Большинство организаций были бы счастливы, если бы смогли просуществовать столько, сколько это удалось Венецианской республике. С 697 по 1797 год н.э. технологические успехи, географическое положение и нетрадиционное мышление были преимуществами, которые обеспечивали Светлейшей Республике процветание. Но когда перемены приходят внезапно, они могут превратить сильные стороны в слабые и свести на нет даже те успехи, которым больше тысячи лет.

Военные технологии и стратегическое важное местоположение города на пересечении основных торговых путей того времени дали Венеции несколько серьезных взаимодополняющих преимуществ. Арсенал, передовая фабрика флотского снаряжения, которая на несколько веков предвосхитила серийное производство, была сердцем венецианской военно-морской индустрии. Начиная с XIII века здесь взращивали творческий подход и стимулировали инновации и предприимчивость при строительстве судов.

Географическое положение города помогало ему защищаться как от сухопутных, так и от морских захватчиков. Это расположение – на нескольких островах в болотистом заливе – также принудило Венецию развивать по тем временам необычную торговую и ссудную экономику, поскольку земли, пригодной для сельского хозяйства, было слишком мало. Благодаря тому, что город находился в северной части Адриатики, он смог стать жизненно важным центром торговли, соединяющим восток с западом через Средиземное море.

Майкл Портер пишет, что конкурентное преимущество рождается из того, как «разные виды деятельности взаимно дополняют и укрепляют друг друга… создавая цепочку, которая прочна настолько, насколько прочно ее самое сильное звено». Это стратегическое соответствие присутствовало у Венецианской республики в избытке.

Но, как и многие успешные предприятия, Венеция достигла момента, когда она больше сосредоточилась на эксплуатации привычного, чем на поиске нового: венецианские купцы стали использовать уже существующие пути к успеху. Предприниматели решили не сходить с протоптанных троп. Оправдавшие себя практики и предпочтения стали более популярными, чем исследования и пытливый ум. Торговцы делали ставку на постепенное улучшение существующей технологии, сосредотачиваясь на эффективности и оптимизации. В своей решимости как можно быстрее увеличить свое состояние они все сильнее жали на газ вместо того, чтобы сменить курс движения.

Но к концу XVI века мир начал меняться таким образом, что Венеция становилась все менее релевантной происходящим изменениям. Сфокусированность Арсенала на производстве галер имела смысл, пока Средиземное море было самым важным из торговых путей. Алессандро Барберо, профессор средневековой истории из университета Восточного Пьемонта отмечает, что галеры долгое время оставались любимым средством венецианских мореплавателей. Но изобретение галеонов позволило атлантическим державам освоить новые торговые пути, которые не пролегали через Адриатику.

Эпоха географических открытий положила начало упадку Венеции. Один большой скачок в технологии – появление кораблей, которые могли плыть по морю много месяцев (и даже лет) кряду – ослабил конкурентное преимущество Венеции и совокупность ее сильных сторон.

Рост популярности галеонов означал, что географическое положение Венеции в северной оконечности Адриатического моря вдруг оказалось ее недостатком. Более того, Арсенал перестал находиться «на острие» судостроительных технологий. Экономическое значение Венеции резко уменьшилось – и в этот момент в республику вторгся Наполеон со своими войсками, что и положило ей официальный конец.

Какой же урок могут извлечь из этого сегодняшние предприниматели и инноваторы? Чем сильнее предположение, что будущее будет работать так же, как настоящее, тем больше сила притяжения статуса-кво. Организации, застрявшие в своих обычаях, замедляются и перестают стремиться к новым горизонтам. Они обречены на увядание.

Если вы не хотите быть застигнутым врасплох, следует отдавать себе отчет в том, что будущее будет отличаться от прошлого. Будущее невозможно себе представить, оно многозначно и открыто ко всевозможным вариантам. Иногда достаточно одного важного хода со стороны конкурента, одного нового технологического решения, чтобы целой империи пришел конец. Если ваш сегодняшний бизнес похож на ухоженный сад с аккуратными клумбами и высокими стенами, этого недостаточно. Новая возможность (или угроза) может лежать за стеной, на шумном перекрестке секторов и рынков.

Предприниматели и инноваторы противятся синдрому «успешен как всегда» и изучают появляющиеся технологии и новые бизнес-модели. Они стараются не терять из вида общую картину и настороженно относятся к одержимости эффективностью и оптимизацией. Этот взгляд помогает им продвигать нетрадиционные способы мышления и решения проблем, а также бросать вызов текущей ситуации. Они знают, что цель не в том, чтобы гнаться за стоящим на месте горизонтом, а в том, чтобы понимать, когда и как этот горизонт изменится при приближении к нему.

Об авторе: Пьеро Формика — основатель International Entrepreneurship Academy и старший научный сотрудник Innovation Value Institute. Автор книг «The Role of Creative Ignorance: Portraits of Path Finders and Path Creators» и «Grand Transformation Towards an Entrepreneurial Economy: Exploring the Void».

Источник: http://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/p18640/#ixzz4YZKlfkQU