Основательница EdTech-проекта InMind Анастасия Батхина — о новых технологиях, которые меняют подход к корпоративному обучению, и их преимуществах.

8 новых технологий, которые нужно внедрить в корпоративное обучение уже сейчас

Мы вступили в эпоху непрерывного образования (lifelong learning). Сама идея не нова: впервые термин появился в 1968 году в докладе на конференции UNESCO. Сейчас эта концепция определяет пути развития образования в большинстве стран Европы.

Понятие LLL понимают как образование, продолжающееся на протяжении всей жизни, включая образование взрослых и непрерывное профессиональное образование. Человек, стремящийся быть востребованным на рынке труда, уже не может ограничиться получением диплома. Постоянное повышение квалификации — залог профессионального роста. Понимать ценность lifelong learning начинают и работодатели.

Для поддержания конкурентоспособности компаниям предстоит обучать своих сотрудников постоянно. Это с большой вероятностью приведёт к переформатированию всей системы корпоративного обучения.

Появляются новые технологии, которые меняют взгляд на организацию дополнительного профессионального образования. Вот на что стоит обратить внимание уже сегодня.

Мобильные тренинги и чатботы

В скором времени чатботы и искусственный интеллект смогут потеснить бизнес-тренеров. Такой точки зрения придерживается директор по исследованиям в области образования компании The eLearning Guild Джейн Бозарт и многие другие международные эксперты в области корпоративного обучения.

Джейн Бозарт в статье «Гайки и болты: Опасности чрезмерного упрощения» констатирует, что чатботы становятся всё более человечными. В них сочетаются возможности распознавания эмоций и прогнозной аналитики. И если инвестировать достаточно ресурсов в разработку эффективного сценария, можно получить технологию, которая изменит будущее сферы образования.

Чатботы позволяют сочетать преимущества индивидуального формата обучения и массовости его прохождения. Сотрудник максимально вовлекается в процесс.

Диалог с чатботом заставляет постоянно реагировать: отвечать на вопросы, выполнять задания, а не просто поглощать контент. Кроме того, исследования показывают, что обучение при помощи чатбота проходит в 2–3 раза быстрее, чем традиционные онлайн-курсы.

Эксперт в области eLearning и международный бизнес-консультант доктор Грэг Блэкбёрн в статье «Как чатботы могут стать будущим образования» отмечает, что чатбот доступен 24/7, обеспечивает более быстрый и недорогой доступ к информации, чем обычный лектор. Он может обучать любое количество людей одновременно, выступая тьютором и по продуктам, и по процессам.

Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR)

VR перестала быть просто дорогостоящим развлечением. Сегодня на рынке представлено множество курсов, использующих VR-технологию. С её помощью можно обучать общению с клиентами, производственной безопасности и другим профессиональным навыкам.

Сотрудник надевает очки и попадает в симуляцию. Он оказывается полностью погружен в рабочую ситуацию: в офисе, за станком, в операционной.

Симулятор портального крана «Витязь»

Выполнение задач на симуляторе позволяет отработать необходимый навык в условиях, максимально приближённых к реальным. А руководству компании не нужно переживать о падении качества работы из-за неумелых действий новичков.

Главный плюс дополненной реальности для образовательного процесса — предоставление обучающимся возможности попрактиковаться на оборудовании без затрат на его приобретение или аренду. Также это исключает перерывы в обучении во время отсутствия или неисправности оборудования.

  • Технологические продукты для онбординга

Онбординг предполагает обучение в потоке работы. Большую популярность приобретают приложения, дающие «подсказки» сотрудникам, что делает их особенно полезными для новичков. Вновь прибывший сотрудник многого не знает, и интерактивная база знаний ощутимо облегчает ему процесс адаптации. Когда возникает какой-либо вопрос, новичок просто открывает нужный раздел в приложении или корпоративном мессенджере и получает необходимые сведения.

Подобное приложение есть в IT-холдинге TalentTech. Новичкам предлагаются короткие видео, текстовые подсказки, графические схемы и игровые квесты. Интерактивными welcome-курсами встречают новых сотрудников Эльдорадо, PepsiCo и Билайна.

Платформы для p2p-обучения

По словам вице-президента Google по развитию персонала Карен Мэй, когда сотрудники корпорации что-либо не знают, они спрашивают друг у друга. Такой подход лёг в основу p2p-обучения. Неудивительно, что именно в этой технологической компании одними из первых создали соответствующую онлайн-платформу.

Принцип программы Googler 2 Googler — возможность задать коллегам вопросы, ответы на которые действительно помогают в работе. В ней заняты более семи тысяч волонтёров, которые проводят групповые и индивидуальные курсы, создают образовательные материалы, становятся наставниками. По принципу g2g проходит 80% тренингов в Google по различным направлениям, включая техники продаж и развитие лидерских качеств. Большинство таких курсов имеют микроформат и называются «шепчущими».

Благодаря программе Googler 2 Googler ежемесячно сотрудники из разных офисов Google проводят обучение друг для друга, отвечая на тысячи вопросов на внутрикорпоративном форуме. Внедрение такой площадки позволяет экономить время и ресурсы бизнес-тренеров. Плюс оно формирует благоприятный корпоративный климат, позволяя сотрудникам ощущать взаимную поддержку, когда более опытные специалисты отвечают на вопросы новичков и тем самым обучают их.

p2p-обучение обеспечивает 90% усвоение знаний

По данным Национального института прикладных поведенческих лабораторий, p2p-обучение обеспечивает 90% усвоение знаний, тогда как лекция даёт не более 5%

В России тоже создаются онлайн-платформы для взаимного обучения, например, LMS Teal.One.

Разнообразный контент и кейсы как индикаторы эффективности

В 2021 году новые требования предъявляются и к методологии курса. Стандартный формат «говорящей головы» вряд ли будет работать. Как научный сотрудник и практикующий преподаватель, я убеждена, что курс не должен ограничиваться лекциями. Нужен разнообразный и вовлекающий контент, обязательно включающий в себя задания. Так слушатели смогут сразу же применить полученные знания на практике.

Не менее важны кейсы использования курса. Конкретные измеряемые показатели и их планируемое изменение после прохождения обучения позволяют сделать наиболее осознанный выбор. Также стоит поинтересоваться у авторов курса, каков средний процент прохождения пользователями его до конца. Это покажет его практическую полезность для корпоративных целей.

Система отчётов на платформе iSpring Learn

Встроенные элементы контроля

Онлайн-обучение проходит опосредованно, поэтому требует продуманной обратной связи. Элементы контроля и проверки должны быть встроены в архитектуру курса. Для моментальной обратной связи подойдут тесты. Интерактивность процессу придают задания со взаимной проверкой обучающимися.

Создание тестов в системе дистанционного обучения Moodle

Но основная часть заданий должна быть ориентирована на приобретение навыков. Распознать их легко: они проверяют не просто знание материала, а его понимание и способность использовать на практике. В целом необходимость выполнять задания дисциплинирует самих обучающихся: они более тщательно анализируют образовательный контент.

Аналитика по каждому сотруднику

Полезно, когда доступ к аналитике предоставляется не только педагогу или куратору онлайн-курса, но и непосредственному заказчику. Так руководитель получит представление о личном прогрессе каждого обучающегося сотрудника, поймёт, какие темы вызвали у него трудности. Хорошая практика — проведение ассесмента или контроля знаний до и после обучения.

Сбор статистики по результатам обучения на iSpring Learn

Микроформаты курсов

Поскольку сейчас наступила эпоха непрерывного образования, повышать квалификацию необходимо постоянно. Это неизбежно меняет всю систему корпоративного обучения. На смену длительным периодическим курсам и тренингам приходит ежедневное микрообучение. В эту концепцию отлично вписываются развивающее взаимодействие между сотрудниками (p2p) и обучение в потоке работы.

Специалисты больше не ограничены учебниками, аудиториями и ограниченными часами лекций. Современные технологии позволяют учиться в наиболее комфортном формате и получать при этом максимальный результат.

https://www.cossa.ru/