Основательница EdTech-проекта InMind Анастасия Батхина — о новых технологиях, которые меняют подход к корпоративному обучению, и их преимуществах.
Мы вступили в эпоху непрерывного образования (lifelong learning). Сама идея не нова: впервые термин появился в 1968 году в докладе на конференции UNESCO. Сейчас эта концепция определяет пути развития образования в большинстве стран Европы.
Понятие LLL понимают как образование, продолжающееся на протяжении всей жизни, включая образование взрослых и непрерывное профессиональное образование. Человек, стремящийся быть востребованным на рынке труда, уже не может ограничиться получением диплома. Постоянное повышение квалификации — залог профессионального роста. Понимать ценность lifelong learning начинают и работодатели.
Для поддержания конкурентоспособности компаниям предстоит обучать своих сотрудников постоянно. Это с большой вероятностью приведёт к переформатированию всей системы корпоративного обучения.
Появляются новые технологии, которые меняют взгляд на организацию дополнительного профессионального образования. Вот на что стоит обратить внимание уже сегодня.
Мобильные тренинги и чатботы
В скором времени чатботы и искусственный интеллект смогут потеснить бизнес-тренеров. Такой точки зрения придерживается директор по исследованиям в области образования компании The eLearning Guild Джейн Бозарт и многие другие международные эксперты в области корпоративного обучения.
Джейн Бозарт в статье «Гайки и болты: Опасности чрезмерного упрощения» констатирует, что чатботы становятся всё более человечными. В них сочетаются возможности распознавания эмоций и прогнозной аналитики. И если инвестировать достаточно ресурсов в разработку эффективного сценария, можно получить технологию, которая изменит будущее сферы образования.
Чатботы позволяют сочетать преимущества индивидуального формата обучения и массовости его прохождения. Сотрудник максимально вовлекается в процесс.
Диалог с чатботом заставляет постоянно реагировать: отвечать на вопросы, выполнять задания, а не просто поглощать контент. Кроме того, исследования показывают, что обучение при помощи чатбота проходит в 2–3 раза быстрее, чем традиционные онлайн-курсы.
Эксперт в области eLearning и международный бизнес-консультант доктор Грэг Блэкбёрн в статье «Как чатботы могут стать будущим образования» отмечает, что чатбот доступен 24/7, обеспечивает более быстрый и недорогой доступ к информации, чем обычный лектор. Он может обучать любое количество людей одновременно, выступая тьютором и по продуктам, и по процессам.
Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR)
VR перестала быть просто дорогостоящим развлечением. Сегодня на рынке представлено множество курсов, использующих VR-технологию. С её помощью можно обучать общению с клиентами, производственной безопасности и другим профессиональным навыкам.
Сотрудник надевает очки и попадает в симуляцию. Он оказывается полностью погружен в рабочую ситуацию: в офисе, за станком, в операционной.
Выполнение задач на симуляторе позволяет отработать необходимый навык в условиях, максимально приближённых к реальным. А руководству компании не нужно переживать о падении качества работы из-за неумелых действий новичков.
Главный плюс дополненной реальности для образовательного процесса — предоставление обучающимся возможности попрактиковаться на оборудовании без затрат на его приобретение или аренду. Также это исключает перерывы в обучении во время отсутствия или неисправности оборудования.
- Технологические продукты для онбординга
Онбординг предполагает обучение в потоке работы. Большую популярность приобретают приложения, дающие «подсказки» сотрудникам, что делает их особенно полезными для новичков. Вновь прибывший сотрудник многого не знает, и интерактивная база знаний ощутимо облегчает ему процесс адаптации. Когда возникает какой-либо вопрос, новичок просто открывает нужный раздел в приложении или корпоративном мессенджере и получает необходимые сведения.
Подобное приложение есть в IT-холдинге TalentTech. Новичкам предлагаются короткие видео, текстовые подсказки, графические схемы и игровые квесты. Интерактивными welcome-курсами встречают новых сотрудников Эльдорадо, PepsiCo и Билайна.
Платформы для p2p-обучения
По словам вице-президента Google по развитию персонала Карен Мэй, когда сотрудники корпорации что-либо не знают, они спрашивают друг у друга. Такой подход лёг в основу p2p-обучения. Неудивительно, что именно в этой технологической компании одними из первых создали соответствующую онлайн-платформу.
Принцип программы Googler 2 Googler — возможность задать коллегам вопросы, ответы на которые действительно помогают в работе. В ней заняты более семи тысяч волонтёров, которые проводят групповые и индивидуальные курсы, создают образовательные материалы, становятся наставниками. По принципу g2g проходит 80% тренингов в Google по различным направлениям, включая техники продаж и развитие лидерских качеств. Большинство таких курсов имеют микроформат и называются «шепчущими».
Благодаря программе Googler 2 Googler ежемесячно сотрудники из разных офисов Google проводят обучение друг для друга, отвечая на тысячи вопросов на внутрикорпоративном форуме. Внедрение такой площадки позволяет экономить время и ресурсы бизнес-тренеров. Плюс оно формирует благоприятный корпоративный климат, позволяя сотрудникам ощущать взаимную поддержку, когда более опытные специалисты отвечают на вопросы новичков и тем самым обучают их.
В России тоже создаются онлайн-платформы для взаимного обучения, например, LMS Teal.One.
Разнообразный контент и кейсы как индикаторы эффективности
В 2021 году новые требования предъявляются и к методологии курса. Стандартный формат «говорящей головы» вряд ли будет работать. Как научный сотрудник и практикующий преподаватель, я убеждена, что курс не должен ограничиваться лекциями. Нужен разнообразный и вовлекающий контент, обязательно включающий в себя задания. Так слушатели смогут сразу же применить полученные знания на практике.
Не менее важны кейсы использования курса. Конкретные измеряемые показатели и их планируемое изменение после прохождения обучения позволяют сделать наиболее осознанный выбор. Также стоит поинтересоваться у авторов курса, каков средний процент прохождения пользователями его до конца. Это покажет его практическую полезность для корпоративных целей.
Встроенные элементы контроля
Онлайн-обучение проходит опосредованно, поэтому требует продуманной обратной связи. Элементы контроля и проверки должны быть встроены в архитектуру курса. Для моментальной обратной связи подойдут тесты. Интерактивность процессу придают задания со взаимной проверкой обучающимися.
Но основная часть заданий должна быть ориентирована на приобретение навыков. Распознать их легко: они проверяют не просто знание материала, а его понимание и способность использовать на практике. В целом необходимость выполнять задания дисциплинирует самих обучающихся: они более тщательно анализируют образовательный контент.
Аналитика по каждому сотруднику
Полезно, когда доступ к аналитике предоставляется не только педагогу или куратору онлайн-курса, но и непосредственному заказчику. Так руководитель получит представление о личном прогрессе каждого обучающегося сотрудника, поймёт, какие темы вызвали у него трудности. Хорошая практика — проведение ассесмента или контроля знаний до и после обучения.
Микроформаты курсов
Поскольку сейчас наступила эпоха непрерывного образования, повышать квалификацию необходимо постоянно. Это неизбежно меняет всю систему корпоративного обучения. На смену длительным периодическим курсам и тренингам приходит ежедневное микрообучение. В эту концепцию отлично вписываются развивающее взаимодействие между сотрудниками (p2p) и обучение в потоке работы.
Специалисты больше не ограничены учебниками, аудиториями и ограниченными часами лекций. Современные технологии позволяют учиться в наиболее комфортном формате и получать при этом максимальный результат.
https://www.cossa.ru/