Цифровая лаборатория «Илим» – масштабный проект обучения, разработанный в поддержку реализации ИТ-стратегии компании Группы «Илим». Программа нацелена на цифровое обучение (цифровая трансформация, цифровая культура, проектное управление) и практическое применение (поддержка цифровых проектов и их реализация, генерация новых идей).
О реализации кейса рассказывает Светлана Томилова, руководитель отдела обучения и развития персонала в Группе «Илим».
Проект Цифровая лаборатория «Илим» претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации Level Up, партнер номинации — Группа компаний «ЕВМ».
Методы обучения, которые включает в себя Цифровая лаборатория «Илим», реализуется такими методами, как:
- цифровой форум,
- экспертные сессии/круглые столы,
- онлайн-курсы,
- Digital clubs.
Всего используется около 10 различных методов.
В текущем году в рамках программы Цифровая лаборатория мы обучили 500 сотрудников: 77 участников проектных групп и 65 руководителей цифровых проектов, которые участвовали в модульных программах, а также 358 сотрудников всех уровней, которые прошли ряд электронных курсов.
Задачи проекта
Компания проводит цифровую трансформацию своей деятельности и реализует ряд цифровых проектов. Участники, инициаторы и руководители ИТ-проектов зачастую действуют в условиях сжатых сроков, но при этом ощущают, что владеют недостаточным уровнем компетенций, что может повлечь за собой ошибки при формировании инвестзаявок, неправильный выбор технических решений, сложность с учетом будущих рисков.
Это может снизить эффективность капитальных затрат на подобные проекты, замедлить их реализацию, так как возникнет необходимость многократно дорабатывать материалы в инвестзаявках, проектных решениях и в методах контроля достижения будущих эффектов.
Программа «Цифровая лаборатория» способствует:
- реализации цифровых проектов,
- формированию цифровой культуры, культуры кооперации,
- развитию у сотрудников умения решать задачи в условиях ограниченности и/или отсутствия ресурсов.
Команда проекта
При разработке проекта Цифровой лаборатории была создана экспертная группа HR с директором по информационным технологиям и директором по цифровым инновациям. Группа сформулировала проблематику, определила потребность в обучении, а также зафиксировала ожидаемые результаты. Чтобы конкретизировать модульную программу, провели фокус-группы с представителями дирекции по информационным технологиям и оценили потребность в обучении цифровым компетенциям.
Для реализации Модульных программ были привлечены внешние провайдеры, имеющие большой опыт разработки программ по цифровым навыкам.
В модульных программах привлекались также и внутренние эксперты, которые делились опытом реализации цифровых проектов и помогли укрепить связь с внутренними процессами и проектами «Илим», а также сделать программу кастомизированной.
Отдел обучения и развития персонала в большей степени приложил усилия для реализации проекта.
Отдел реализовал:
- организацию всех экспертных встреч,
- проведение фокус-групп по разработке модели и определению содержания программы,
- разработку программы обучения,
- защиту концепции, программы и бюджета перед руководством,
- выбор провайдера,
- подготовку внешних и внутренних спикеров,
- формирование списков участников,
- коммуникацию с участниками и провайдером,
- организацию и сопровождение тренингов.
Также в проекте участвовали дирекция по информационным технологиям, которая взяла на себя уточнение проблематики, потребности в обучении, согласование платформы для проведения вебинаров, инструментов для работы на тренингах в проекте.
Этапы реализации проекта
Подготовка проекта была очень тщательной и длилась почти пять месяцев: при формировании ИТ-стратегии определили, какие знания и навыки необходимы вовлеченным сотрудникам.
В экспертную группу вошли: директор по ИТ, директор по цифровой трансформации, БИМы из ИТ-департамента, два сотрудника отдела обучения и развития, а также Старший вице-президент по кадровым ресурсам (утверждал матрицу компетенций) и Старший вице-президент по финансам (в его ведении находится цифровая трансформация).
Были сформированы две группы сотрудников для обучения: руководители цифровых проектов и участники проектных групп.
Сотрудников оценили по разработанным тестам, определили тематику и глубину погружения.
Провели тендер по выбору провайдера, соответствующего всем требованиям: наличие компетенций по реализации данной программы, возможность провести тренинг в онлайн-формате качественно и с практикой. Утверждение программы прошло на встрече Старших вице-президентов компании.
Далее вместе в провайдером помимо тренерской команды выбирали и брифовали спикеров –визионеров и внутренних экспертов компании. Готовили с ними выступления для программы, продумывали кейсы и практически задания.
Сложности реализации
Поскольку это первый опыт в компании по реализации подобной программы, пришлось все делать с нуля: модель цифровых компетенций под наши проекты, тесты по оценке знаний.
Было много споров, разногласий и согласований, но в итоге результат удовлетворил всех экспертов.
Старт программы пришелся на период самоизоляции и работы из дома. В связи с этим необходимо было в сжатые сроки перевести и реализовать обучающие программы в онлайн-формат. Основная сложность была в том, что в Группе «Илим» отсутствовала платформа для проведения онлайн-обучения и хранения обучающих материалов. Такую платформу пришлось оперативно подбирать, создавать навигацию, делать соответствующие корректировки, чтобы соблюсти правила кибербезопасности, принятые в компании.
Еще одной сложностью, с которой поначалу столкнулись в ходе реализации проекта, стало непринятие сотрудниками обучения в онлайн-формате. Преодолеть сопротивления в некотором роде позволило интерактивное взаимодействие участников с тренером и другие активности.
Онлайн-обучение требует большей фантазии от тренера, чтобы удерживать внимание аудитории, поскольку у участников больше факторов, которые могут отвлечь их от тренинга. В связи с этим мы довольно долго и тщательно подбирали провайдеров, у которых был бы не только методически хорошо выстроен материал, но и которые бы интересно и интерактивно его преподносили.
Реакция персонала
Программа получила очень хорошую оценку как со стороны участников (много положительных отзывов, рекомендации для коллег, готовность рассказать коллегам о программе публично – сделан ряд видеоинтервью о программе с выпускниками), так и со стороны руководства. На состоявшемся Совете директоров с участием американских акционеров компании был отмечен высокий интерес к продолжению данной программы в Группе «Илим».
Результаты проекта
В ходе реализации проекта удалось достичь как качественных, так и количественных результатов.
Качественные показатели:
- Удовлетворенность участников
- Развитие цифровой грамотности
- Развитие ключевых компетенций в руководстве и реализации цифрового проекта
- В ходе модульных программ раскрыты темы:
- Основы управления проектами
- Этапы проектной деятельности
- Алгоритмы формирования ИТ-проектов
- Алгоритмы описания бизнес-процессов
- PDP цикл компании
- Основы кибербезопасности
- Инструменты: dashboard, excel, визуализаторы отчетности
- Инструменты: РРМ, MS Project, PMBook
- Участники модульных программ получили навыки в области:
- Описания текущего и представление целевого бизнес-процесса
- Определения влияния проекта на бизнес-процессы смежных подразделений
- Построения профиля заинтересованных сторон
- Формирование функциональных требований для решения бизнес задач
- Проведение анализа и формирование выводов на основе данных
- Построение прогнозов на основании собранной аналитики
- Управление взаимодействием с членами проектной команды и партнеров проекта
Количественные показатели:
Всего в рамках программы Цифровая лаборатория было обучено 500 сотрудников: 77 участников проектных групп и 65 руководителей цифровых проектов, которые участвовали в модульных программах, а также 358 сотрудников всех уровней, которые прошли ряд электронных курсов.
Прирост знаний в целом по программе составил 20%. В целом в2020 году было проведено 300 часов обучения.
Цифровая лаборатория «Илим» – масштабный проект по реализации обучения цифровым навыкам в компании. В текущем году ставилась задача по подготовке «боевого десанта» для старта новых проектов по цифровой трансформации компании. Эта задача решена. При этом мы получили ряд «побочных эффектов»:
- программа стала хорошим инструментом повышения стоимости сотрудника, его квалификации
- сотрудники компании, принимавшие участие в программе как внутренние эксперты, стали видимы на уровне компании – их приглашают на другие мероприятия, чтобы они делились опытом.
Модульная программа показала хорошие результаты, в дальнейшем планируется ее проведение на систематической основе (раз в 2-3 года) в зависимости от потребности. На основе программы разрабатывается электронный видеокурс, чтобы погрузить в тематику отдельных сотрудников, вновь подключающихся к цифровым проектам. Для продолжающих – разрабатывается серия семинаров по приоритетным цифровым технологиям и мастер-классы с разбором конкретных кейсов компании. Также предполагается создание клуба управленцев цифровыми проектами для изучения лучших практик и обмена опытом внутри компании.
https://hr-tv.ru/