Понятное дело, ботаны из IT-департамента «делают историю» корпоративной информатизации. Это они, пройдя вверх по карьерной лестнице, становятся мудрыми гуру – CDO (Chief Digital Officer), чьи знания и опыт о превращении данных в актив предприятия в виде емких тезисов компании благоговейно высекают на корпоративных каменных скрижалях.

Это шутка. Но в каждой шутке, как говорится, есть только доля шутки. Действительно, опытные IT-директора крупных компаний – это уникальные специалисты. Конечно, их авторитет и компетенции оказывают влияние на тот путь цифровизации, точнее, цифровой трансформации, по которому продвигаются конкретные предприятия. Однако пришла пора несколько скорректировать наши представления о движущих силах корпоративной информатизации. Самое интересное в этой истории – то, как меняется роль конкретной личности.

Что изменилось?

Изменился уровень корпоративной цифровизации. Идея всепроникающей цифровизации обрела плоть и кровь в виде реальных мероприятий цифровой трансформации со всеми соответствующими атрибутами: задачи, IT-проекты, ресурсы, KPIs, трансформации бизнес-процессов. Процессов, проектов и требуемых ресурсов много, к тому же, они тесно интегрируются друг с другом. В результате сложилась парадоксальная ситуация: IT-департамент, который отвечает за корпоративную информатизацию, оказывается «бутылочным горлышком», тормозящим эти процессы. Все претензии к «водопадному» методу IT-внедрений, которые сегодня высказываются (и, надо сказать, они справедливы), родом оттуда – из ограниченности сил и средств, участвующих в реальных проектах.

На этом фоне понятно, что концепция Low-code, во-первых, не могла не появиться на свет, во-вторых, не могла не стать магистральным направлением реализации корпоративной информатизации. Просто потому, что по-другому никак. По мере того, как IT все больше сливаются с бизнес-процессами, IT-персонал все глубже погружается в специфику бизнес-процессов, а бизнес-подразделения становятся не отстраненными заказчиками IT-систем, а непосредственными участниками проектов внедрений. И это вовсе не конец истории, а, наоборот, только начало нового захватывающего этапа.

Что за новый этап?

По поводу Low-code все еще ломаются копья специалистов. Однако, по факту, споры уже идут не по поводу самой идеи Low-code, ведь программные инструменты все больше превращаются в «конструкторы», ориентированные на применение непрофессионалами в IT. Споры вокруг Low-code перешли в сферу практического использования.

Все разработчики Low-code систем, в первую очередь, систем управления бизнес-процессами (BPMS), заняты тем, что реализуют в своих продуктах те или иные методы организации работы «гражданских», которые ограничивают возможности их «творчества» в тот момент, когда возникает риск нарушения работоспособности IT-систем. Таких методов известно немало. Например, в Comindware Business Application Platform единая среда разработки и выполнения бизнес-приложений, в которой работают как «гражданские», так и IT-профессионалы, обеспечивается на достаточно глубоком уровне, в первую очередь, с помощью онтологических моделей «под капотом», которые обеспечивают возможность создания решений для работы с данными, формами и документами без традиционного программирования.

Нетривиальный вопрос: как обеспечить гармоничное единство действий «гражданских» и профессиональных разработчиков? Ведь во многих организациях «баланс интересов» внутренних бизнес-заказчиков и IT-департамента в ходе цифровизации еще не достигнут. Это отсутствие синергии подчас заменяется «принуждением к совместному достижению результата», которое реализуется через административное давление, избегание ответственности и подковерную борьбу. Но это жизнь – так проявляются особенности корпоративной культуры, сложившейся в компании на момент перехода к активной фазе цифровой трансформации. И здесь возникает вопрос о роли и месте «гражданских» разработчиков в сложившейся иерархии должностей.

Кто ты, «гражданский» разработчик?

В условиях цифровой трансформации кардинально меняются привычные представления о том, какие сотрудники занимаются разработкой цифровых процессов и цифровых продуктов. Концепция Low-code услужливо подбрасывают сентенцию: разработчиками становятся все. Образно говоря, сам себе разработчик? Не совсем. Скорее, сам себе менеджер. Точнее, менеджер, отвечающий за процесс.

Тогда Low-code платформа BPMS – это не просто инструмент визуального рисования схем, хотя это качество, несомненно, присутствует. И Low-code BPMS-платформа – это больше, чем управление процессами. Это инструмент реализации функций менеджера, платформа для обеспечения цифровой деятельности менеджера. А в чем, собственно, выражается это свойство?

Обычно говорят, что главные дивиденды от использования Low-code платформы лежат в радикальном увеличении объемов работ, которые теперь под силу одному человеку. При этом важно отметить, что дело не только в автоматизации рутинных процессов. Low-code платформа становится умным партнером менеджера, причем, в основной, а не вспомогательной деятельности. Покажу далее на примерах, как кардинально меняется содержание работы менеджера, когда он становится «гражданским разработчиком».

Одним махом семерых… нет, десятерых… убивахом? Нет, заменяхом!

В авиакомпании S7 Airlines есть особое подразделение – авиационный учебный центр S7 Training. Он осуществляет обучение летно-технического персонала по 80 направлениям подготовки, а его услугами пользуются сотрудники S7, а также других авиакомпаний.

Бизнес учебных центров с организационной точки зрения достаточно сложен. В учебном процессе задействовано дорогостоящее оборудование, которое не должно простаивать или оказаться неисправным. Еще одна забота – круглосуточное обслуживание слушателей, ведь они прилетают сюда в командировку, их нужно поить, кормить предлагать идеи для проведения свободного времени. В фокусе внимания Александра Черняева, руководителя системы менеджмента качества в учебном центре, огромное количество разноплановых бизнес-объектов и связанных с ними процессов: авиа-тренажеры, учебные аудитории, гостиницы, кафе, спорткомплекс, не считая объектов коммунального хозяйства.

Очевидно, что рост бизнеса учебного центра привел к усложнению взаимосвязанных процессов, а рост неувязок в планировании последовательных мероприятий – это удар по репутации и финансовые потери. Главной проблемой были сроки изменений в процессах. Для внесения любого изменения в календарное расписание требовалось изменить данные в трех IT-системах, в чем принимало участие 12 человек. Они согласовывали изменение, используя MS Outlook, таблицы Excel и телефон, примерно два дня.

Вроде бы, чисто менеджерская задача управления процессами. Но в старом варианте сотрудники были перегружены, а тренажерные ресурсы – недозагружены. В рамках старой IT-парадигмы проблема фактически неразрешима: даже если предоставить сотрудникам инструменты онлайн-коммуникаций, радикально повысить эффективность взаимодействия сотрудников не удастся, поскольку причина неэффективности – в самих процессах, а не в средствах их автоматизации.

Все изменилось после внедрения Low-code BPMS-платформы, которую решили использовать для повышения эффективности и гибкости всех процессов обслуживания клиентов: от бронирования временного слота на тренажере до логистики сопутствующих процессов. И теперь Александр Черняев в одном лице «дирижирует» всем расписанием (да-да, он заменил 12 сотрудников!), а на изменения в расписании уходит два часа вместо прежних двух суток.

Сам процессный слой системы BPM автоматически отрабатывает все этапы внесения изменений, информирует клиентов и сотрудников о ключевых статусах процессов через мессенджеры, поддерживает актуальное и достоверное состояние баз данных. В результате накладки в расписаниях ушли в прошлое (минус репутационные риски), в оборот удалось вернуть около 10-15% тренажерной емкости (плюс дополнительная доходность) и освободить от рутинных операций более десятка сотрудников (плюс экономия на оптимизации персонала).

И вот чем еще хороша методология Low-code: она ориентирована на специалистов, не являющихся профессионалами в IT. А это значит, что любой менеджер, заинтересованный в улучшении вверенных ему процессов, может достичь нужного результата самостоятельно. Достаточно только дать ему соответствующий инструмент.

Как, например, в административно-хозяйственном отделе «Сургутнетегаза». Известно ведь, что заявки АХО практически никогда не оказываются в списке приоритетных задач IT-отделов, поскольку они не относятся к разряду business critical. Но Алексей Денискин, сотрудник «Сургутнефтегаза», решил не мириться с этим состоянием. И в тот момент, когда сотрудникам бизнес-подразделений компании «Сургутнетегаз» стала доступна Low-code платформа BPMS, он самостоятельно изучил инструмент и создал автоматизированную систему обработки заявок по поддержанию административно-хозяйственных нужд организации. Создал систему самостоятельно, обладая лишь знаниями о своей сфере деятельности и желанием ее улучшить. В результате заметно сократилось время выполнения заявок и улучшилось качество технического обслуживания и ремонтных работ в части как инженерных систем, так и инфраструктуры объектов недвижимости. В масштабе компании это дало оптимизацию расходов и повышение качества управления объектами в части эксплуатации, а также сокращение непроизводительных расходов за счет автоматизации процедур взаимодействия между сотрудниками.

Что вы теперь скажете о роли личности в истории корпоративной информатизации? На капитанском мостике – по-прежнему IT-директор, но ключевые бизнес-процессы в подразделениях выводят на принципиально новый уровень реализации отвечающие за них менеджеры. Это они настоящие герои происходящей сегодня Low-code революции.

https://www.e-xecutive.ru/