Катрина Новакович, директор по персоналу отдела предпродаж и услуг в регионе EMEA Red Hat, специально для Executive.ru

Трудности при обмене знаниями и опытом – это одна из самых распространенных проблем компаний, особенно крупных. В частности, многие большие организации не могут эффективно наладить обмен информацией и доносить до сотрудников ключевые для своего бизнеса концепции, будь то технические данные, специфика бизнес-процессов или отраслевые знания. В результате ослабевает способность взращивать таланты, тормозится взаимодействие подразделений, нарушается работа с клиентами и партнерами.

Эту проблему можно решить, опираясь на опыт сообществ разработки ПО с открытым кодом. Вместо того, чтобы в закрытом режиме создавать материалы для обмена опытом, организациям стоит предоставить возможность вносить свою лепту в их создание всем желающим, внедрив так называемые сообщества практики, которые:

  • Дают всем сотрудникам организации, вне зависимости от занимаемой должности или департамента, возможность принимать участие в создании, совершенствовании и стандартизации внутреннего корпоративного репозитория знаний.
  • Повышают качество материалов, улучшают навыки обмена опытом, вовлеченности команд и понимание предметных областей внутри самой организации.
  • Помогают избавить корпоративную культуру от таких перекосов, как ограничение доступа к информации, внутрикорпоративная конкуренция между подразделениями и жесткая иерархия.

Внутрикорпоративные знания и опыт: делиться, а не прятать

Не стоит удивляться, что компании, культивирующие обмен знаниями и опытом, имеют серьезную фору в том, что касается повышения квалификации, координации команд или реализации комплексных проектов с охватом всей организации.

Однако добиться эффективного общения и обмена информацией между отделами и подразделениями может быть непросто, особенно в крупном бизнесе. Еще труднее, придется руководителю, решившему наладить обмен знаниями и опытом в общекорпоративном масштабе. В реальной жизни ему скорее всего придется столкнуться с тем, что называется «ограничение знаний».

Ограничение знаний – это намеренное ограничение доступа к информации, чтобы сохранить монополию отделов и команд на важные технические, предметные или отраслевые знания. Для организации это может стать большой проблемой, гораздо более серьезной, чем привычная изолированность людей и команд, когда те просто не в курсе, чем занимаются их коллеги.

Причины намеренного ограничения доступа, как правило, лежат в нежелании делиться знаниями, которые воспринимаются как личная заслуга и результат долгого труда. Однако такой подход не приносит компании никакой пользы. Отсутствие обмена информацией ограничивает возможности для развития талантов, мешает взаимодействию подразделений и ухудшает качество работы с партнерами или клиентами.

Эта проблема может настолько сильно укорениться в организации, что даже первые шаги к более широкому и открытому обмену практиками могут восприниматься как покушение на суверенную территорию. К счастью, опыт сообществ разработки ПО с открытым кодом дает множество полезных уроков и примеров, которые помогут начать работу в этом направлении.

Открытый код – это прежде всего сотрудничество

Проекты разработки ПО с открытым кодом, т.е. программ, исходные коды которых открыты всем желающим для свободного использования, копирования, изменения и распространения,  опираются на огромное сообщество программистов, которые на постоянной основе разрабатывают, поддерживают и отлаживают такие программы.

Любой желающий может внести в проект свою лепту, ознакомиться с предыдущими версиями кода и следить за дискуссией разработчиков при разработке новых версий ПО. По сути, это означает, что все знания о проекте демократизированы, здесь нет никакого фейсконтроля, отсеивающего желающих поучаствовать в написании кода, и любой сторонний наблюдатель всегда может понять, куда движется проект.

В итоге ПО с открытым кодом порождает открытую меритократическую культуру. В сообществе открытого кода отсутствует выгода от ограничения знаний. Наоборот, разработчики охотно делятся своими идеями и открыты к оценке со стороны коллег. Новые концепции и идеи постоянно становятся общим достоянием и объектом сотрудничества, и это в конечном счете продвигает проект вперед к новым достижениям и результатам.

Это открывает двери свежим идеям, помогая ускорить вывод продуктов на рынок, в то же время давая возможность быстрее выявлять стоящие на пути проекта ошибки и упущения.

А теперь главное – применимость культуры сообществ разработки ПО открытого кода не ограничивается только сферой ПО. Компании свободно могут внедрить организационные методы и приемы такой работы для решения проблемы ограничения знаний.

Что такое сообщества практики

Как же организации улучшить обмен знаниями? По примеру сообществ открытого кода она должна сосредоточиться на создании пространства для обмена ценными знаниями. Однако цель не в обмене знаниями как таковыми, а в его выгоде для всех участников процесса. Например, любой участник проекта разработки ПО с открытым кодом может предложить свой вариант кода, но принят он будет лишь в том случае, если сообщество признает его полезным.

Именно так возникают так называемые сообщества практики (Communities of Practice, CoP) – внутренние площадки, созданные исключительно для обмена и оттачивания знаний, информации и практик по конкретным предметам. Эти площадки работают по методу сообществ открытого кода, объединяя людей с общими интересами, целями и задачами.

Участники объединяются в группы для создания общего пула знаний и разработки материалов, которые доступны всем желающим внутри организации для решения собственных задач, развития и дополнения этой документации.

Что дают сообщества практики

Сообщества практики помогают улучшить и стандартизировать процессы обмена внутрикорпоративными знаниями, а также создавать общедоступные в рамках организации материалы. Эти сообщества будут полезны в самых разных областях: от производства обучающих ресурсов и в привлечения потенциальных клиентов, до разработки схем IT-архитектур и сценариев установки ПО.

Сообщества практики стимулируют совместное принятие решений силами кросс-функциональных групп, значительно повышая эффективность и скорость работы. Повторное использование уже наработанных материалов, в том числе в качестве строительных блоков при решении других задач, экономит массу времени и сил, а наличие площадки для обмена опытом облегчает получение и развитие профессиональных навыков.

Более того, за представленными на такой площадке материалами стоит опыт людей, добившихся высоких результатов, с которыми при необходимости можно связаться и получить консультацию.

Как внедрить сообщества практики

При внедрении сообществ практики можно использовать два подхода. Первый подход называется «сверху-вниз» и требует активного участия руководства. Руководителю в первую очередь нужно сосредоточиться на стратегии, постановке целей и задач, а также создании необходимых условий и выработке критериев успеха.

Например, важный, но часто упускаемый из виду момент касается выкраивания времени для работы в сообществах практики. Ответив на это вопрос, можно переходить непосредственно к реализации: создавать основные команды, настраивать необходимые системы и инструменты, а также регулярно участвовать в общении.

Если вы хотите, чтобы шестеренки закрутились быстрее, стоит попробовать подход «снизу-вверх» и начать с создания лишь одного сообщества практики. Соберите группу единомышленников, заинтересованных в обмене знаниями и продвижении обучения в области, которая совпадает со стратегией вашей организации. Сделайте 2-3 сотрудников лидерами этого сообщества и выработайте цели, а также план коммуникации. После чего у вас появится основа для начала работы.

Опыт сообществ открытого кода может принести много пользы, особенно когда необходимо бороться с негативными последствиями жесткой иерархии и замкнутой моделью подразделений (и контрпродуктивной внутренней конкуренцией).

Помимо перехода на культуру открытого кода, внедрение сообществ практики позволит вам извлечь пользу из творчества и энергии ваших команд, одновременно предоставив им поддержку в виде демократической модели управления. Именно уникальность этой культуры в плане открытости, демократичности и меритократичности объясняет эффективность открытого кода как стратегии управления.

https://www.e-xecutive.ru/