Как с помощью игр объединить сотрудников, замотивировать их и в итоге поднять продажи?
Проводимые компанией игры способны сплотить коллектив, решить проблемную ситуацию, выявить множество свежих бизнес-идей. Руководство во время игры может оценить лидерские, аналитические и организаторские способности сотрудников. Но если игра проведена неграмотно, то она может привести к негативным последствиям, когда, например, один из ее участников становится изгоем.
Использование игр в работе с персоналом – это очень многообразная и многоплановая тема. В деловой среде все традиционно думают, что есть только деловые игры. Чаще под ними имеют в виду организационно-деятельностные игры (ОДИ), которые стали широко известны благодаря деятельности Георгия Щедровицкого и его команды игротехников.
Потом появились тимбилдинги. Но волна увлечения тимбилдингами прошла. Особняком стоят ролевые игры и упражнения, которые используются на психологических тренингах. Самая главная проблема состоит в том, что те компании, которые пытаются использовать игры в работе с персоналом, часто не разбираются в этой теме. И пытаются приглашать для этого привлеченных специалистов, но данный рынок пока еще не настолько развит.
В этой публикации эксперты привели примеры игр, которые они использовали для работы с командой, и рассказали, в каких случаях они принесли бизнесу высокие результаты.
1. Экстремальный тимбилдинг для сплочения топов
«До меня HR-коллеги пробовали тренинги, веревочные курсы, арт-терапию и бизнес-встречи, – говорит директор управления по работе с персоналом департамента кадров компании «Белэнергомаш – БЗЭМ» Анна Зайкова. – Во время этих мероприятий руководители вели себя сплоченно и мудро, но снова конфликтовали, когда возвращались в будни. Я решила, что взрослых и самодостаточных мужчин по-настоящему сплотит совместное преодоление сложностей. Так родилась наша корпоративная традиция – экстремальный тимбилдинг для директоров подразделений и филиалов – мы стали использовать рафтинг и феррату.
Такая игра длится два дня.В первый управленцы поднимаются друг за другом по феррате. Так называется тропа со страховочными тросами, металлическими рельсами и ступенями в горах. Чтобы передвигаться, игроки отстегивают первый карабин и переносят его на следующий интервал. Задача – как можно быстрее добраться до финишной точки в полном составе. Если кто-то отступит, то заблокирует точку переключения крепежа и станет причиной общего проигрыша. Во второй день игроки проплывают по горной реке на надувных однокорпусных суднах – рафтах – и разбивают палаточный городок в горах.
После экстремального тимбилдинга участники по-настоящему начинают доверять друг другу и вместе добиваться результатов для компании. Теперь в сложных ситуациях директора больше не перекладывают ответственность на смежные отделы, а вместе решают задачи».
2. Бизнес-игра «Аватар» для оценки эффективности персонала и ранжирования топов
Сюжетныеигры по мотивам популярных фильмов и книг могут снять напряжение и повысить качество оценки персонала.
«Мы используем бизнес-игру по фильму «Аватар», – рассказывает методолог по разработке современных программ развития персонала банка «Хоум Кредит» Наталья Чухрова. – Популярную фабулу дополнили бизнес-кейсами, квестами, аналитическими упражнениями и тестами под задачи компании».
По легенде, в мир племен «Аватара» вторгаются люди. Им необходимо договориться между собой и спасти Пандору. Но Пандора – не далекая абстрактная планета, а компания – например, банк, страховая или производство. HR-отдел выбирает, какие именно конфликты и задачи будет решать персонал. Например, проблемы между отделами, с конкурентами, изменением производственного цикла, введением нового товара или ребрендингом. Игроки договариваются с коллегами, анализируют данные и после этого принимают решения.
Поведение игроков оценивают асессоры – специалисты, которые заботятся о соблюдении персоналом корпоративных и профессиональных требований. По-другому их называют менеджерами по оценке. Такие специалисты с помощью специальных чек-листов оценивают, какие роли выбирают сотрудники, кто становится лидером команды, и какие цели каждый преследует.
После игры HR-отдел оценивает эффективность игроков за круглым столом. В результате компания принимает грамотные управленческие назначения и консультирует сотрудников по поводу карьеры.
3. Reality-тимбилдинг для улучшения взаимодействия внутри команд
Взаимодействия внутри улучшают игры, которые напоминают реальность.
«Именно такую разработало наше агентство, – приводит пример управляющий партнер агентства смелых решений «МЫ» Михаил Климанов. – Самый масштабный reality-тимбилдинг провели на 50 кв. км в горах Турции для 140 топ-менеджеров. В нем участвовали 250 человек актеров и персонала».
Компания отправляет игроков якобы на выездную конференцию. Первое время люди воспринимают события игры как часть реальности и к середине понимают, что это игра. Для каждой группы прописывается индивидуальная цепочка событий со всеми возможными вариантами развития. Игровые ситуации подталкивают сотрудников переоценить свою роль в коллективе.
В маршруте важно учитывать физическую подготовку участников. CEO обычно переправляется через глубокий овраг или преодолевает крутой спуск. Общение с местными жителями помогает участникам выйти из зоны комфорта. В каждой группе есть игротехники психологи – «жуки в муравейнике». Они контролируют ситуацию, но не вмешиваются без необходимости. Во времени игры глушатся мобильные сигналы, чтобы не дать участникам покинуть полигон до того, как справятся со всеми заданиями.
Reality-тимбилдинги помогают HR-отделу диагностировать отношения в коллективе и интегрировать в команду новых CEO – даже тех, которые заменили собственников и по началу не принял коллектив. Благодаря reality-играм можно оценить лояльность неформальных лидеров компании и сделать грамотные управленческие перемещения.
4. Настольная игра «Менеджерское братство» для усиления менеджерских компетенций
«Такая игра помогает сотрудникам справиться со сложными ситуациями, когда выход неочевиден, – говорит директор выставки Pro-Management Инна Нозик. – Разработчики придумали задания специально для топ-менеджеров, но мы успешно привлекаем к ней линейных сотрудников и бэк-офис: продавцов, телемаркетологов и кураторов. Играем в нерабочее время, но остаются все, кого приглашаем».
В основе игры – ситуации из книги Максима Батырева «45 татуировок менеджера». Цель – обойти соперников по эффективности решений. Для этого игроки взаимодействуют с коллегами в нестандартных условиях. В настольной версии есть карточки-задания и песочные часы, но нет привычных кубиков, как и элемента случайного победителя. Игрок отрабатывает ситуацию, а остальные его анонимно оценивают. Выигрывает тот, кто думает креативнее и быстрее других, продуктивнее общается с коллегами и видит ситуацию под разными углами.
Игра «Менеджерское братство» увеличивает вовлеченность и продуктивность персонала.Она формирует общий понятийный аппарат и расширяет кругозор сотрудников. Игра помогла всем участникам посмотреть на бизнес-ситуации с другой стороны. Линейные сотрудники попробовали мыслить категориями топ-менеджеров и собственника – брать на себя ответственность и принимать решения. Но и взгляд работников на некоторые ситуации был настолько нестандартным, что руководители многое взяли себе на вооружение.
5. Игра «Сверхрезультаты», чтобы поднять ключевые показатели
«Здоровую конкуренцию в нашей компании создают корпоративные игры, – говорит Дарья Гатина, генеральный директор ATManagement Group. – С их помощью мы повышаем и главные бизнес-показатели. Для этого играем со своими ценными сотрудникам в ежедневные, еженедельные и ежемесячные и игры с разными призами».
Каждый день в компании играют только менеджеры по продажам. Они зарабатывают баллы за каждый выставленный счет и полученную оплату. Стоимость балла у сотрудников разная. Она зависит от того, какую услугу продает менеджер. В офисе висит плазма, где в реальном времени видны результаты каждого менеджера: сколько счетов выставил и какой доход получил. На следующее утро секретарь генерального директора подает победителю прошлого дня кофе и вкусняшку. А в отделении по работе с новыми клиентами компания платит 500 руб. менеджеру, который первым за день выставит три счета.
Постоянные игры поддерживают в коллективе азарт, боевой дух, приподнятое настроение и высокую эффективность. «Наши игры стоят компании примерно 10% от фонда оплаты труда и поднимают производительность труда в среднем на 50%», – резюмирует Дарья Гатина.
Как использовать игры в компании
1. Определите, какие цели стоят перед играми
Какие игры выбрать, будет зависеть от того, какие качества, или что мы хотим формировать в коллективе.
«Если нам важна сплоченность – командная работа, тогда следует использовать такие игры, как «Минер», «Катастрофа», – комментирует специалист по управлению персоналом Евгения Чернышева. – Причем, катастрофы регулярно происходят то в Тихом океане, то на воздушном шаре, то на Луне. Или же мы оттачиваем коммуникативные навыки – тогда играем в «Монетку», «Лабиринт», «Автобус», «Зеркало». Одна и та же игра в зависимости от поставленной цели, от того, что мы хотим получить в результате, может проходить иначе и достигать разных результатов.
Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, как ее проводить. Можно прочитать об игре в книге и постараться по шаблону воплотить ее в жизнь. Когда мы не получаем желаемого результата, то наступает разочарование. А можно поступить иначе: четко сформулировать цели и проанализировать, какими приемами, через какую деятельность в данной игре мы сможем их реализовать. При такой работе мы получим совершенно иной результат».
2. Используйте игры для обучения персонала
Очень помогает использование дидактических (обучающих) игр. Это один из методов активного обучения (МАО), когда участники являются активными частями этого действа и могут проявить себя в совершенно разных качествах или даже поиграть в роли (ролевые дидактические игры). Это одно направление дидактических игр.
Второе направление больше смыкается с психологией. С помощью игр типа «Вертушка», «Регламентированная дискуссия» можно качественно проводить анализ знаний сотрудников и даже экзамены. «Взрослому вообще трудно чисто психологически сдавать экзамены, а тут, играя, каждый показывает все знания, которые у него есть по заявленной проблеме, – комментирует Евгения Чернышева. – И в то же самое время оценка объективна, потому что ее дает не один человек, а она возникает коллективно».
Игры типа «Вертушка» выглядят следующим образом. Номеруются столы, и каждый участник игры получает карточку, на которой прописан его маршрут – к каким столам по порядку он должен подходить. За каждым столом обсуждается определенная проблема и есть эксперты, которые могут быть назначены или выбираются из группы. Группа создаются всегда спонтанно, и никто не знает, кто в какую группу попадет, за какой стол. Количество участников игры может вариьироваться от 9 до 36 человек. Переходя от стола к столу, играя разные роли за каждым столом, сотрудники обсуждают конкретные проблемы. И в результате обсуждения рождаются идеи по решению проблемных ситуаций. Но самое важное в данной игре для руководства компании – это отличная возможность оценить знания каждого участника, сидящего за столом.
Например, играя в «Вертушку 5х5»: каждый участник посидит за каждым из 5 столов, ответит на все пять вопросов (за каждым столом обсуждается один вопрос), сыграет пять ролей и обсудит эту тему с другими участниками игры. Проверяется не только уровень знаний участников, но также эти знания хорошо закрепляются, потому что они обсуждаются и полемизируются.
3. Находите решения проблем через игру
Есть деловые игры типа регламентированных дискуссий. В них обсуждаются проблемы, не имеющие очевидного решения. Общее количество участников дробится на группы, и каждая команда предлагает свое решение проблемы. Все выступления и полемика жестко регламентируются, что заставляет участников не только искать пути решения проблемы, но и четко формулировать мысли, работать с возражениями.
Мы стандартно привыкли к тому, что если это мозговой штурм, то первое условие – участники не должны критиковать друг друга. Они просто набрасывают свободные идеи. Некоторые последние исследования показали, что если взять две группы, в одной из которых запрещена критика, а в другой разрешить доброжелательную конструктивную критику, то вторая группа будет более продуктивна. И ее участники дадут большее количество интересных идей.
4. Не заигрывайтесь
«Если мы играем в игру ради игры, а многие любят игры, где кто-то остается в дурачках, они не думают о том, к чему это приводит, – комментирует Евгения Чернышева. – Играть можно и нужно, но следует понимать, для чего мы это делаем. Мы должны получить хороший результат: сплотить сотрудников, выявить среди них лидеров, решить проблемную для компании ситуацию или какую-либо другую поставленную задачу».
5. Приглашайте профессионалов
У участников игры часто появляется соблазн вернуться на предприятие и повторить опыт, но уже своими силами, не приглашая профессионалов. Но грамотно провести игру без профессионала, без ведущего очень сложно. Деловую игру провести труднее, чем просто лекцию или совещание.
Если человек, который плохо понимает заложенную в любой игре психологическую составляющую, проводит игру неграмотно – тогда на ее участника, если он проявил себя нестандартно, начинают показывать пальцем, и человек начинает думать, что «он плохой».
Возьмем простую игру – ее часто проводят в детском саду. По кругу расставляются стулья – но их на один меньше, чем участников игры, которые должны бегать вокруг стульев, а потом по команде занять один из них. Может так случиться, что пять раз останется один и тот же человек – им может стать самый старый, или неуклюжий, или скромный сотрудник. Если бы вы были ведущим, то вы бы понимали, что нельзя допускать ситуации, при которой один и тот же человек остается всегда неудачником. Люди часто даже не понимают, что вогнали человека в состояние собственной неполноценности.
https://www.e-xecutive.ru/