В России каждый третий работодатель изучает страницы кандидатов в социальных сетях, выяснила Superjob. Иногда этим занимается отдел кадров, иногда — служба безопасности. Если соискатель выполнил все тесты и блестяще прошёл собеседование, ему не откажут, что бы там ни обнаружилось. Только до собеседования дело доходит не всегда. «Секрет» узнал, какие социальные сети российские компании мониторят особенно тщательно и какую информацию они считают компрометирующей.
Екатерина Ростова, менеджер по персоналу компании «Атолл»:
Страницы всех кандидатов, дошедших до финального собеседования, тщательно анализируются. Проверяем по большей части наиболее популярные у россиян сервисы — «Одноклассники» и «ВКонтакте». В первую очередь, я обращаю внимание на соответствие содержания информации, которая была заявлена в резюме.
Если человек говорит, что он активен, инициативен и постоянно совершенствуется, а на фото — сплошные вечеринки и алкоголь, с таким кандидатом мы сразу попрощаемся. Если же, напротив, видно, что специалист регулярно участвует в профильных конференциях, развивается в профессии, это очень большой плюс.
Нина Филоненко, директор по развитию компании «Экоокна»:
У нас социальные сети проверяет служба безопасности. Самое пристальное внимание уделяем «Одноклассникам». Смотрим на интересы и друзей. Кандидаты, у которых в друзьях есть работники конкурентов или уволенные нами сотрудники, вызывают подозрение.
Ещё мы оцениваем пристойность фотографий. Настораживают фотографии в неприличных позах — особенно это касается кандидатов, претендующих на руководящие должности. Недавно отказали женщине, претендовавшей на должность финансового директора, из-за большого количества откровенных фотографий в бикини. Фото и видео гуляний с алкоголем или матерные посты мы тоже не приветствуем.
За тем, как ведут себя в социальных сетях действующие сотрудники, тоже приходится следить. Например, на нашем заводе есть начальник, который любит вывешивать в интернете фотографии с отдыха: тут он стоит в плавках, здесь — плавает почти без плавок. После того как он выложил очередную партию интимных снимков, среди сотрудников в онлайне разгорелась такая оживлённая дискуссия, что пришлось вмешиваться руководству.
Максим Энтензон, руководитель направления подбора и адаптации персонала компании «Связной»:
Обычно мы заглядываем в социальные сети, если нам не хватает информации. В первую очередь просматриваем аккаунты, которые указаны в резюме. Если их там нет, стараемся сами найти профиль в Facebook, иногда заходим во «ВКонтакте».
Мы приветствуем разборчивость в выборе информации для профиля, соблюдение баланса между профессиональными интересами, дружескими постами и сообщениями, посвящёнными родным и близким, а также хобби. Положительно оцениваем посты, которые говорят об участии специалиста в различных профессиональных мероприятиях, конференциях, выставках.
Негативное впечатление производят посты с пропагандой насилия или посвящённые различным финансовым махинациям. Также настораживают резкие отзывы о предыдущих работодателях.
Галина Попова, менеджер по подбору персонала компании Hays:
Для меня самый актуальный ресурс — LinkedIn. Если мне понравился профиль, захожу на страницы в Facebook и «ВКонтакте». Смотрю, с кем человек дружит, что постит, чем увлекается.
Иногда имеет значение число друзей. Я считаю, что, например, карьерный консультант обязан иметь не менее 500 контактов. То же самое с пиарщиками. Странно, если у PR-специалиста в Facebook всего 50 друзей — эта социальная сеть должна быть ему жизненно необходима для работы.
LinkedIn хорош тем, что там есть рекомендации с разных мест работы. В других соцсетях решающее значение может иметь любая мелочь: комментарий, статус, сообщество, фотография. Хорошо, если на странице есть фотографии не только с пляжа, но и с рабочих мероприятий, тренингов, переговоров.
Социальные сети важны, но окончательные выводы я предпочитаю делать после личной встречи. Для меня не будет стоп-сигналом ни музыка, которую я не люблю, ни страсть кандидата к пошлым анекдотам. Такие вещи ничего не говорят о профессиональных качествах.
Никита Ариарский, HR-директор компании Lamoda:
Иногда страничка в социальной сети рассказывает о кандидате больше, чем собеседование. Акцент мы, конечно же, делаем на LinkedIn и Facebook. Для проверки кандидатов на позиции начального уровня полезнее бывает «ВКонтакте». В последнее время обращаем внимание и на Instagram.
Мы смотрим на наполнение френд-ленты, наличие полезных контактов, на то, в каких группах человек состоит (и есть ли среди них профессиональные), какие репосты делает, чем интересуется. Собственные мысли кандидата тоже способны сказать о многом.
Человек, которого нет в социальных сетях, — как кот в мешке. Но и чрезмерная активность тоже не приветствуется. Откровенные, выходящие за рамки приличия фотографии и видео, нецензурная или неграмотная речь формируют негативное впечатление.
Алёна Друзенко, руководитель департамента поиска, отбора и адаптации персонала компании «М.Видео»:
Перед тем как отправить оффер, можем просмотреть личный профиль в Facebook, «ВКонтакте» или Instagram. Не хотелось бы случайно нанять человека, который проявляет необоснованную агрессию или публикует контент, противоречащий законодательству. На некоторых позициях — например, это касается персональных ассистентов топ-менеджеров — важно хранить в тайне рабочие вопросы (например, информацию о перемещениях руководителя). Социальные сети в этом случае дают очень наглядное представление об уровне профессионализма кандидата.
Ольга Киселёва, руководитель сети World Gym в России:
Я обязательно просматриваю странички соискателей в Facebook. В первую очередь оцениваю посты и комментарии, которые касаются профессиональной деятельности. Важно, чтобы они демонстрировали то, что человек интересуется работой, профессиональным развитием, понимает основные тенденции отрасли, умеет грамотно и интересно их комментировать.
Важным показателем является число друзей — их большое (в пределах нормы) количество показывает, что человек коммуникабельный, с хорошими профессиональными и личными связями. Ещё я обращаю внимание цитируемость кандидата — если его посты шерят, значит, он обладает неким социальным весом.
Не люблю яркую демонстрацию политических взглядов, особенно если она сопровождается резкими комментариями. Мне важно, чтобы человек был толерантен и порядочен. Были случаи, когда нам приходилось расставаться с сотрудниками, которые размещали некорректные посты, затрагивающие интересы наших посетителей.
Наталья Сторожева, генеральный директор центра «Перспектива»:
Работодателей интересует не только личность кандидата, но и его связи с сотрудниками конкурирующих компаний. Недавно один мой клиент, молодой человек, претендовавший на позицию бренд-менеджера в FMCG-компании, предъявил прекрасное резюме, отлично прошёл собеседование, выдержал психологические тесты, но ему всё равно отказали, когда выяснилось, что его девушка работает в отделе маркетинга конкурирующей фирмы.
Александр Гладилин, исполнительный директор сервиса «Туту.ру»:
Мы можем посмотреть на общих друзей, профессиональные группы, в которых состоит кандидат, фотографии и записи на стене. Но ещё не было такого, чтобы мы отказали человеку из-за того, что нам что-то не понравилось.