Как создать атмосферу доверия и психологической безопасности в команде, если сейчас подвергаются испытанию самые основы совместной работы? Помните о том, что испытания — это всегда и новые возможности. Выделите время и силы на то, чтобы сформулировать правильные вопросы и заложить фундамент будущих успехов.

Для этого можно использовать метод дизайн-мышления, в основе которого лежит человекоориентированный подход. Если в первую очередь думать о потребностях людей, использовать умение сопереживать, не мыслить штампами и не бояться экспериментировать, нам будет проще действовать в изменчивой ситуации. Ниже мы расскажем о методах и инструментах, которые помогут руководителям, новаторам и дизайнерам в период кризиса и нестабильности уверенно смотреть в будущее.

Сопереживайте окружающим и прислушивайтесь к ним

Сейчас особенно важно уметь прислушиваться к другим людям. Постарайтесь определить потребности других людей и изменить собственные взгляды, опираясь на методы дизайн-мышления, позаимствованные из культурной антропологии и психологии. Сопереживая людям, вы сможете черпать вдохновение из их потребностей, чувств и стремлений, а значит — создавать востребованные решения существующих проблем.

Слушайте, чтобы понять, что на самом деле нужно другим. Этому можно и нужно научиться. Может оказаться, что некоторые ваши предположения о других людях основаны на ваших собственных потребностях. Отказавшись от подобной предвзятости, вы сможете предлагать полезные и актуальные решения.

Мы считаем, что умение понимать чувства других людей в будущем станет одним из важнейших навыков.

В компании Google считают, что умение понимать чувства других людей в будущем станет одним из важнейших навыков. Мы даем нашим руководителям и сотрудникам возможность учиться этому в повседневной деятельности, например проводить виртуальные совещания утром и вечером, чтобы при личной встрече узнать, как дела у всех членов команды. В моей команде еженедельная встреча начинается с практики совместного дыхания. Еще мы проводим эксперимент, когда каждый член команды рассказывает о чем-то важном для себя и о связанных с этим чувствах, а все остальные стараются понять и разделить их.

Задавайте вопрос «Как мы можем это сделать?»

Часто говорят, что инновации начинаются с идеи. На самом деле они начинаются с вопроса, как решить какую-либо проблему. Многие люди способны предлагать отличные идеи и выявлять проблемы, особенно когда мы только начинаем что-то делать. Но многим не хватает умения взглянуть на проблему с неожиданной стороны и превратить ее в вопрос, на который затем можно сообща найти ответ.

Правильно формулировать вопросы помогает инструмент дизайн-мышления «Как мы можем…». Например:

  • Проблема. Мы вынуждены работать из дома, поэтому на тренингах сложно установить личный контакт между участниками. Вопрос. Как мы можем сделать видеотренинги даже более полезными, чем офлайн-встречи?
  • Проблема. Мне трудно работать дома. Я не могу сконцентрироваться, а члены семьи постоянно меня отвлекают. Вопрос. Как мы можем помочь людям адаптироваться к разным стилям работы, пока они дома?

Когда мы сформулировали проблемы как вопросы, нам стало проще предлагать идеи для их решения.

Недавно я проводил в школе Google для руководителей марафон, призванный помочь им сформулировать вопросы об актуальных проблемах. Правила те же, что и для мозгового штурма:

  • чем больше, тем лучше;
  • никакой критики;
  • наглядность;
  • развитие предложенных идей;
  • составление заголовков;
  • полная свобода мышления.

После этого мы выбрали наиболее важные вопросы и сконцентрировались на них. Когда мы сформулировали проблемы как вопросы, нам стало проще предлагать идеи для их решения.

Учитесь экспериментировать

Рассмотрев имеющиеся возможности, можно переходить к экспериментам. Эксперименты — это способ быстро потерпеть неудачу. Смысл в том, чтобы учиться на своих ошибках. Неудачи помогают быстро определять, что работает, а что — нет, и таким образом продвигаться к правильному решению.

Экспериментировать не всегда просто. Люди стремятся экономить силы, поэтому нам проще применять идеи и решения, которые уже приносили результаты в прошлом, а не пробовать новое. Необходимо создать условия, в которых команды и отдельные сотрудники чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы рисковать и экспериментировать, хотя бы виртуально. А для этого надо поощрять руководителей и команды выходить за рамки привычного, заботиться о психологической безопасности и не бояться демонстрировать слабости. Это позволяет точнее оценивать идеи, лучше понимать пользователей, выявлять сильные стороны руководителей и команд и быстрее продвигаться к будущим успехам с помощью экспериментов.

Frederik Pferdt-2325-cropped.jpg

Dr. Frederik G. Pferdt

Chief Innovation Evangelist at Google and Adjunct Professorat Hasso Plattner Institute of Design (d.school) at Stanford University

https://www.thinkwithgoogle.com/