По данным исследования Международного союза электросвязи (ITU), по уровню развития информационно-коммуникационных технологий Россия занимает в мировом рейтинге далеко не почетное 45 место, а по наличию инновационного потенциала и условий для его воплощения – аж 47. При этом, HR-сфера, в отличие от финтеха, например, и вовсе находится на начальных этапах трансформации. Какие технологии внедряют в HR-процессы крупные зарубежные компании, и чему мы можем у них поучиться?

Формирование HR-бренда

Положительный HR-бренд позволяет компании не только выглядеть привлекательно в глазах потенциальных сотрудников, но и мотивировать действующих. Людям всегда приятно быть частью организации, которая им нравится и вызывает одобрение в обществе. Молодые специалисты, в частности, представители поколения digital native («цифровые аборигены») наиболее восприимчивы к коммуникациям через привычную им интернет-среду. По данным исследования рекрутинговой платформы Jobvite, еще в 2018 году 47% работодателей использовали социальные сети для формирования имиджа. А многие уже давно вышли за рамки обычного размещения постов с вакансиями и вовлекли в процесс брендинга персонал.

Публикации от лица сотрудников

Компания HubSpot предоставила сотрудникам право публиковать фотографии и записи в ее Instagram. Регулярно каждый сотрудник берет на себя управление страницей и рассказывает интересные факты о своей жизни, достижениях, увлечениях, карьере, домашних питомцах. А после открытия филиала в Дублине специалисты HubSpot создали на Facebook гид по офису. Пользователям соцсетей нравится такой подход: у компании более 300 тыс. подписчиков.

Компания Adobe приветствует желание сотрудников рассказывать о своей работе в соцсетях. Она запустила блог Adobe Life и сделала личные профили сотрудников частью стратегии по формированию HR-бренда: каждый специалист указывает в своем аккаунте принадлежность к компании, используя сочетание «занимаю *позицию* в Adobe».

«Райффайзенбанк» превратил карьерную группу в соцсети «ВКонтакте» в блог: там ежедневно сотрудники публикуют материалы для разной целевой аудитории. Например, из рубрики #career@raiffeisencareer можно узнать о свежих вакансиях, школах, стажировках и мероприятиях, по хэштегу #life@raiffeisencareer найти истории, интервью с сотрудниками, отчеты о мероприятиях и новости компании. В рубрике #hacks@raiffeisencareer специалисты банка делятся с подписчиками полезным советами, объясняют сложные термины, рассказывают, как прокачать soft skills, и делятся подборками книг и фильмов. Благодаря такому подходу вовлеченность аудитории увеличилась на 50%, а вовлеченность подписчиков – на 40%.

Хештеги

Хештеги помогают пользователям быстрее отыскать подходящий контент. Если потенциальный кандидат захочет найти всю информацию в одном месте, достаточно пройтись по хештегам. Такой способ активно использует «Росбанк» в ВК (#РаботаРосбанк #Росбанк).

Управление знаниями

Исследование журнала Training magazine, проведенное в конце 2018 года, показало, что привычная система обучения персонала перестала быть эффективной, а инвестиции в нее с каждым годом окупаются все хуже и хуже. Согласно данным исследования, компании по всему миру в 2018 году потратили на обучение персонала $88 млрд, почти половина из них (45%) имеют нулевой ROI. Чтобы сотрудники чаще выполняли KPI, стоит подхватывать тренды и успешные кейсы других компаний в области обучения.

Производитель самолетов, компания Boeing, активно использует программы корпоративного менторства, цель которых – помощь в карьерном росте и развитие лидерских навыков для сотрудников с высоким потенциалом (HiPo). Участники таких программ самостоятельно выбирают одно из четырех направлений (бизнес-аналитика, инженерия, IT или управление человеческими ресурсами). После чего получают поддержку и регулярные рекомендации ментора из числа старших менеджеров компании.

Один из популярных трендов – microlearning – порционное (по 5-15 минут) изучение материала. Такой подход позволяет обучать персонал без отрыва от выполнения профессиональных обязанностей. Например, американская компания Walmart разработала обучающее мобильное приложение, чтобы снизить количество несчастных случаев на производстве. Ежедневно сотрудники получали 10-минутные материалы по правилам безопасности на рабочем месте. По окончанию программы количество инцидентов снизилось на 54%.

Коммуникационный холдинг dentsu реализовал проект «Развитие сотрудников через геймификацию». В проект вошли две бизнес-игры «Разработка медийного предложения для клиента: от брифа до презентации» и «Медиабизнес как он есть». Создание мультимедийной среды позволяет в кратчайшие сроки и в интересной форме рассказать о бизнес-процессах и услугах компании.

За последние два года рост ринка облачных сервисов в России составил 30% (согласно данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг»). Большим спросом пользуются комплексные решения. В начале текущего года стартовал совместный облачный проект компании SAP и Leroy Merlin по HR-трансформации развития талантов международного ритейлера. Итогом его реализации станет единая система, в которой сотрудники смогут самостоятельно выстраивать свой профессиональный путь в компании, а руководители – оперативно получать информацию о работе команды, оценивать результаты и планировать дальнейшую работу с персоналом.

Инновационная среда в офисных помещениях

Собрать хорошую команду специалистов – одна из приоритетных HR-задач. Не менее важно создать комфортные условия для работы коллектива. Некоторые предприятия творчески подошли к этому процессу. Например, в офисе сервиса путешествий OneTwoTrip стоит настоящая лондонская телефонная будка, из которой можно позвонить и поговорить, не мешая коллегам, также есть две кухни, пять переговорных разного размера и спортивный уголок. В помещении много интересных деталей, и каждая что-то символизирует: модель поезда и самолета – услугу поиска и бронирования билетов, отель из Lego – услугу по бронированию гостиниц. На стене висит доска путешествий, на которой сотрудники крепят магниты после поездок в другие страны. Из бонусов – персоналу разрешается приводить на работу детей и домашних животных, при условии, что они не будут отвлекать других. Такой подход повышает лояльность специалистов и положительно сказывается на адаптации новичков. Кстати, компания OneTwoTrip известна не только нестандартными решениями в дизайне своих офисов, но и неординарными способами отбора кандидатов для трудоустройства. Так три года назад в качестве заявок на вакансию директора в соцсетях вместо стандартного резюме принимались короткие видео от соискателей.

Если компания стремится к развитию и поддержанию корпоративной культуры, то обновление рабочей среды также будет хорошим инструментом. Руководство IT-компании Mils Solutions трансформировало офисное помещение, чтобы подчеркнуть уникальность своей организации и создать максимально комфортные условия пребывания для сотрудников. Аутентичный дизайн обновленного офиса соответствует концепции и стилистике легендарной киноэпопеи StarWars.

Грамотное внедрение инновационных технологий в сферу управления персоналом может значительно повысить эффективность труда. Руководителям стоит задуматься об этом, потому что без трансформации HR-процессов сохранить свои позиции на рынке будет сложно.

Автоматизация рекрутмента

По данным исследования Global Human Capital Trends 2019, 60% зарубежных и отечественных предприятий применяют стандартизированные подходы к подбору персонала. Одновременно с этим наблюдается тенденция к автоматизации более сложных процессов в рамках рекрутмента. 69% респондентов ожидают, что в ближайшие три года люди реже будут напрямую участвовать в поиске, обработке откликов и скрининге резюме.

Один из популярных методов отбора персонала – интервью с кандидатами лично либо по Skype. Французская компания Vente Privée пошла дальше и стала проводить собеседования в формате отложенного видеоинтервью без личного присутствия HR-специалиста. Процедура такая: после одобрения резюме рекрутер направляет кандидату ссылку для подключения к специальной платформе. Она активна в течение нескольких дней. На сайте соискателя ждет серия вопросов, на осмысление каждого дается по 30 секунд, после включается камера, и ответы записываются в систему. Этот инструмент успешно заменил предварительный отбор по телефону и существенно сэкономил время как HR-специалистам, так и потенциальным сотрудникам.

Геймификация в рекрутменте – излюбленная тема за рубежом. Специально для проведения собеседований была создана серия игр Knack. Например, одна из них – Wasabi Waiter позволяет определить уровень эмпатии кандидата, скорость принятия решений и умение брать на себя ответственность.

Концерн Jaguar совместно с группой Gorillaz организовали поиск талантливых специалистов в области электроники и программного обеспечения, используя возможности альтернативной реальности. Потенциальным сотрудникам предлагалось скачать приложение и пройти игру в формате ARG. Работу получили те соискатели, которые смогли решить ряд головоломок, а в финале – взломать код.

Французское страховое агентство Groupama вместо группового собеседования организовывает для потенциальных сотрудников квесты. Цель команд – найти выход из закрытого пространства, попутно решая разные задачи. Этот метод позволяет рекрутерам не только выбрать подходящих кандидатов, но и одновременно распознать среди соискателей лидеров и исполнителей, выявить их способность к концентрации и умение нестандартно мыслить.

https://www.e-xecutive.ru/