Сотрудники выгорают, кадры «утекают», эффективность работы снижается? Нужно повышать вовлечённость, укреплять командный дух и лояльность к компании, но вы не знаете, с чего начать?
Well-being — это новый подход к корпоративной культуре и благополучию сотрудников, который помогает решать такие проблемы. Сегодня рассказали о концепции Well-being, как она помогает бизнесу и как её правильно внедрить.
Своим опытом с нами поделились
Будда: «Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь её не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься».
Что такое Well-being
Сейчас тема Well-being или по-русски «благополучия» переживает настоящий бум. По данным международного исследования Delloite, забота о сотрудниках — главный тренд пандемии, и он прочно входит в корпоративную жизнь.

Сегодня главное «топливо» успешного бизнеса — человек. Когда сотрудники пребывают в ресурсном состоянии, где соблюден оптимальный баланс физической, эмоциональной, умственной и духовной энергии, они не только достигают высоких результатов, но и способны привносить качественно новые решения. И наоборот, сотрудник, испытывающий проблемы со здоровьем, профессиональную стагнацию и высокий уровень стресса, демонстрирует низкие показатели труда.

В России интерес к теме Well-being взлетел именно в условиях пандемии. Потому что эпидемия обнажила вопросы безопасности: один больной сотрудник может заразить весь офис или рабочую смену. Большинство сотрудников перевели на удалёнку.
Как Well-being поможет компаниям адаптировать сотрудников к удалённой работе:
1
Самоизоляция, ограничение передвижений поменяли привычный образ жизни
Чтобы сформировать новые привычки, нужна сила воли и минимум 21 день. HR и внутриком могут помочь сотрудникам справиться с новыми реалиями: адаптировать рекомендации по питанию, по спорту, по замене привычных занятий (например, онлайн-зумба).
2
Работа на удалёнке — испытание и для сотрудников, и для руководителей
То, что планировалось на нескольких лет, произошло за 5 дней. Управленческие практики не успели подстроиться, инструменты мотивации тоже работают по-другому. Многие компании будут постепенно переводить сотрудников обратно в офис, но удаленка будет сохраняться (а кто-то внедрит это на постоянной основе). Программа Well-being помогает адаптироваться всем уровням сотрудников в организации, снизить стресс.
3
Сотрудники будут нуждаться в психологе
Он поможет восстановить ментальное благополучие и адаптироваться к работе в новых условиях постковидного мира. Ментальное здоровье и риски, связанные с ним, станут вполне реальными для компании, а, значит, нужны будут меры для поддержки сотрудников и предотвращения проблем.
Программа Well-being — серьёзное преимущество компании как работодателя на рынке труда. Именно программа, а не разрозненные действия. Сегодня есть немало решений, которые не стоят больших денег, но могут быть очень полезны для поддержания продуктивности сотрудников и повышения их вовлечённости в работу.

Например, можно на регулярной основе проводить недели ЗОЖ и предлагать сотрудникам мастер-классы по здоровому питанию, проводить занятия йогой, внедрять практики по снятию стресса и выравниванию эмоционального состояния. Ещё вариант: применять медитации как способ достижения равновесного состояния и повышения ясности ума — чтобы принимать правильные решения.

На что влияет Well-being
С точки зрения бизнеса, благополучие сотрудника влияет на:
1
Экономику
Внедрение Well-being ведёт к уменьшению стресса и улучшению здоровья сотрудников, а, следовательно, снижению расходов на больничные листы, увеличению эффективности и уменьшению «балласта».
2
Лояльность
Руководитель, который заботится о людях, получает не только лояльных сотрудников, но и благодарность и поддержку их семей. Формирует в компании ценности не сугубо материальные, а устойчивые долгосрочные отношения, направленные на взаимную поддержку, развитие и рост.
3
Продуктивность
Well-being повышает производительность и эффективность. Когда сотрудники чувствуют себя хорошо, они ведут более здоровый образ жизни и лучше принимают решения.
4
Командный/моральный дух
Коллеги чувствуют себя более компетентными и ценными, когда их потребности удовлетворяются на всех уровнях, включая физический, умственный и финансовый.
5
Репутацию, привлечение и удержание талантов
Если у компании хорошая репутация на рынке как у работодателя, который уважает и поддерживает баланс между работой и личной жизнью, она с большей вероятностью привлечет квалифицированных кандидатов и удержит их на более длительный период.
6
Клиентоориентированность
Счастливые сотрудники — лучшие бренд-амбассадоры. Они заинтересованы в понимании продуктов и услуг и более качественном удовлетворении потребностей клиентов.
Концепция Well-being
CIPD (ассоциация профессионалов в области управления персоналом) определяет концепцию Well-being как «создание среды для достижения удовлетворённости, которая позволяет сотруднику процветать и полностью раскрывать свой потенциал на благо себя и своей организации».

При этом поддержкой благосостояния нужно заниматься постоянно, от процесса найма до последнего рабочего дня, и выстраивать её так, чтобы нашёлся баланс между потребностями сотрудника и потребностями компании.

Существуют различные подходы к тому, что относить к Well-being. Если обобщать, то к аспектам, влияющим на общее состояние благополучия, можно отнести:
успешную карьеру;
финансовую стабильность;
среду обитания;
режим дня;
здоровье и питание;
адекватный сон;
любовь и интимные отношения;
близких друзей;
чувство принадлежности;
способность адаптироваться к изменениям;
физическую безопасность;
экономику;
образование, знания и навыки;
понимание целей и своего предназначения.
Том Рат и Джим Хартер в своей книге «Пять элементов благополучия. Инструменты повышения качества жизни» выделили 5 основных элементов благополучия человека:
Карьера.
Здоровье.
Финансы.
Социальные связи.
Общественные связи.
Авторы основывались на глубоком исследовании, проведённом институтом Гэллапа более чем в 150 странах и охватывающем примерно 98% населения земного шара. Это распространённый подход к построению Well-being, который практикуют многие компании.

Другая довольно популярная модель — PERMA Мартина Селигмана. Состоит из 5 главных (по мнению автора) элементов счастья и благополучия. Эту модель часто используют в корпоративных программах Well-being как концептуальный фундамент.

Применение Well-being на практике
Как внедрить Well-being в компанию:
Шаг 1. Поставьте цели.
Шаг 2. Проведите комплексный аудит существующей системы.
Шаг 3. Сформируйте «дорожную карту» и установите КПЭ.
Шаг 4. Реализуйте программу.
Рассмотрим каждый шаг подробно.
1
Поставьте цели
Часто при построении программы здоровья задача ставится нечётко и формулируется примерно так: «это есть у других и у нас должно быть» или «head-office сказал, чтобы у нас была программа well-being». Это путь в никуда.

Цели и задачи программы должны быть чётко определены и сформулированы. Ещё лучше, если эти постулаты вы завизируете высшим руководством, чтобы избежать перекраивания в будущем.

При формировании целей и задач учитывайте стратегию развития компании, функции HR-службы на ближайшие несколько лет, анализ HR-метрик и показателей, people-analytics.

2
Проведите комплексный аудит существующей системы
Комплексный аудит позволит увидеть рисковые зоны, сформировать наиболее эффективную и экономически обоснованную программу по их уменьшению и предупредить возможные отрицательные последствия.

В комплексный аудит входят:

анализ заболеваемости по МКБ-10 за 3 года (обращаемости по ДМС);
анализ данных по временной нетрудоспособности, её продолжительности, должностям и работам с наиболее частыми больничными и их причинами;
анализ данных по ПМО;
анализ СОУТ;
анализ стандартов компании в области здоровья персонала, питания, эргономики и др.;
анализ гигиенических факторов (условий труда и отдыха сотрудников, эргономики рабочего места, питания, социально-бытовых помещений и т.д.);
оценка социальной инфраструктуры и реализуемых мероприятий, влияющих на здоровье персонала;
валидированный опрос сотрудников по рискам здоровью, стрессу, образу жизни и т.п.;
анализ фокус-групп сотрудников (проведение скринингов персонала на распространенность факторов риска);
анализ готовности к изменениям поведения персонала в части личного здоровья;
анализ мотивов, способных повлиять на формирование модели поведения.
3
Сформируйте «дорожную карту» и установите КПЭ
На этом этапе:
сформируйте комплексную стратегию, разработайте «дорожную карту» по реализации утверждённой стратегии, разработайте программы, направленные на предупреждение выявленных в ходе аудита рисков (например, связанные с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, стрессом и т.д.);
разработайте мотивационные схемы поощрения сотрудников за участие как в отдельных программах, так и в комплексной, долгосрочной программе;
разработайте и установите ключевые показатели эффективности комплексной программы, а также программ по направлениям. Рекомендуется также привязать показатели к бизнес-целям компании (например, повышение производительности труда без изменения производственного процесса).
Например, оценить эффективность коллег из отдела подбора можно с помощью FriendWork. Онлайн-сервис позволяет отслеживать самые разные показатели благодаря мощным аналитическим отчётам. Вы сможете посмотреть, сколько вакансий и за какой период было закрыто каждым сотрудником, и понять, как именно его стоит поощрить.
Реализуйте программу
Сюда входит:
внедрение и реализация коммуникационной кампании (мобильное приложение, сайт/страница программы здоровья и благополучия, печатные материалы (брошюры, плакаты и т.д.), онлайн рассылки, проведение «Дней информирования», запись коротких мотивационных видеороликов с сотрудниками компании);
внедрение стандартов по профилактическому питанию, эргономике и др.;
проведение «Дней здоровья» по выявленным факторам риска;
проведение образовательных мероприятий в рамках пропаганды здорового образа жизни;
проведение соревнований (челленджей) с образовательными элементами для формирования устойчивой привычки у сотрудников к ЗОЖ;
обучение «амбассадоров»/ «лидеров здоровья»;
рекомендуется использовать концепцию «наджинга» (подталкивания к действиям), для повышения эффективности реализуемых мероприятий (как пример успешной реализации данной концепции может служить Google с их программой питания);
формирование инфраструктуры, побуждающей к ЗОЖ (мотивация к ходьбе по ступенькам, проведения совещаний стоя и тд.);
подведение итогов отчётного периода, корректировка программы;
оценка эффективности компонентов комплексной стратегии (оценка уровня вовлечённости, уровня изменения поведения);
оценка эффективности реализуемых программ (оценка каждой программы по отдельности, а также совокупного эффекта);
разработка новых программ и мероприятий, направленных на дальнейшее снижение рисков в области здоровья и благополучия персонала, а также вовлечения работников.
Такой комплексный подход позволяет достичь долговременного результата и рассчитывать на возврат инвестиций от программ здоровья и благополучия. Но при этом создание комплексной, эффективной рабочей программы Well-being потребует немало усилий и времени.
Кейсы: как Well-being повлиял на состояние сотрудников в крупных корпорациях
В 2020 году Google заявила, что 195 тысяч сотрудников удалось перевести на овощной рацион.
Впечатляющая цифра далась известной компании несложно: они провели эксперимент. Вся вредная еда, газировки, чипсы, пакетики с орешками и конфетками были вынесены в дальние части офиса, куда за ними нужно было сперва дойти, а потом еще достать. А вот полезная еда — салаты, фрукты, овощи, бутилированная вода находились в ближайшей доступности к офисам. Итого, воды стало выпито в 5 раз больше, чем газировки, а на завтрак теперь съедают 2300 салатов, хотя раньше их никто не ел.
8 000 сотрудников немецкой корпорации SAP находятся в листе ожидания, чтобы попасть на программу Search Inside Yourself.
Это часть психологической поддержки, которую SAP оказывает своим сотрудникам — программу ведут 9 000 коучей, которые помогают справиться с ежедневным стрессом и распознать первые признаки депрессии и выгорания.
Теперь вы знаете, как концепция Well-being может помочь улучшить благополучие сотрудников и принести пользу компании.
Начните постепенно внедрять принципы Well-being и пусть не сразу, но вы увидите, как изменится отношение сотрудников к компании и возрастет эффективность их работы. Не бойтесь пробовать новое и удачи!
Татьяна Логинова
Автор корпоративного блога FriendWork