В первые несколько лет своего существования компания Netflix росла быстрыми темпами и была вынуждена нанимать все больше разработчиков и программистов. Рид Хастингс (соучредитель и генеральный директор компании с 1999 года) понимал, что, если собрать лучшие технические таланты на рынке, то они станут драйвером роста, который приведет компанию к успеху. И рекрутеры сосредоточились на поиске лучших исполнителей на рынке.
Принцип рок-звезды
В Кремниевой долине многие из таких ценных кадров были уже заняты – работали в Google, Apple и Facebook, где им очень хорошо платили. В начале пути у Netflix не было финансовых ресурсов, чтобы переманивать кандидатов деньгами. Имея техническое образование, Хастингс хорошо был знаком с известным в программировании «принципом рок-звезды».
«Принцип рок-звезды» основан на известном исследовании, которое проводилось в подвале в Санта-Монике, штат Калифорния. В 6:30 утра девять программистов-стажеров завели в комнату с десятками компьютеров. Каждому из них вручили бумажный конверт, в котором лежало задание по кодированию и отладке багов. Задание необходимо было выполнить с максимальной эффективностью в течение следующих 120 минут.
Организаторы исследования ожидали, что лучший программист превзойдет своего коллегу в среднем в два-три раза. Но оказалось, что разрыв между самым сильным программистом и самым слабым просто огромен. Лидер эксперимента в 20 раз быстрее писал код, в 25 раз быстрее исправлял ошибки и в 10 раз быстрее выполнял другие задания, чем программист с самыми низкими оценками.
Публикация этого исследования вызвала волну возмущения в IT-индустрии, поскольку многие руководители начали спорить о том, могут ли единичные звезды-программисты стоить в десятки раз дороже, чем их вполне адекватные и квалифицированные коллеги.
В то время у Хастинга был строго ограниченный бюджет на зарплату и проект, который необходимо было довести до ума. Перед ним стоял выбор: нанять от 10 до 25 средних программистов или одну рок-звезду, которой заплатить значительно больше.
Годы опыта доказали Хастингсу, что лучший программист добавляет не в 10 раз больше ценности в развитие бизнеса, а в примерно в 100 раз больше, чем его средний по рынку коллега.
Билл Гейтс и вовсе считает, что в тысячи раз больше. Есть его знаменитое высказывание: «Отличный токарь получает в несколько раз больше среднего за свою работу, но отличный разработчик стоит в 10 тысяч раз больше, чем средний программист».
В индустрии программного обеспечения это известная истина, хотя и до сих пор активно обсуждаемая.
Особое видение «рок-звезды»
Хастингс начал думать, для каких еще индустрий справедлива и применима эта модель. Причина, по которой профессионал рок-звезда гораздо более ценен, чем его коллеги, не является уникальной для программирования. Классный программист невероятно креативен и может видеть концептуальные модели, которые другим не дано увидеть.
«Рок-звезда» обладает подвижным видением, благодаря ему даже если профессионал застревает в определенном образе мышления, он умеет подталкивать и вытягивать себя из этой ловушки и способен легко смотреть дальше и шире в поисках иных концепций.
Это те самые навыки, которые необходимы в любой творческой работе. Хастингс вместе с Патти Маккорд, которая в то время была главной по талантам в компании, начали думать, как принцип рок-звезды можно применить к Netflix.
Два типа ролей
Они разделили все роли в компании на операционные и творческие.
Если вы нанимаете человека на операционную должность, например, мороженщика, то лучший кандидат может работать в два раза лучше средних показателей. Действительно хороший мороженщик, вероятно, может заполнить в два или три раза больше рожков и стаканчиков, чем средний работник, но в конечном итоге ценность, которую принесет пусть и лучший один сотрудник на данной позиции будет ограничена. За операционную работу можно платить среднюю зарплату, при этом ваша компания будет функционировать очень хорошо.
В Netflix не так много операционных должностей. Большинство ролей в компании требуют от сотрудников проявлять инновационные и креативные подходы в своей работе. Когда речь идет о творческих ролях, то топовый специалист оказывается в десятки раз лучше среднего. Например, лучший специалист по рекламе может придумать такой трюк, который привлечет на миллионы клиентов больше, чем его средний коллега по рынку.
В 2003 году у Netflix было не так много денег, но много задач и планов, которые надо было сделать. Управленческая команда должны была тщательно обдумать, как потратить те немногие ресурсы, которые были у компании.
Первое важное решение: для любого типа оперативной роли, где есть четкий предел того, насколько хорошо можно выполнять работу, компания будет платить среднюю рыночную ставку.
Второе важное решение: для любой творческой работы компания будет искать рок-звезду в своем деле и щедро ей платить, вместо того, чтобы использовать те же деньги на найм дюжины подходящих исполнителей. Лучше полагаться на одного потрясающего человека и очень много платить ему за его работу.
Именно по этому принципу Netflix нанимает большинство сотрудников. Этот подход оказался на удивление успешным. Компании удалось экспоненциально увеличить скорость появления и внедрения инноваций, а также производительность.
Lean Teams
По словам Хастингса, такие принципы найма приводят к созданию «Lean Workforce» – «скромной» по штату команде, в которой нет посредственностей и случайных людей, а только сильные и опытные профессионалы. Наличие такого уровня команды дает ряд производных преимуществ.
Хорошо управлять людьми – трудная работа, требующая больших усилий. Управлять посредственно работающими сотрудниками сложнее и отнимает больше времени. Сохраняя организацию небольшой, а команды внутри малыми, каждый менеджер имеет меньше людей для управления и, следовательно, может лучше справляться с управленческой работой.
Lean Teams, или малые бережливые команды, состоят исключительно из высоко-эффективных сотрудников. В таких командах все работают лучше и быстрее: и руководители, и сотрудники, и вся команда в целом.
По материалам cnbc.com, перевела с английского Алина Прудских
https://www.e-xecutive.ru/