Визуализация помогает наглядно увидеть связи между элементами и облегчает понимание и запоминание. Визуализацию контента, как в статике, так и в динамике, можно назвать контентограммой.

Контентограмма, которой я хочу поделиться, визуально отображает интенсивность разных показателей в динамике потребления контента, чем-то напоминая CJM и story greed.

Контент может быть любым: от видео до текста. Я покажу, как можно ее использовать при работе с текстом. Контентограмма подходит для разного вида текстов, в том числе коммерческих. В своем примере, чтобы не отвлекаться от сути, я возьму пустой текстовой шаблон.

Начнём заполнять

Допустим, читатель увидел контент в группе ВКонтакте. Отсюда и начинается его читательский путь, это первый шаг в его взаимодействии с контентом.

В первую очередь читатель обращает внимание на заголовок. Он должен привлекать внимание и отражать суть текста.

Часто читатели бегло просматривают текст перед прочтением, чтобы оценить объем и структуру, понять общий смысл (это называется скиминг). Тут важно, удобно ли текст читать, есть ли в нем иллюстрации, видео, списки и прочие элементы.

Наша контентограмма разделена на 3 основных блока:

  • Автор
  • Текст.
  • Читатель.

Организовать таблицу можно в удобном вам порядке. У меня текст расположен посредине. Слева инструкции для автора и структура текста. Справа путь читателя от первого контакта с текстом до окончания чтения или совершения какого-то целевого действия, если оно подразумевается.

Структура текста может быть любая. Я взяла классическую структуру пятичленного эссе. Она подходит для написания коротких сочинений и состоит из:

  • вступления;
  • тела статьи с тремя тезисами;
  • заключения.

Эта структура максимально простая и ее изучают во всех американских школах.

Структуру я привела в формате чек-листа и добавила, какой объем текста занимает каждый блок (в процентах). Я просто сверяю текст по чек-листу каждого блока и проверяю, что ничего не забыла.

Вместо объема можно добавить что угодно: время прочтения или количество символов. Так вы сразу увидите, если увлеклись какой-то частью текста, или наоборот, недобрали.

В контентограмму можно добавлять любой дополнительный параметр, который упрощает работу. Например, если бы мы писали сценарий, дополнили бы ее раскадровкой.

В колонку “Текст” можно как вставить готовый текст, чтобы сверить его со структурой, так и писать его прямо там, следуя структуре и разделяя на блоки. Я дополнительно отмечаю в тексте важные детали с помощью цветовой разметки. Зачем, станет понятно, когда мы перейдем к читателю.

В колонке “Читатель” я расписываю все что видит и чувствует читатель в каждом блоке структуры текста, показывая его читательский путь. Так можно проследить, как меняется его восприятие в процессе чтения.

Удобно маркировать одним и тем же цветом важные детали в тексте и реакцию читателя на них. Вот, например, фрагмент эссе про образы в рассказах Эдгара По. Автор утверждает некоторый тезис и приводит пример, как писатель делает это в одном из своих рассказов. Одинаковая маркировка позволяет наглядно увидеть, что мы не просто идем по структуре текста, но и показываем читателю все, что мы хотим до него донести.

Дополнительно таблицу можно дополнить полезными деталями. Например, фактологическая насыщенность (соотношение известного и неизвестного) и воздействие на рациональное и эмоциональное восприятие читателя. Это позволяет увидеть, что мы соблюдаем баланс в тексте и удерживаем внимание читателя. Точные цифры не нужны, оценки от -5 до +5 вполне достаточно. Кривые строить не обязательно, это может быть любое удобное для вас обозначение: подойдут обычные смайлики или стрелочки.

Дополнительные параметры тоже опциональны: это может быть, например, обращение к разным органам чувств или специфика восприятия у разных типов читателей.

Контентограмма – это не догма, а удобный инструмент, который поможет упростить писательский процесс. Все люди визуализируют по-разному, это лишь один из возможных вариантов, которым пользуюсь я. Контентограмма может быть любой, главное не то, как она выглядит, а насколько она полезна в работе. Надеюсь, что моя структура окажется удобной и для вас или подскажет, как организовать вашу, уникальную контентограмму.

Александра Сухачева

Интернет-маркетолог. Создаю контент для соцсетей, информационные статьи, презентации и инфографику, инструкции и чек-листы, email-рассылки.
https://rusability.ru/