Если ресурсы ограничены, сроки сдачи проекта поджимают, а в творческом плане — застой, время обратиться к одной из креативных техник. Начать можно с онлайн-брейншторма, но есть и другие способы найти вдохновение.
Алгоритм брейншторма
Во-первых, заранее объявите о задаче брейншторма. Во-вторых, выберите ведущего и поделите участников на тех, кто генерирует идеи, и тех, кто анализирует информацию.
Правила успешного брейншторма
- Поставьте конкретную цель
- Привлеките к обсуждению как можно больше людей
- Поощряйте генерацию абсурдных идей
- Откажитесь от критики
- Следите, чтобы дискуссия не ушла в другое русло
- Попросите коллег отложить телефоны до конца обсуждения
- Записывайте абсолютно все идеи, например, на доске, и не скупитесь на схемы
- Попросите высказаться всех присутствующих
- Устройте встречу после мозгового штурма — особенно если участники «перегорели»
Альтернативные техники
Если брейншторм не помог сгенерировать стоящие идеи, пора рассмотреть другие креативные техники. Требования те же: грамотно сформулированный вопрос, группа желающих и стремление творить.
Степладдер
Двое участников начинают обсуждать проблему. К ним присоединяется третий, но никто из группы не высказывается, пока новичок не поделится своей идеей. По той же схеме к обсуждению добавляется по одному человеку. Ведущего нет. Процесс идет, пока не выскажется весь коллектив.
Метод да Винчи
Один из способов улучшить креативный процесс — прислушаться к интуиции. Запишите вопрос на листке бумаги, расслабьтесь и начните рисовать хаотичные линии. Каждый образ вызовет ассоциации, которые надо соотнести с поставленной задачей.
Скампер
Эта техника поможет вам понять, в каком направлении двигаться дальше. Определите составные части задачи и ответьте на вопросы по схеме. Рассмотрим метод на примере ресторанов быстрого питания.
«Шесть шляп мышления»
Участник «надевает» одну из шляп и включает режим мышления, за который она отвечает. Например, обладатель черной шляпы должен найти слабые места идей и обратить на них внимание. В итоге все смогут посмотреть на предмет обсуждения под разными углами.
- Белая шляпа — фокус на имеющихся и недостающих данных
- Красная шляпа — ощущения и интуиция
- Черная шляпа — критика и оценка рисков
- Желтая шляпа — акцент на преимуществах
- Зеленая шляпа — поиск креативных решений
- Синяя шляпа — формулирование целей и подведение итогов
Раунд-Робин
Участники фиксируют свою точку зрения на отдельном листе бумаги и передают записи друг другу по часовой стрелке. Каждый придумывает свежие идеи на основе чужих, пока не вернется к своему листку. В итоге все получают свои списки с инсайтами от коллег.
Ролевой мозговой штурм
Техника предлагает решить проблему от лица известных личностей в бизнесе.
Дельфи
Сформируйте группы экспертов и аналитиков. Эксперты разбивают вопрос на несколько более мелких, из которых аналитики составляют общий опросник. Затем группа экспертов работает с вопросами и собирает самые яркие идеи. Получив финальный «банк идей» от экспертов, команда аналитиков пытается привести позиции к общему знаменателю.
Обратный мозговой штурм
Если дискуссия зашла в тупик, поможет метод обратного мозгового штурма. Суть — выявить как можно больше недостатков в предложениях коллег. Критикуя свои же решения, вы заметите детали, которые ускользают от внимания при обычной генерации идей.
В ИКРЕ мы любим синтезировать креативные методики под разные задачи: ТРИЗ, CRAFT, дизайн-мышление, латеральное мышление и т. д. Для работы над стратегией мы используем теорию ограничений (TOC) и концепцию Jobs-To-Be-Done (JTBD).
CRAFT, или Creative Algorithm Framework & Tools — способ создания новых форм отношений для разных социальных моделей, будь то цифровой продукт для финтеха, игра или промосайт. Везде есть связи, которые можно менять с помощью трех параметров: формы, драмы и пользы.
Когда несмотря на все эти техники наступает творческий кризис, я преодолеваю его с помощью друзей — кураторов в ИКРЕ. Они всегда подталкивают меня к поиску чего-то нового, чтобы я мог их удивить — а сделать это нелегко.
Креативность — это навык, который помогает находить неочевидные связи между очевидными вещами. Когда он еще не развит, или наступил ступор, креативные методики помогают начать мыслить нестандартно. Чем опытнее креативщик, тем меньше он зависит от креативных методик — решения приходят в голову сами собой.
Одна из моих любимых методик — «Плюс, минус, интересно». Сначала мы придумываем абсурдное решение проблемы, а затем находим в нем 10 плюсов, 10 минусов и 10 «интересно». Например, мы рекламируем автомобиль. Производитель заявляет, что он самый безопасный на рынке. Абсурдным решением в этом случае может быть никогда не выходить из автомобиля. Когда мы ищем 10 плюсов и 10 минусов, мы помогаем мозгу принять эту идею. А когда ищем «интересно», мы будим в себе любопытство: «Интересно, как будут выглядеть рестораны в таком мире?», «Будет ли отель для машин?» Это поможет поймать креативную волну и найти заходы для хорошей идеи.
А вообще, ничего еще не помогало выйти из творческого ступора так, как прогулка с собакой и без телефона.