Елена Кожемякина,

Управляющий партнер юридической фирмы BLS

Работа вне офиса становится все более популярной. Интернет и компьютеры позволяют выполнять должностные обязанности, не сидя на своем рабочем месте. Такой вариант интересен и сотрудникам, и работодателям. Первые экономят свое время, вторые – снижают затраты на организацию мест, мероприятия по охране труда, снижают нагрузку на кадры и бухгалтерию.

 

Вариантов удаленной работы немало. Дизайнеры, программисты, бухгалтеры, журналисты, страховые агенты, консультанты, переводчики, медицинские представители и др. – специалисты в этих областях могут трудиться «в поле». Если работа связана с разъездами или обязанности можно выполнять из дома, почему бы не оформить это должным образом. Осталось понять, как именно.

 

Главная из ошибок происходит при выборе. В этом мы убедились, получив сразу от нескольких HR-специалистов один и тот же вопрос: «Можно ли утвердить для сотрудников работу home office один или несколько дней в неделю?». В сознании многих HR работа вне офиса – это дистанционный труд или разъездной характер. Плюс к этому стало распространяться понятие home office. Однако это неверные классификации. Поэтому для начала давайте кратко разберемся в понятиях.

 

Трудовой кодекс РФ фиксирует два вида удаленной работы: глава 49 говорит о надомном труде, а глава 49.1. – о дистанционном. Причем в первом случае работа должна выполняться именно из дома, связана она с производством продукции и участвовать в этом могут члены семьи. Во втором – заключается отдельный трудовой договор дистанционного характера. Его главным условием является выполнение обязанностей вне офиса работодателя, а взаимодействие ведется через сеть Интернет. Это может быть аналитическая, информационная, рекламная и т.д. деятельность. Естественно, есть и много других различий, например, в части охраны труда, организации и контроля за выполнением обязанностей. А вот разъездная работа – это лишь одно из условий трудового договора. Разъезды могут быть и у офисного сотрудника, и у дистанционного. Например, это оформляют тем, кто часто ездит на встречи к клиентам, в командировки и т.д.

 

Теперь вернемся к «home office». Такого формата трудовое законодательство не регулирует. По смыслу более близким к нему видится надомный труд, хотя и здесь надо понимать, что это разные понятия. Как я уже сказала, труд надомников связан с производством продукции (швейные изделия, сборка предметов, создание сайтов, компьютерных программ и т.д.). Под home office HR понимают просто выполнение задач из дома. Но применять по аналогии все нормы закона, касающиеся надомной работы, нельзя. Однако home office не противоречит ТК, так как это не ограничивает права и обязанности сторон, и при необходимости такой вариант труда можно утвердить.

 

Если дело дошло до этого, то лучше оформить перевод с помощью дополнительного соглашения. В нем вам необходимо отразить наиболее важные моменты:

  • возможность работать home office и где именно сотрудник будет трудиться;
  • период, в течение которого можно работать home office;
  • период или конкретный день недели, когда используется такой вариант;
  • режим рабочего времени и отдыха, если они изменяются по сравнению с офисным режимом;
  • порядок компенсаций, если используется личное оборудование и технические средства и т.д.

 

Но надо помнить о главной проблеме такой работы: снижение контроля за сотрудником. Отсюда и риски манипуляций, недостоверных сведений. Принимая решение о введении удаленной работы, будь то надомный труд или режим home office, задайте себе несколько вопросов:

  • Подходит ли специальность сотрудника для этого. Готовы ли вы к переводу, если у него есть доступ к конфиденциальным данным или сам должен контролировать работу подчиненных.
  • Готов ли человек психологически трудиться из дома.
  • Как вы будете контролировать его работу.

 

Удаленная работа – таит в себе массу преимуществ и для сотрудников, и для компаний. Отсутствие рабочего места, снижение затрат, больше свободы действий и доверия персоналу – отличное подспорье для внедрения нового формата. Но это возможно, только когда вы детально ответите на эти три вопроса и правильно подготовитесь к переменам. Сотрудник получает массу возможностей для манипуляций, а риски за неправильные действия несет работодатель.