Написать хороший текст сложно, а испортить его — проще простого. Сергей Король, редактор и автор курса «Организация работы с текстами, фриланс и польза от блога», составил для T&P список советов: как профессионально испортить текст и как не менее профессионально его спасти.

Сделайте введение «вкусным»

Миф: Как известно, издревле люди любили вкусный текст. Поэтому введение лучше начинать издалека. Как говорил один специалист, «Вкусный текст — это смазка для ума, с ее помощью мысли проникают в мозг читателя».

На самом деле: Начните с сути: о чем эта статья и для кого. Расскажите историю, почему вы ее пишете и какой у вас опыт, — это поможет читателю поверить вам.

Плохо: Люди — это слегка поумневшие звери, это известно и без британских ученых. Вы и сами это не раз замечали по себе. Если древний человек вместо мамонта охотился бы за эклерами, то вряд ли мы отличались от него. Только представьте: австралопитек просыпается ночью и идет к каменному холодильнику, чтобы…

Хорошо: Люди часто делают то, о чем сожалеют: перебегают на красный свет или тащат из холодильника полуночный эклер. Мы поговорили об этом с психологом, специалистом по поведенческим отклонениям. Прочитайте, если хотите быть более рациональным.

Не думайте о структуре, смысл важнее

Миф: Хорошему тексту не нужны украшалки — если написано круто, то прочитают хоть в .txt-файле.

На самом деле: Если не подумать о редакторской гигиене, то читатель сбежит от вас к простому и понятному фейсбуку. Без гигиены текст похож на серый прямоугольник, читать его тяжело и не хочется.

Большой объем текста нужно разбить на абзацы, добавить подзаголовки, фактоиды, «крики», нумерованные списки, таблицы.

Структурируя текст, редактор улучшает качество чтения.

Не знаете? Заметайте под ковер

Миф: Если не получится разобраться в сложной теме — не беда. Напишем что знаем, а остальное заметем под ковер. Нужно использовать правильные слова: «и другие», «есть исключения», «бывали и другие случаи».

На самом деле: Читателю нужно разжевать и подать все как есть. Он не должен идти и гуглить исключения и другие случаи, редактор должен описать их сам. Все необходимое — в одной статье.

Плохо: В авиабилеты включают стоимость, топливный сбор и другие платежи. Иногда к ним прибавляют ряд налогов и сборов. Если пассажир не успеет на борт, то стоимость билета вернут за вычетом ряда дополнительных платежей, но не всегда.

Хорошо: В стоимость билета входят плата за перелет, топливый сбор, сбор аэропорта и налоги. Авиакомпании возвращают плату за перелет, но сборы и налоги — нет. Но некоторые перевозчики возвращают все, среди них — «Гамма-тревел», «Флай» и другие (полный список).

Добавьте шуточек

Если не пошутил, то и писал зря. Без юмора и мемов текст точно выйдет сухим и никто его читать не будет. А если что не поймет или обидится, то это его проблемы. Нам вообще эти снобы не нужны.

Как на самом деле: Юмор — это тяжелая работа, которой занимаются специальные люди. Пошутить просто так, по случаю, довольно трудно. Часть читателей не поймет шутку, кого-то она обидит.

Если можете обойтись без юмора — обходитесь смело. Если очень нужно — используйте мемы. Мемы работают на относительно универсальный юмор, обидеть ими трудно. Вжух, и вы пошутили!

Иллюстрируйте котиками

Миф: Текст без иллюстрации не играет. Если у нас есть десять частей статьи, то для каждой нужна картинка. Для картинки лучше использовать простое, понятное и милое: котики, картинки из фотостока, скриншоты из фильмов с Ди Каприо и все, что хоть как-то подходит по смыслу к написанному.

На самом деле: лучше обойтись без банальных картинок. Для иллюстраций используйте скриншоты, схемы, графики. Если они не нужны — не вставляйте.

Еще для иллюстрации полезно придумать фишку. В блоге «Амплифера» используют самодельные иллюстрации из смайлов:

Вывод:

  1. В введении начните с сути: о чем эта статья и для кого.
  2. Структурируйте текст: разбивайте на абзацы, добавляйте подзаголовки, списки, таблицы.
  3. Пишите подробно, не прячьте важное.
  4. Если можете не шутить — не шутите.
  5. Иллюстрируйте по делу.