hr-inspire.ru

Мастерская HR коммуникаций

Как спорить с начальством

На работе нередко приходится отстаивать свое мнение, чтобы выбрать наиболее оптимальное решение. Однако одно дело — дискутировать с коллегой, а другое — спорить с начальством. Т&Р вместе с CEO различных компаний рассказывают, как построить конструктивный диалог с руководителем и отстоять свое мнение и когда действительно нужно прибегнуть к спору.

Когда все-таки нужно спорить с начальством

Отстаивать свое мнение — необходимый навык для выстраивания конструктивной коммуникации и поиска оптимальных решений. Однако в этом процессе может возникнуть несогласие — в том числе с руководителями. В данном случае требуются особые подходы, ведь отношения с начальником во многом определяют ваш комфорт в процессе работы.

 

Александр Смолин, CEO «СБ Групп»

С руководителями стоит спорить только в принципиальных случаях: когда есть реальная угроза бизнесу, если есть риск упустить возможность вывести проекты или продукты на новый уровень или если нарушены этические нормы во взаимоотношениях.

Сначала надо тщательно подготовиться по всем спорным вопросам, заранее получить по ним второе мнение и разработать сценарии выхода из спорных ситуаций. В ходе спора необходимо возвращаться к базовым вещам (ценностям) и стараться превратить спор в активный обмен мнениями. Иногда проще тактически отступить, с тем чтобы подготовить новые аргументы и заручиться поддержкой коллег.

При этом во время спора точно не стоит перебивать, показывать, что ты умнее руководителя или глубже знаешь обсуждаемую тему, или хлопать дверью.

Надя Макова, CEO «Теории и практики»

Когда ты понимаешь, что решение, принятое руководителем или задача, назначенная им, не является сейчас приоритетной и может отвлечь твой ресурс / важный ресурс команды от фокусных задач, которые направлены на достижение бизнес-целей. Когда у тебя есть четкое обоснование не просто почему так делать неверно/не надо, а именно по шагам — как сделать по-другому, как оптимизировать процесс или повысить эффективность. В целом, если у тебя есть альтернативное мнение, подкрепленное профессиональным видением, фактами и аргументами.

Татьяна Спурнова, создатель Бюро трансформаций бизнеса и агентства осознанных событий MaxMedium

Вступать в спор необходимо в том случае, когда ваша позиция важна для результата бизнеса. Например, вы видите, что принимаемое решение неэффективно, не даст результат по известным вам причинам, и у вас есть решение, которое ценно для бизнеса и даст результат.

Руководитель — это часто человек предпринимательского склада, а это значит, что он рассматривает любую проблему или задачу сверху вниз, то есть, если вам нужно продать проект или инициативу, нужно идти от результата, затрат (финансы, время, необходимая команда), и только потом — как это будет реализовано, а не наоборот.

Как спорить с руководителем

Если вы убедились в том, что возразить руководителю необходимо, заранее продумайте аргументы.

Основная задача спора — не доказать, что ваш руководитель неправ, а выработать оптимальное решение. Поэтому вам необходимо продумать, как можно разрешить проблему, и конструктивно объяснить, почему ваш вариант наиболее оптимален.

 

Татьяна Спурнова, создатель Бюро трансформаций бизнеса и агентства осознанных событий MaxMedium

Соберите аналитику, проработайте все за и против, а также возможные возражения и ответы на них. Подготовьтесь заранее и будьте максимально краткими, донося информацию только по существу вопроса.

Если вы доносите профильную информацию со специальной терминологией, доносите ее максимально просто и понятно, а не щеголяя непонятными для руководителя терминами.

Излагайте свои мысли четко и ясно

Как правило, у руководителей напряженный график работы. Чем меньше времени уйдет на коммуникацию, тем быстрее будет решена проблема и менее раздражен будет сам оппонент.

 

«Искусство побеждать в спорах», Артур Шопенгауэр

Когда спор ведется серьезно и со всеми формальностями, и один непременно хочет совершенно понять другого, тогда тот, кто поставил тезис и желает его доказать, должен постоянно обращаться к противнику с вопросами, чтобы из его допущений заключить об истине утверждения. Эта эротематическая метода была во всеобщем употреблении у древних (иначе она называется сократовскою).

Проявляйте уважение и слушайте собеседника

В ходе спора, скорее всего, вы услышите мнение, противоположное вашему. Не стоит сразу же отвергать его и тем более перебивать. Проанализируйте и объясните, почему этот вариант в данной ситуации не работает.

Следите за невербальными сигналами

Многое можно понять невербально — наблюдайте за позами, жестами, мимикой собеседника. Если вы понимаете, что он нервничает и обстановка накаляется (например, человек стучит ногой или перебирает в руке какой-то предмет), постарайтесь смягчить тон или же, если это уместно, иронизируйте.

Помните об интересах своего руководителя

Это необходимо не для того, чтобы «угодить» собеседнику. Учитывая не только личные обстоятельства или интересы компании, а приводя аргументы, напрямую связанные с руководителем, вы усиливаете важность поднятой проблемы. Собеседник становится наиболее заинтересован в разрешении возникшего спора.

Чего точно не стоит делать в процессе спора с руководителем

 

Надя Макова, CEO «Теории и практики»

В любом споре не стоит повышать голос, переходить на личности, отклоняться от предмета дискуссии, вдаваться в смутные воспоминания и припоминать какие-то косяки / дела давно минувших дней. В споре с руководителем не надо ставить его авторитет под сомнение и не надо думать, что он что-то говорит или ставит задачу из негативных/недобрых намерений или просто желания тебя нагрузить или тобой покомандовать. Прежде чем начать спорить лучше вначале поставь себя на его место, надень ее шапку, оцени ситуацию целиком и тогда уже принимай решение о действительности оснований для спора.

Самый неудачный спор с руководителем для меня был тот, когда осталась серьезная недоговоренность, то есть была высказана позиция, которая была истолкована руководителем некорректно, и из-за этого случился конфликт и последующее расставание. Причем эта позиция была высказана в письме, а возможности объясниться лично уже не представилось. Очень важно договаривать, договариваться, четко убеждаться, что тебя правильно поняли и что нет недомолвок. Особенно это важно в эпоху письменной коммуникации, когда очень много нюансов речи, таких как интонация, мимика, выражение глаз, язык тела, невидны, а любые слова можно трактовать по-разному и создать из-за некорректной трактовки большие проблемы для всех. Поэтому лучше вообще не спорить, а аргументированно дискутировать, а если спора не избежать, то делать это лично, глаза в глаза, чтобы не потерялись нюансы в цифровом пространстве.

Татьяна Спурнова, создатель Бюро трансформаций бизнеса и агентства осознанных событий MaxMedium

Никогда не критикуйте и не ставьте под сомнение экспертность и компетентность руководителя. Возможно, вы просто не все знаете или не имеете доступ ко всей информации и всему контексту, чтобы делать верные суждения по принимаемым им решениям.

Всегда нужно доносить информацию в виде обратной связи, подавать как дополнительную точку зрения и аргументы за и против.

В процессе спора с начальством:

  1. Не переходите на личности
  2. Не повышайте голос
  3. Не ставьте под сомнение экспертность руководителя
  4. Не будьте злопамятны
  5. Не угрожайте увольнением