С другой стороны, сложно оценить, насколько приятельские отношения будут помогать или мешать рабочему процессу, хотя, сотрудники, которые работают в одной команде очень часто становятся друзьями, общаются вне работы, что только помогает рабочему процессу.
— Насколько важен для компании поиск молодых талантов?
— Каждый из нас когда-то закончил учебное заведение и стоял перед выбором, что делать в будущем. Часто люди начинают свою карьеру с очень простых позиций и постепенно, шаг за шагом, добиваются больших успехов. Как работодатель я понимаю, насколько важно разглядеть таких людей, и оказать им поддержку в работе. Для поиска талантов используются различные инструменты: это оценка деятельности сотрудников, участие в различных проектах, ротация, открытие внутренних вакансий, но самое главное — это подбор людей в организацию. Особенно важно выявление и внутреннее взращивание талантов в том случае, когда руководитель смотрит на перспективу, готовя себе смену.
— Мария, у Вас большой опыт работы в крупных международных компаниях. Для них приглашение на работу иностранцев является обычной практикой. Но в последние годы отмечена тенденция замещения экспатов русскими сотрудниками. Чем она обусловлена?
— Тенденция настоящего времени – уменьшение количества экспатов и связано это, прежде всего, с тем, что в иностранных компаниях, представленных в России уже накапливается достаточный багаж знаний и опыта, чтобы выдвигать на ключевые позиции российских сотрудников.
Экспаты приезжают в Россию, как правило, в 2-х случаях. Во-первых, когда открытая позиция требует хорошего знания работы в компании и управления подразделением или всей компанией в целом, что подразумевает многолетний опыт руководства в рамках именно данной компании. Во-вторых, если подразумевается узкоспециализированная работа, требующая каких-то специфических знаний, которых нет у российских сотрудников. И в том и другом случае, одной из задач экспатов является развитие и подготовка себе замены в России. Присутствие экспата — не сама цель, а лишь способ передачи компетенций. Любые компании заинтересованы в том, чтобы российские сотрудники постепенно занимали данные должности, потому что это гарантирует стабильность, хорошее знание местного рынка и последовательное развитие.
Но с учетом глобализации международные компании делят бизнес не на страны, а на зоны. И обычной мировой практикой при развитии персонала, карьерном перемещении или росте является «передвижение» сотрудников внутри зон, а иногда по всему миру. Это касается людей и из других стран, и российских сотрудников. Мы гордимся тем, что российские сотрудники востребованы в других компаниях и приглашаются на работу в другие страны.
— Недавно Вы были назначены Директором по персоналу Adecco Group Russia, которая является частью крупнейшей международной рекрутинговой компании Adecco. Каким вы видите дальнейшее развитие компании в части работы с персоналом?
— Adecco– это сильная компания в своей отрасли во всем мире. В России она еще достаточно молода, но темп развития у нас очень высокий. Наше видение: betterwork, betterlife- основа нашего движения. Мы помогаем компаниям найти компетентных сотрудников, а людям — хорошую работу. Это сложная и кропотливая работа, но она несет в себе очень позитивную и благородную миссию. У нас работают сильные, хорошие и профессиональные люди, и я уверена, что вместе мы добьемся больших успехов на российском рынке.
Если говорить об управлении персоналом, то здесь я вижу основную задачу – поддержка развивающегося бизнеса и роста компании – это активный рекрутмент и обучение, а также стандартизация всех процессов во всех филиалах компании.
— Что для вас значит корпоративная культура? Как Вы оцениваете ее влияние на работу компании в целом?
— Корпоративная культура, прежде всего, начинается с ценностей организации. Ценности нашей компании очень просты и перекликаются с общечеловеческими ценностями, но за простыми словами стоит глубокий смысл и множество действий.
Например, одна из наших основных ценностей – ориентированность на клиента. Казалось бы, что такая вещь естественна для всех компаний, занимающихся сервисом. Для меня эта ценность начинается с того, как мы общаемся и взаимодействуем друг с другом внутри компании, поскольку это очень отражается на работе с клиентами. Известна такая вещь: если ты хочешь, чтобы работа с клиентами велась на высоком уровне, необходимо на таком же высоком уровне вести работу с сотрудниками.
— На Ваш взгляд, как корпоративная культура влияет на HR-процессы в организации?
— Все начинается с подбора людей в команду. И для компании, и для сотрудников очень важно, чтобы те ценности, которые есть в организации, совпадали с личными взглядами будущего сотрудника. Тогда работа будет нравиться, и сложности, которые присущи любому рабочему процессу, будет легче преодолевать. Некоторые руководители предпочитают подбирать сотрудников «под себя», я же считаю, что важно подбирать людей под команду, где люди разделяют одни ценности. Человеку будет легче адаптироваться, учиться новому, обстановка в коллективе в целом будет комфортной и, соответственно, возврат инвестиций в сотрудника будет быстрее, и человек быстрее начнет делать свой вклад в общее дело, в бизнес. Получается, что корпоративная культура не менее важна для бизнеса, чем, например, организация документооборота в компании. В конечном счете, бизнес делают люди, и в нашем бизнесе люди – это ресурс номер один.
https://hr-portal.ru/