Паблики Вконтакте подарили нам много прекрасных цитат о лидерстве и успехе. Слова великих вдохновляют, но в моей реальности не было ни бирюзовых компаний, ни удивительных лидеров. Красивые слова оставались лишь словами.

Полгода назад я встретила того самого лидера, о котором пишут в книжках. Красивые слова перестали быть концепцией, а стали нормой жизни. Оказалось, что советы великих не только хорошо звучат, но и позволяют более эффективно жить, управлять командой и добиваться результатов.

Куда смотреть

Обычно все пишут о том, каков лидер должен быть или что должен делать. Не встречала, чтобы кто-то описал как чувствует себя человек, который за лидером последовал. Акцент всегда на лидере, не на последователях.

Я хочу восполнить этот дефицит и описать свой опыт по другую строну лидерства — со стороны последователя.

Чтобы понять, кто передо мной, я смотрю не на человека, а на свои ощущения от него. Не всегда можно узнать лидера по внешним признакам, но всегда можно отрефлексировать свои чувства и оценить результаты. Я верю, что рядом с лидером человек становится лучше и добивается большего.

Итак. Что чувствуешь рядом с лидером?

Поддержку и заботу о развитии

Первая обязанность лидера – поставить задачу. Последняя — сказать «Спасибо». Между ними лидер — слуга.

Макс ДеПри
бывший топ-менеджер компании Herman Miller

Мой босс в шутку часто называет себя «ваш покорный слуга». В этом есть большая доля правды. В последнюю очередь он думает о себе. В первую — заботится о росте каждого из команды. У нас проходят регулярные ревью, он щедро делится опытом, поддерживает, вселяет уверенность. Я чувствую, что не одна.

В первый день работы он спросил меня чего я хочу и я честно ответила, что хочу набраться опыта, собрать крутое портфолио и работать на американский рынок. Сказать работодателю, что пришел за портфолио, чтобы потом свалить — не самое умное решение, но здесь это было ок. Задача моего босса — помочь каждому в достижении его целей. Он только рад, когда эти цели есть и они амбициозные.

Удивительно, но он расстраивается, когда от нас никто не увольняется или не приходит спустя год поговорить о повышении. Для него это признак низкоквалифицированных кадров, которых больше никуда не берут и поэтому они сидят годами на одном месте и за те же деньги.

Успех не-лидера заключается в саморазвитии. Лидера – в развитии других.

Джек Уэлч
бывший генеральный директор «General Electric»

Я знаю, что мой босс готов меня обучить и отпустить. Но от человека, который готов опустить, не хочется уходить. Такое отношение рождает доверие и глубокую привязанность, которые мотивирует лучше любых денег.

Благодарность

Однажды мой босс спросил, не перегружена ли я работой и всё ли успеваю. Сказал, чтобы я ни в коем случае не переутомлялась и делала все с душой, и если что-то не успеваю — то мы это обсудим и найдем выход. Он сказал это так буднично, между прочим, а я в этот момент поняла, что покорена 😍 Я не встречала такого подхода на российском рынке, где неоплачиваемые переработки — норма жизни.

Я благодарна за возможность делать то, что мне нравится и не доводить себя до выгорания.

Безопасность и доверие

Мой босс — оплот адекватности и здравомыслия. Он всегда трезв, благоразумен и не поддается эмоциям. Ни на ком не срывается, публично не отчитывает, проблемы решает хладнокровно.

Я знаю, что если накосячу, то мне помогут, а не отругают. Это дает потрясающее чувство безопасности. Право на ошибку делает меня гораздо смелее, и бизнес от этого только выигрывает. Инициатива живет только в безопасной среде.

Если вы знаете, что можете прийти к человеку с проблемой и гарантировано найдете поддержку, скорее всего, перед вами истинный лидер.

Руководство – это решение проблем. В тот день, когда солдаты перестанут идти к вам со своими проблемами, вы перестанете быть лидером в их глазах. Они либо потеряли уверенность в том, что вы можете помочь им, или сделали выводы, что вас не волнуют их проблемы. Так или иначе, это ошибка руководства.

Колин Пауэлл
65-й госсекретарь США, генерал вооруженных сил
Энтузиазм и оптимизм

Люди не любят следовать за пессимистами.

Боб Айгер
генеральный директор компании «The Walt Disney»

У вас есть знакомые, после общения с которыми вы заряжаетесь энергией? Чувствуете бодрость и желание что-то сделать? Не каждый заряженный человек — лидер, но каждый лидер точно заряжен и заряжает других. Такого слушаешь — и сразу хочется жить, любить, творить.

Мой босс как вай-фай роутер транслирует оптимизм членам команды. И потому очень заметно людей из других команд, до которых вай-фай оптимизма не добивает — там царит уныние.

Унылый человек формально может быть руководителем, но лидером ему точно не стать.

Мотивация, увлеченность и фокус должны исходить сверху.

Кевин Планк
основатель и генеральный директор компании «Under Armour»

Лидер использует не власть, а влияние. Он дает образ светлого будущего и люди сами устремляются туда. Без манипуляций, принуждений и KPI. Невозможно создать образ светлого будущего, если ты живешь «на минималках». У лидера всегда должен быть высокий уровень энергии.

Лидерам не позволено иметь неудачные дни, особенно в неудачные дни.

Том Питерс
писатель, бизнес-консультант

Мое настроение после встречи с боссом всегда лучше, чем до него. Даже если это был тяжелый разговор о проблемах. С чем не справлюсь я — обязательно справится он.

Свобода

Лучший руководитель — тот, кто имеет достаточно здравого смысла, чтобы нанять хорошего человека и позволить ему делать то, что ему нравится. И способный не вмешиваться в этот процесс.

Теодор Рузвельт
экс-президент США

На текущем месте работы я могу делать всё, что хочу, в рамках того, что нужно бизнесу. Это идеальное сочетание свободы и ограничений. Совсем без ограничений можно улететь.

Каждую неделю я прихожу с каким-нибудь идеями, иногда дурацкими, иногда отличными, и мой босс всегда меня выслушивает. Это закрывает детский гештальт, когда приходишь к маме с какой-нибудь фигней, а она отмахивается, потому что занята. Теперь у меня есть человек, который слушает и не отмахивается, и я очень счастлива.

В целом, в компании нет никаких запретов (кроме выката релизов в пятницу). Любой может придумать идею, предложить ее, и как минимум будет выслушан, как максимум — получит добро на реализацию.

Немногие пользуются этой возможностью, но это уже личная несвобода, потому что внешних запретов нет.

Вопрос не в том, кто мне позволит, вопрос в том, кто мне запретит.

Айн Рэнд
писатель, автор книги «Атлант расправил плечи»
Вместо заключения

О многих вещах нам не рассказывают в школе: какими должны быть здоровые отношения в семье или на работе, как строить эти отношения, что такое лидерство. Часто мы вырастаем, не имея счастливого примера перед глазами, и средняя степень уныния кажется нам нормой.

Если бы я знала, что на работе может быть так, как сейчас, я бы никогда не соглашалась на меньшее. Я бы искала, пока не нашла. Но я не знала. Не знала, что можно быть настолько счастливой. Никто мне об этом не рассказал: ни школа, ни родители, ни телевизор. Мой уровень нормы был сформирован средой, в которой я выросла, и если бы не счастливая случайность, я бы по-прежнему считала нормой модель, близкую к рабству.

Теперь я знаю, что может быть по-другому. И вы тоже знаете. Возможно, бывает даже лучше.

https://vc.ru/