Прошлый год упрочил тренд на удаленный формат работы. По окончании локдауна многие компании вернули сотрудников в офис. Другие работодатели, напротив, продолжили придерживаться удаленной работы для части или большинства сотрудников. Согласно результатам исследования, проведенного Сервисами Работа.ру и СберКорус, в начале текущего года, 20% работодателей сохранили часть персонала на постоянной «удаленке» и еще 34%на временной. Какой формат работы кажется руководителям HR-подразделений наиболее эффективным и почему? Об опыте логистической компании NAWINIA рассказала HRD Маргарита Денисенко.  

 

Когда в прошлом году компании поголовно и в срочном порядке стали переходить на удаленный формат работы, NAWINIA последовала этому тренду, в соответствии с распоряжением властей. Учитывая то, что наша компания имеет представительства в разных странах (Германии, Китае, Азербайджане и других) и во многих городах России, «удаленка» не стала для нас шоком. Конечно, до пандемии наши сотрудники в представительствах сидели в офисах, но коммуникация с ними подчинялась принципам удаленной работы: общение по электронной почте, совещания на платформе Zoom и так далее. Таким образом, техническая база и понимание законов такого общения были наработаны.

 

Постепенно, с окончанием режима самоизоляции, мы стали пробовать разные пропорции присутствия людей на рабочих местах – в результате, компания приняла для себя гибридную модель, которой придерживается до сих пор. Большей части наших сотрудников установлен график присутствия в офисе. При этом те, кто остались на «удаленке», все равно раз или два в неделю приезжают в офис, чтобы оставаться в курсе всех дел, не выпадать из жизни компании и напитываться корпоративным духом.

 

В большинстве случаев все решается индивидуально: с учетом условий продуктивности человека, специфики его должности, текущей ситуации. Например, у нас есть подразделение, в котором всего два сотрудника. Один из них в офисе в понедельник и среду, второй – во вторник и четверг. По пятницам они присутствуют оба, проводят летучки, обсуждают планы на будущую неделю.

 

К такой модели нас, конечно, подтолкнул COVID, но я вижу, что это хорошая схема, от которой компания получает выгоду. Нам удалось сократить число рабочих мест в офисе, а для многих людей удаленный формат труда оказался более результативным, чем в кабинете с коллегами.

 

Конечно же, в вопросе эффективности человека на «удаленке» главную роль играют его личные качества. Думаю, здесь сотрудники делятся на два типа: те, кому проще собраться в офисе, на кого рабочая атмосфера действует положительно, кому важно постоянно подпитываться энергетикой от командной работы. И те, кого отличает высокий уровень самоорганизации, кто дома не расслабляется, и, смею предположить, интроверты, которым для эффективной работы нужны одиночество и тишина. Годами, еще до пандемии, ходят шутки о мрачных программистах, которые предпочитают сидеть дома перед компьютером. Действительно, такие сотрудники нередко великолепно выполняют работу, не присутствуя в офисе вообще.

 

Конечно, жесткий локдаун был непростым периодом для первого типа людей, которые мечтали вернуться в офис, кому некомфортно работать дома. Мы старались идти навстречу коллегам, понимая, что все попали в совершенно непривычную ситуацию. У большинства дома нет кабинетов, но есть дети, домашние животные, мужья, жены, которые также внезапно оказались с ними в четырех стенах. Сейчас ситуация более размеренная, сотрудники могут выбирать формат работы и, мне кажется, мы достигли идеального баланса.

 

При этом мне хотелось бы подчеркнуть, что живое взаимодействие коллег все равно остается образующим фактором корпоративной культуры и эффективной работы в NAWINIA. Именно поэтому мы стараемся, чтобы все сотрудники хотя бы несколько дней в неделю присутствовали в офисе: общались, устраивали мозговые штурмы, принимали участие в выработке решений.

 

У нас есть представительство на Дальнем Востоке. С коллегами оттуда мы всегда общаемся по zoom, электронной почте. Недавно мы съездили туда и пообщались вживую. И могу сказать, что с тех пор даже удаленная коммуникация происходит на совершенно другом – более доверительном, теплом – уровне.

 

Безусловно, «удаленка» – это не универсальное решение, далеко не все коммуникации можно выстраивать через гаджеты. В NAWINIA мы проводим обучающие тренинги. Мы пробовали формат, при котором часть сотрудников сидит в аудитории, а часть общается по Zoom, и этот формат себя не оправдал. Нередко я «забывала» о части слушателей: общалась только с теми, кто в зале, или, наоборот, так строила тренинг, что задействованы были в основном те, кто слушают его удаленно. Теперь мы приняли решение разводить подобные мероприятия на две группы: для тех, кто на «удаленке», и для тех, кто в аудитории.

 

Резюмируя, в качестве плюсов удаленной работы я бы назвала повышение эффективности сотрудников, нуждающихся в тишине, умеющих себя дисциплинировать. Освоение технических новинок и быстрое развитие компании с точки зрения IT оснащенности, электронного документооборота и так далее. Повышение качества подготовки презентаций.

 

Из минусов можно отметить невозможность контролировать сотрудников. Скажем, при совещании по Zoom кто-то отвлекается, может пойти заниматься своими делами, тратит рабочее время на посторонние вещи.  И, конечно, должна признать, ни одна Zoom-конференция не заменит живого общения.

 

Что касается лично меня, я предпочитаю работу в офисе. Дома у меня нет кабинета, во время режима самоизоляции приходилось мигрировать по квартире с ноутбуком. При этом работа моя связана с людьми, с общением – и я это очень люблю. Конечно, я освоила Zoom, другие технологии, но я экстраверт, и мне нравится работать в офисе.


 
Пресс-офис
Макарочкина Яна
y.makarochkina@so-bytie.ru
+7 905 538 74 37