Чему уделили бы больше внимания основатели бизнеса при создании компании, если бы могли вернуться в прошлое? Что могло бы сделать компанию успешнее? О каких поступках жалеет главный врач больницы?

Из этого обзора вы узнаете, какие советы эксперты дали бы себе в прошлом.

Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru

Учитывая опыт последних 10 лет, прошедших экономических и других кризисов, смело могу рекомендовать себе следующее:

  • Меньше инвестировать в высокорискованные новые проекты. Большую часть чистой прибыли отправлять в свой резервный фонд — формировать запас денег на «всякий случай». Этот самый «всякий случай» стал происходить с нами чаще, чем раз в 10 лет. Исходить из того, что в случае остановки экономической деятельности в стране и мире, возможно, придется жить на «свои» больше года, а еще на эти «свои» не дать умереть организации.
  • Перестать в тайне надеяться, что российскому предпринимателю кто-то поможет. Окончательно снять розовые очки и понять, что во время кризиса каждый сам за себя. Пандемия помогла снять маски со всех современных мировых и бизнес лидеров, все проявили свое истинное лицо и отношение к окружающим.
  • Больше вкладываться в отношения ближнего круга: родственники, друзья, коллеги. Только те, с кем пуд соли съел, останутся с тобой, когда не будет самого главного объединяющего людей фактора — денег. Как сказал Дон Корлеоне: «Любовь проходит, дружба распадается. И только кровные узы нерушимы навсегда».

Эмилия Гуторова, эксперт Executive.ru

Когда заканчивала школу, примерно одинаково хотела поступать на филологический и экономический факультеты университета. Но все же тяга к филологии немного преобладала. Я колебалась. Спросила совета родителей. Папа ответил, что бухгалтер – хлебная профессия, и с ней не пропадешь. Так я поступила на экономический. Моя специальность по диплому – бухгалтерский учет и аудит. Я ни о чем не жалею, хотя бы потому, что это бессмысленно.

Профессия «бухгалтер» интересна для меня. Я работаю с предпринимателями. С ними не бывает скучно! Постоянно меняются планы, идеи фонтанируют. И законодательство не отстает. Этой весной днем выступает президент, вечером мы уже обсуждаем с клиентами нововведения, а с утра применяем на практике.

Желание писать привело к тому, что сначала я написала статью в журнал для бухгалтеров «Имидж бухгалтера», потом стала писать специализированные статьи по налогам, а затем — творить на более широкую аудиторию соцсетей. Сейчас я — эксперт сообщества менеджеров Executive.ru.

Мой совет себе в прошлом — при принятии решений прислушиваться к своим внутренним ощущениям и не спрашивать советов.

Максим Часовиков, руководитель профессионального сообщества, эксперт Executive.ru

По существу, тут есть два возможных варианта ответа: как действовать в конкретной ситуации, опираясь на постзнание и – какие ценности стоит поменять, исходя из текущей ситуации.

В первом случае, конечно, я бы дал советы по инвестированию – в начале августов 1998 и 2008 года – нужно было покупать доллары, в том числе и занимая рубли, это же относится и к декабрю 2014 года. Так же хорошим решением было бы в начале 2015 года купить биткоины и продать их в конце 2018 года. Наверное, это хороший совет и его разделят все. Но он ничего не дает нам сейчас, единственный вывод, который можно из него сделать – если ты точно знаешь, как оно будет в будущем, то точно сможешь с успехом реализовать инвестиционную стратегию.

Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

Дала бы себе сразу несколько советов: купить офис раньше, больше путешествовать, учить языки и нанять няню, как только будет возможность. Мое агентство работает с 2006 года, а обзавелось собственным пространством только в 2020 — много воды утекло за 14 лет. Путешествия и языки расширяют картину мира резко и навсегда. 16 августа вернулась с Кавказа со статусом «Альпинист России» — покорила одну из вершин Эльбруса.

Алексей Королюк, генеральный директор REG.RU

Прагматичный совет: регистрировать не «креативные», а простые домены

11 августа 1998 года я сидел на Арбате в хостинг-компании «Русский Экспресс» и регистрировал домен cetis.ru для веб-студии «Цэтис», директором которой тогда был. Сотрудник отправлял все документы для регистрации по факсу в РосНИИРОС, я платил 120 долларов за регистрацию и совершалась магия. Примерно в это же время я регистрировал в свой профессиональный портфель домены в духе free-time.ru, imok.ru и прочие «креативные» адреса. В тот момент еще были свободны многие простые домены, состоящие в том числе из наиболее употребимых слов современного русского языка: god.ru (1999 год), stol.ru, drug.ru, mir.ru (2000 год), privet.ru (2003 год). Сегодня подобные домены высоко ценятся на рынке.

Вадим Глушков, руководитель строительной компании СМР5

Если бы я мог вернуться в прошлое и дать совет, я бы сказал молодому Вадиму при основании компании – сразу строй команду профессионалов. Не надо делать все самому. Да, крутые специалисты стоят денег, но с ними и эффективность компании, качество обслуживания клиентов, а значит, и рост намного эффективнее.

Я же первые несколько лет занимался практически всем – проектированием, рекламой, продажами, контролем бригад строителей. Мне некогда было искать точки развития и расти. Я проходил одно обучение за другим и шел сам внедрять.

Сейчас у меня строится отличная команда – есть зам по строительству, отдел снабжения, архитектурно-сметный отдел, отдел продаж. И я думаю, что если бы начал строить команду раньше, то сегодня моя компания ушла бы далеко вперед.

Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM Group «Фабрика инноваций»

Зачастую предприниматели учатся в процессе построения бизнеса и, как следствие, совершают много ошибок, потому что невозможно знать все. Мы занимаемся производством интерактивного оборудования. Если повернуть время вспять, я бы больше времени тратил на предпродакшн. Это и визуальная составляющая, и методика продаж, и многое другое.

Сейчас, спустя 5 лет существования компании нам приходится переделывать сайт, менять подачу контента, то, что раньше казалось не таким важным, сейчас стало ключевым. В результате это увеличивает расходную часть, так как любая переделка – это расход, умноженный на два, а то и больше. Иными словами нужно максимально тщательно готовиться к любому проекту, запуску продукта, направлению.

Линар Гарифуллин, основатель сервиса биохакинга Медмаркет

Прежде всего я бы рекомендовал самому себе при принятии решения относительно запуска нового бизнеса считать юнит-экономику с запасом в 30%. Часто идея кажется красивой и прибыльной, но когда декомпозируешь расходы, необходимые для реализации бизнес идеи, понимаешь, что доходы их не покроют. Лучше это понять до старта проекта, чем перестраивать уже запущенный бизнес.

Если бы я запускал бизнес сейчас, гораздо больше внимания уделил бы формированию системы продаж еще до первого дня работы. Кадры, технологии, мотивация, психология – нет мелочей. Начиная бизнес, ты должен понимать, как закрывать сделку, по какому пути идет клиент, какие цели у каждого этапа продаж.

Ольга Шарапова, главный врач ГБУЗ «ГКБ имени Виноградова ДЗМ»

Как и многие, во время начала карьерного пути я была активным прагматиком, который видит лишь работу, а не людей вокруг.

Наверное, если бы не было той жесткости с коллегами – не было бы и выполненных задач, поставленных руководством, но сейчас я бы посоветовала себе в прошлом сосредоточится на получении знаний в области коммуникаций с людьми. Простое человеческое отношение в общении с командой дает положительный эффект на качество выполнения работ. Да, иногда необходимо быть жесткой и требовательной с коллегами, но никогда не жестокой.

В отличие от коммерческих структур, в государственном секторе иная мотивация. Мы более социально-ориентированы, и человеческое отношение играет тут особую роль. Всегда необходимо учиться, учиться грамотно взаимодействовать с окружающими.

Светлана Драгаева, основатель Virry и CEO Fountain Digital Labs

Всегда иметь план Б.

Однажды сотрудник, который был моей правой рукой, сообщил, что уходит, потому что хочет делать свой бизнес. Помню, что эмоции меня накрыли с головой, а кроме того, я чувствовала огромную растерянность. Как же так, ведь я так доверяла ему, давала полную свободу действий.

После того, как я успокоилась, пришло осознание, что я сама жила в мире иллюзий. Руководитель всегда должен знать, чем живет его команда, и понимать, как устроены ключевые процессы. Я не разработчик, не бухгалтер, не дизайнер, не маркетолог и еще 100 разных «не». Но я генеральный директор и скрупулезно отношусь ко всем процессам, которые создают основную ценность нашего продукта. Когда выбираю парки-заповедники, откуда ведутся потом наши трансляции, принимаю в команду разработчиков или веду переговоры с учеными для совместных исследований. Жизнь научила как минимум на базовом уровне разбираться во всех процессах. И теперь ни один проект больше не рухнет, если кто‑то уйдет.

Денис Голубцов, директор по развитию акселератора таргетированных продаж Selvery

У меня был бы один совет: инвестируй как можно раньше. Возможностей было очень много, здесь и валюта, и ценные бумаги, и долевое участие. Например, в 2010 году доллар стоил 30,19 рубля против сегодняшних 73,53 рубля. Многие IT-компании увеличили свою стоимость в десятки или даже сотни раз.

Конечно, многие не смогли пережить частые кризисы. Но даже если говорить о консервативном инвестировании, выгода налицо. Например, акция «Сбербанка» в 2010 году стоила в районе 110 рублей, сегодня – 226,66 рубля. Но есть и более интересные примеры. В 2015 году акции «Тинькофф» стоили всего 1,65 доллара США. Но уже в июле 2020 их цена увеличилась до 26,05 доллара. В общем, была бы возможность отправить себе из прошлого весточку, я бы сказал, что нужно инвестировать. И, конечно, набраться терпения, чтобы переждать очередной финансовый кризис.

Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ

Самый важный совет, который я бы дала себе на этапе создания бизнеса: привлекать поменьше учредителей. Выводить их после расхождения взглядов очень сложно, сложнее сохранить дружеские отношения. Несмотря на то, что нам с соучредителями удалось расстаться без обид, многие инициативы и идеи были отсрочены, а это повлекло отложение тех источников дохода которые могли появиться в самом начале.

Также я бы предложила себе не жалеть деньги на рекламу и не тыкать пальцем в небо, а сразу разориться на определенный бюджет и нанять маркетолога, чтобы реклама выстреливала четче. С другой стороны, именно эти ошибки сделали меня и компанию такими какие мы есть сейчас, и это отличный результат.

https://www.e-xecutive.ru/