Написать хороший текст сложно, а испортить его — проще простого. Сергей Король, редактор и автор курса «Организация работы с текстами, фриланс и польза от блога», составил для T&P список советов: как профессионально испортить текст и как не менее профессионально его спасти.
Сделайте введение «вкусным»
Миф: Как известно, издревле люди любили вкусный текст. Поэтому введение лучше начинать издалека. Как говорил один специалист, «Вкусный текст — это смазка для ума, с ее помощью мысли проникают в мозг читателя».
На самом деле: Начните с сути: о чем эта статья и для кого. Расскажите историю, почему вы ее пишете и какой у вас опыт, — это поможет читателю поверить вам.
Плохо: Люди — это слегка поумневшие звери, это известно и без британских ученых. Вы и сами это не раз замечали по себе. Если древний человек вместо мамонта охотился бы за эклерами, то вряд ли мы отличались от него. Только представьте: австралопитек просыпается ночью и идет к каменному холодильнику, чтобы…
Хорошо: Люди часто делают то, о чем сожалеют: перебегают на красный свет или тащат из холодильника полуночный эклер. Мы поговорили об этом с психологом, специалистом по поведенческим отклонениям. Прочитайте, если хотите быть более рациональным.
Не думайте о структуре, смысл важнее
Миф: Хорошему тексту не нужны украшалки — если написано круто, то прочитают хоть в .txt-файле.
На самом деле: Если не подумать о редакторской гигиене, то читатель сбежит от вас к простому и понятному фейсбуку. Без гигиены текст похож на серый прямоугольник, читать его тяжело и не хочется.
Большой объем текста нужно разбить на абзацы, добавить подзаголовки, фактоиды, «крики», нумерованные списки, таблицы.
Структурируя текст, редактор улучшает качество чтения.
Не знаете? Заметайте под ковер
Миф: Если не получится разобраться в сложной теме — не беда. Напишем что знаем, а остальное заметем под ковер. Нужно использовать правильные слова: «и другие», «есть исключения», «бывали и другие случаи».
На самом деле: Читателю нужно разжевать и подать все как есть. Он не должен идти и гуглить исключения и другие случаи, редактор должен описать их сам. Все необходимое — в одной статье.
Плохо: В авиабилеты включают стоимость, топливный сбор и другие платежи. Иногда к ним прибавляют ряд налогов и сборов. Если пассажир не успеет на борт, то стоимость билета вернут за вычетом ряда дополнительных платежей, но не всегда.
Хорошо: В стоимость билета входят плата за перелет, топливый сбор, сбор аэропорта и налоги. Авиакомпании возвращают плату за перелет, но сборы и налоги — нет. Но некоторые перевозчики возвращают все, среди них — «Гамма-тревел», «Флай» и другие (полный список).
Добавьте шуточек
Если не пошутил, то и писал зря. Без юмора и мемов текст точно выйдет сухим и никто его читать не будет. А если что не поймет или обидится, то это его проблемы. Нам вообще эти снобы не нужны.
Как на самом деле: Юмор — это тяжелая работа, которой занимаются специальные люди. Пошутить просто так, по случаю, довольно трудно. Часть читателей не поймет шутку, кого-то она обидит.
Если можете обойтись без юмора — обходитесь смело. Если очень нужно — используйте мемы. Мемы работают на относительно универсальный юмор, обидеть ими трудно. Вжух, и вы пошутили!
Иллюстрируйте котиками
Миф: Текст без иллюстрации не играет. Если у нас есть десять частей статьи, то для каждой нужна картинка. Для картинки лучше использовать простое, понятное и милое: котики, картинки из фотостока, скриншоты из фильмов с Ди Каприо и все, что хоть как-то подходит по смыслу к написанному.
На самом деле: лучше обойтись без банальных картинок. Для иллюстраций используйте скриншоты, схемы, графики. Если они не нужны — не вставляйте.
Еще для иллюстрации полезно придумать фишку. В блоге «Амплифера» используют самодельные иллюстрации из смайлов:
Вывод:
- В введении начните с сути: о чем эта статья и для кого.
- Структурируйте текст: разбивайте на абзацы, добавляйте подзаголовки, списки, таблицы.
- Пишите подробно, не прячьте важное.
- Если можете не шутить — не шутите.
- Иллюстрируйте по делу.