Начнем с инвестиций в себя

В период неопределенности фокус для инвестиций в себя любимого меняется с привычных “накопить на отпуск”, “научиться кататься на сноуборде” в сторону долгосрочных инвестиций в виде знаний и навыков — мы видим рост активности студентов (как новых, так и старых) более чем в 50% по сравнению с “докризисным” временем.

Подобный вид инвестиций полезен не только ситуативным ростом компетенций в сфере, которой вы занимаетесь (например, интернет-маркетинг для предпринимателей), но и долгосрочной подушкой безопасности в качестве усиления текущего уровня компетенций или приобретения новой профессии (например, изучение верстки дизайнерами и возможность реализовывать проекты “под ключ” на удаленке).

онлайна станет больше

Нет сомнений, что через какое-то время ситуация стабилизируется и вернется в состояние до кризиса, но чему это научит компании и отдельных специалистов?

Во-первых, предприниматели иначе будут смотреть на онлайн, как на средство для расширения охвата и оказания услуг. Этому уже учит нас сфера спортивных услуг, образования (да чего уж там, даже бары теперь в онлайне).

Во-вторых, компании иначе будут смотреть на возможность перевода сотрудников на удаленку. Наша компания, как и многие другие, перешла на полную удаленку без заметных изменений, несмотря на беспрерывный процесс съемок.

В-третьих, благодаря изменениям будет расти сфера фриланса и аутсорс-услуг. Ограниченные бюджеты и необходимость решения привычных задач (которые решались штатными людьми) заставят компании искать ситуативные решения, без необходимости содержать штат.

Т-компетенции или как кризис влияет на актуальные компетенции?

В очередной раз подтверждается гипотеза о необходимости “Т-компетенций” специалистам любого уровня. Это так называемые кросс-функциональные знания и навыки, которые позволяют качественнее взаимодействовать с отличными от основного вида деятельности сферами.

Вот что, по нашему мнению, важно осваивать уже сейчас:

  1. Управление проектами — навыки постановки задач, контроля, понимание этапов разработки/реализации проектов, создания ТЗ и пр.

Почему?

Если вы владелец бизнеса или специалист, отвечающий за реализацию проекта, это позволит вам экономить: на сроках реализации проектов силами аутсорсинга, на стоимости этих проектов и поможет избежать ошибок при реализации.

  1. Управление продуктом — анализ рынка, навыки построения гипотез, MVP, основы юнит-экономики и пр.

Почему?

Поиск новых продуктов, предложений, услуг — важнейшая составляющая как в кризис, так и в спокойное время. Ярким примером подобных решений стали сервисы, заменяющие поход за продуктами “в ближайший магазин” : Яндекс-Лавка и Самокат (доставка продуктов за 30 минут) или онлайн-йога, онлайн-фитнес и прочее. Все эти сервисы не предлагают ничего нового, но являются подстройкой под основные потребности и боли клиентов и содержат минимальный cost.

  1. Разработка дизайнерам, дизайн разработчикам и маркетологам  — направления, ведущие тесную работу друг с другом и зависящие друг от друга.

Почему?

Ни для кого не секрет, что многие компании сейчас сокращают свои расходы, в том числе на персонал. Это значит, что часть задач, которые ранее выполнялись другим направлением, перекочуют либо к вам, либо на аутсорс. Причем бюджеты на внешний дизайн/разработку не увеличатся, что потребует от фрилансеров, аутсорс-компании оптимизировать и свои расходы.

Со стороны построения карьеры: в критической ситуации вы всегда сможете начать в новой профессии не с нуля.

  1. Программирование — данные, веб-разработка и все остальные направления будут востребованы всегда. Несмотря на сокращения найма, за разработчиками, как и прежде, идет охота.

Из неочевидного:

  1. Базовые знания дизайна для всех — еще долго мы будем вести дела “на удаленке” как среди услуг, так и в области продаж, развития бизнеса и других клиентских направлений. Сверстать презентацию, быстро проверить гипотезу и сделать одностраничный сайт на Tilda уже можно самому. Это сократит время до презентации “предложения” вашему клиенту или партнеру.
  2. Копирайтинг и грамотность — и если второе важно в любое время, то умение правильно донести свое предложение клиенту становится все более актуальным. Теперь нет времени заказывать копирайтинг страницы или презентации, нужно делать самому.
  3. Основы интернет-маркетинга — позволит быстро оценить стоимость продвижения того или иного проекта на стадии идеи тогда, когда ресурсов и времени на размеренную подготовку нет.

Подводя итоги, хочется сказать — развитие навыков, которые позволяют повысить личную эффективность или ключевые бизнес-показатели компании, полезны в любое время, будь это кризис (когда внешние факторы заставляют развиваться) или привычная экономическая и социальная ситуация. Так сложилось, что в этом году не зависящие от нас факторы заставляют меняться буквально всех — будь то компания или отдельно взятый специалист.

https://rusability.ru/