В течение рабочего дня мы неизбежно сталкиваемся как с приятными, так и с неприятными ситуациями. Большинство из нас запоминает в основном (или даже исключительно) те события, которые вызвали отрицательную реакцию. Именно о них мы рефлексируем, рассказываем другу по дороге домой, их обсуждаем по вечерам с нашими супругами. Иногда приятно поговорить о неприятном и, как нам часто кажется, — полезно.
Если бы кто-нибудь предложил вам думать только о хорошем, вы бы, вероятно, пришли в раздражение. У многих людей подобная «игра в радость» прочно ассоциируется со стремлением неопытных менеджеров выжать еще немного сил из своих подчиненных. Также она напоминает нам плакаты с надписью «Улыбайтесь!» в центрах обработки клиентских звонков.
Люди в массе своей не осознают, что даже в небольшом количестве положительные эмоции представляют для них огромную ценность. С их помощью можно снять стресс, включая его физические проявления, такие как головная боль и мышечное напряжение. Они позволяют нам эмоционально «отделиться» от работы, когда она закончилась.
Исследование, которое мы провели, показало, что, систематически вспоминая о приятных событиях, мы приносим пользу своему здоровью. Поэтому, вместо того чтобы постоянно прокручивать в памяти различные неприятности, попробуйте «смаковать» — мысленно возвращаться, наслаждаться и делиться с другими — те маленькие радости, которые случились с вами за день.
Для подавляющего большинства людей это весьма непростое занятие. Эволюция и необходимость выживания сформировали природу человека таким образом, что мы невольно заостряем внимание прежде всего на отрицательном опыте. К тому же люди так быстро привыкают к хорошему в своем окружении, что перестают его замечать. Тем не менее обе эти тенденции можно преодолеть при помощи небольшого вмешательства в привычное течение жизни.
Чтобы выяснить, какое воздействие на рабочую обстановку оказывает принцип, известный как «три приятных события», мы провели один эксперимент. Доказано, что это упражнение повышает настроение людей, находящихся в легкой депрессии, однако нам важно было понять, помогает ли оно снять стресс здоровым сотрудникам.
Наша команда, состоящая из Уинни Шен (Университет Южной Флориды), Юджин Ким (Технологический институт Джорджии) и Аманды Кох (Human Resources Research Organization), работала с сотрудниками амбулаторных клиник семейной медицины (медсестрами, ассистентами, работниками приемной). Мы попросили участников эксперимента, которые понятия не имели о цели нашего исследования, в конце каждого рабочего дня заходить на наш сайт и проходить составленный нами «опрос». От них требовалось уделить 5—10 минут своего времени, чтобы рассказать о больших или маленьких, личных или связанных с работой, но главное — приятных событиях дня и объяснить, почему эти события вызвали у них положительные эмоции.
Ответы, которые мы получили, сильно отличались друг от друга: кто-то рассказывал о вкусном угощении, принесенном на работу одним из сотрудников, и радости по поводу конца рабочей недели, а кто-то содержательные истории о взаимодействии с коллегами или пациентами, в результате которого люди начинали гордиться собой и своими поступками. Например, одна медсестра написала, что сегодня получила похвалу от доктора. Почему? «Потому что «уверенно и четко среагировала на чрезвычайную ситуацию и помогла пациенту справиться с приступом».
После трех недель исследования уровень стресса и количество жалоб на плохое душевное и физическое состояние ненамного, но все же ощутимо уменьшились. Более того, в те дни, когда участники концентрировались на хорошем, дома они легче переключались с напряженных мыслей о работе.
Это нехитрое упражнение — описание трех приятных событий, случившихся за день, оказывает заметное влияние на мысли людей и в конце концов помогает им изменить свое отношение к работе. К тому же оно может вызвать эффект обратной связи и тем самым усилить свое воздействие. Мы считаем, что люди, вспоминающие хорошие вещи, которые произошли с ними за день, больше склонны делиться своими впечатлениями с семьей и друзьями. Подобный обмен «позитивом» формирует и укрепляет связи между людьми, благодаря чему уровень вечернего стресса уменьшается еще сильнее. В конечном счете таким образом можно улучшить свой сон, что (согласно другому нашему исследованию) повышает тонус и настроение, которые в свою очередь приведут к дальнейшим приятным последствиям.
Еще одна польза от этого простого и не требующего больших затрат метода — потенциальный рост творческих способностей. Положительные эмоции, в особенности чувство радости и удовлетворения, усиливают творческое мышление и изобретательность. Результатом приятных впечатлений становится личностное развитие и дальновидность в планировании.
Сетовать на босса и коллег по работе — дело привычное и порой даже полезное, если в результате вы чувствуете, что вас выслушали и поняли. Но есть у отрицательных эмоций и обратная сторона. Исследования на эту тему не дают точных ответов на вопрос, можно ли снять стресс, сосредотачиваясь на негативном опыте. Однако в контексте рабочего пространства недобрые слова путем «сарафанного радио» могут быстро распространиться по организации и привести к новым проблемам.
Люди вряд ли перестанут говорить о неприятностях на работе. Это естественно. Но для того чтобы прийти к некоему балансу, полезно намеренно заострять свое внимание на положительных аспектах. Мы вовсе не призываем развешивать по всем стенам «плакаты счастья», но тем не менее организациям следует прилагать усилия, чтобы разумно помогать людям замечать и делиться приятными переживаниями. Например, вместо того чтобы сразу погружаться в проблемы, почему бы не начать собрание с рассмотрения тех хороших результатов, которых добилась команда за последнее время?
Однако самое главное достоинство этого метода состоит в той силе, которую он ежедневно дает каждому из нас. По пути с работы домой не спешите включать радио в машине или браться за телефон. Отвлекитесь на минуту, чтобы вспомнить обо всех хороших вещах, которые произошли на работе. Благодаря этому вы извлечете пользу из небольшого естественного источника положительных событий — доступного каждому хранилища силы и благополучия, которым так часто пренебрегают.
Об авторах. Джойс Боно — профессор управления в Колледже бизнеса Уоррингтона при Флоридском университете. Тереза Гломб — профессор кафедры организационного поведения Школы менеджмента Карлсона при Университете Миннесоты.