С одним из наших проектов вы, вероятно, уже знакомы. icanchoose — HR-брендинговая платформа для компаний, которые готовы рассказать о своей культуре и команде, чтобы привлечь новых сотрудников, разделяющих их ценности.
И potok — это новая платформа для оптимизации рекрутмента. К этому мы пришли не случайно, наблюдая за тем, как команды разных компаний справляются с процессом найма новых сотрудников, а также за тем, как меняется рекрутмент: влияние социальных медиа, развитие мобильных инструментов, автоматизация, командная работа и данные, данные, данные.
Все это есть в potok’е. Но эта статья не про него, а про HR-технологии, интерес к которым со стороны инвесторов и компаний самого разного масштаба растет с каждым годом. Показательная статистика: суммарный объем инвестиций в HR-инструменты в 2013 году составил $659 млн., а на 2015 год уже $2,4 млрд (в 2016 — $2,295 млрд.). Конечно, сделки заключаются преимущественно в США, а также в Китае.
Количество компаний и стартапов, занимающихся HR-технологиями, растет в такой же прогрессии.
На этой инфографике видно, что каждый из продуктов посвящен решению одной из задач и проблем в сфере HR, или развитию и digital’изации одного из существующих процессов. Мы расскажем об одном из стартапов в каждой из этих категорий (ну почти — некоторые пока актуальны только для США, скажем), за которыми мы следим:
// Развитие карьеры / Коучинг
Zugata, Everwise, Landit, Lattice — всё это платформы для perfomance-менеджмента.
Они позволяют компаниям работать с сотрудниками, создавая для них уникальные планы развития и мотивируя их на решение различных задач.
Сервис для тех, кто хочет пересмотреть свой подход к performance review. Это удобно для сотрудников — они отвечают на вопросы, когда у них есть время, используя для этого удобную и стильную платформу. Система также помогает собирать фидбек от своих сотрудников по любым вопросам — например, захотел ты сказать Федору, что его презентация — огонь!, и написал ему сообщение. Ещё в Lattice сотрудники могут ставить цели и вместе с командой следить за их реализацией. Коллеги прямо в системе проводят индивидуальную еженедельную сессию Q&A, чтобы поддерживать связь и всегда знать, что беспокоит каждого отдельного сотрудника. В общем, отличная платформа для того, чтобы вовлекать сотрудников и мониторить их мотивацию.
// Культура рабочего места
Perkbox, Anyperk, CyberGrants — cервисы, позволяющие влиять на рабочую культуру в компании благодаря созданию определенных систем поощрения. Такого рода системы позволяют вовлекать сотрудников в работу, а также использовать нематериальную мотивацию (часть сервисов направлены на взращивание идеи социальной ответственности среди сотрудников).
Cоздание правильной системы мотивации для сотрудников также важно, как поиск подходящих кандидатов. Именно поэтому AnyPerk создали сервис для анализа и подбора бонусов, которые будут интересны сотрудникам вашей компании. Создатели компании утверждают, что именно система поощрений может положительно влиять на корпоративный дух и продуктивность работы команды. Кажется, это замечательно — давать людям выбор и мотивировать их.
// Tech-найм:
Все эти стартапы предназначены для сорсинга специалистов в сфере IT, а также скрининга их навыков. Такого рода платформы всё ещё появляются — они безумно важны, потому что поиск IT-специалистов — это уже не просто поиск, а война.
Этого стартапа нет в инфографике, но мы хотим вам о нем рассказать — создали его ребята из России. AmazingHiring осуществляют поиск по множеству источников и собирают профили IT-специалистов в одном месте: онлайн-активность, история работы, профиль на GitHub. Система создает “карточки” со всеми данными кандидата, оценивает его профессионализм с помощью заложенных в систему алгоритмов, а ещё — собирает данные даже тех кандидатов, которые не слишком широко представлены в социальных медиа. Короче, IT-магия.
// Найм выпускников:
Платформы для постинга вакансий (и даже целых программ стажировков) для выпускников и студентов с последующим сбором отклика. Таких платформ в России не очень много, а вот в США, например, выпускникам уделяют много внимания.
Один из любимых нами кейсов: крупные компании, например, используют таргетингованную рекламу в Snapchat по геолокационному признаку, рассказывая кандидатам о работе в компании – так делают General Electric, Mailchimp, даже Goldman Sachs. И это значит, что конкуренция за молодых специалистов очень высока, что компании готовы воспитывать и взращивать крутых профессионалов.
Ещё один сервис, которого в инфографике нет, но который кажется нам очень любопытным. Это приложение, в котором выпускники и студенты могут решать задания от крутых работодателей в игровой форме и получать призы. Но это не просто вопрос-ответ, это настоящие игры, в которых можно проходить уровни и действительно немного позалипать. После успешного прохождения есть шанс сразу попасть на собеседования без нудного ожидания или даже вдруг стать стажёром в Google. Создать профиль в приложении можно за 60 секунд. Депрессивный интерфейс точно привлекает подростков 😀
// Управление потоком кандидатов:
В этой категории представлены ATS (Applicant Tracking Systems) — платформы для управления потоком кандидатов, позволяющие коммуницировать с ними, а также подключать команду, собирать и обрабатывать отклик, анализировать процесс найма и так далее. Обычно ATS сопровождаются серьёзными аналитическими инструментами и могут включать в себя часть функций всех вышеперечисленных инструментов или наоборот что-то совершенно уникальное.
Ребята предлагают пересмотреть свой подход к рекрутменту. В этой платформе есть всё для найма (инструменты для сорсинга), а также возможность продвигать бренд работодателя с помощью форм для отклика и страниц с описанием компании, которые создаются в специальном конструкторе.
Платформа, которая позволяет оптимизировать все процессы, связанные с рекрутментов. Система даст вам возможность привлекать лучших кандидатов (удобный отклик как через опубликованную вакансию в социальных сетях, карьерный сайт и работные сайты), организовать процесс работы с ними (переписка, назначение встреч, интеграция с календарем и проч.), а также привлекать коллег для принятия общих решений. И, конечно, 5 важнейших аналитических отчетов, которые позволят вам использовать данные для решения важных проблем и экономии вашего времени и средств. Конструктор карьерных сайтов прилагается, как и синхронизация с телефонией и множество других крутых плюшек!
// Автоматизация специфических HR-процессов:
Сервисы, которые так или иначе позволяют автоматизировать один из HR-процессов. Это может быть управление профилями сотрудников, тестирование, отчетность и адаптация новых сотрудников. И именно тут сейчас происходят большие перемены, потому что актуальнейшей темой стали боты.
Расскажем сразу о двух интересных продуктах.
Программатик реклама уже тут и её возможности удивляют. Переводим: это новый крутой инструмент для создания таргетированной рекламы вакансий. Сервис предлагает вам выйти за рамки job board’ов и показывает вашу вакансию только тем, кто реально в ней заинтересован. Алгоритмы собирают огромное количество данных (привет, Big Data): демографические факторы, и интересы, анализируют онлайн-поведение и так далее. Это полностью автоматизированный процесс постинга рекламы в социальных медиа (Facebook, Twitter, Instagram и так далее). Мы не пробовали, но звучит бомбически!
Если кто-то говорит про искусственный интеллект в рекрутменте, то речь скорее всего идет о Mya. Пока она ближе всех к возможной реализации возможностей AI. Mya — это бот, который поможет вам начать экономить время на скрининг кандидатов и проведение его через все этапы отбора, а кандидат сможет задать все важные для него вопросы в любое время и получить ответ.
Если о Mya всё ещё ничего не понятно, сейчас объясним. На вашу вакансию на карьерном сайте откликнулся кандидат. Mya пишет ему, спрашивает заданные системой вопросы о требованиях и прочем, а затем, после завершения беседы, отправляет транскрипт в вашу ATS. Или назначает встречу (потому что с календарем её тоже можно синхронизировать).
// Скрининг:
Pymetrics, HireVue — все эти платформы предлагают различные инструменты для тестирования кандидатов ещё до прохождения ими собеседований. Здесь фантазия создателей не знает границ: геймификация и тестирование самыми разными способами для того, чтобы быть уверенным, что вы с сотрудником друг другу подойдете (только без астрологии пока :D).
Сервис, который точно знает, какая позиция подойдёт кандидату и какой компании.
Pymetrics — система, выстроенная на анализе множества факторов работы человеческого мозга и личных качествах сотрудников. Ребята внедрили геймификацию в не всегда приятный процесс поиска работы и/или нового кандидата.
Если вы кандидат, то получить доступ к сервису можно бесплатно и начать играть – с помощью простых головоломок и задач сервис оценит вашу мотивацию, способность удерживать внимание и подскажет, какая должность подходит вам больше всего. Тоже самое касается и компаний — им помогают находить кандидатов, которые идеально вписываются в канву корпоративной культуры.
Разные профессии предполагают наличие разных навыков и не всегда можно измерить то, насколько подходит человек с помощью IQ или EI. Да и SAT, GMAT, LSAT — тесты, которые уже приелись и HR’ам, и кандидатам.
// Работные сайты
Платформы для постинга вакансий и привлечения потенциальных кандидатов для закрытия открытых позиций. Постепенно функцию работных сайтов на себя возьмут, похоже, социальные медиа. После появления новой функции Facebook для постинга вакансии и сбора отклика сомнений остается все меньше. Так что среди крутых проектов тут мы бы отметили Facebook Jobs — присмотритесь, это скоро станет местом для поиска работы. 100%!
// Проверка background’а
Стартапы, создающие инструменты для скрининга background’а потенциальных сотрудников. Также безумно важная тема. В России, как понимаете, история с предварительной проверкой кандидата совсем иная.
// Инструменты для сравнения заработной платы
Инструменты для сравнения заработной платы для разных позиций, корпоративной культуры компаний и так далее. Несложные инструменты, довольно актуальные, но для “серого” рынка работодателей России совсем не актуально.
// Планирование
Сервисы для планирования, оптимизации, ведения отчетности о количестве персонала и заработной плате. Также инструменты, позволяющие регулировать рабочее время сотрудников, которые работают удаленно.
// Жалованье и пособия
Эти компании занимаются софтом, позволяющим мониторить выплату заработной платы, а также управлять страховками, бонусами и так далее. Не Excel’ем единым, как говорится.
// Гибкий найм
Большинство этих стартапов создают платформы для работы компаний с удаленными сотрудниками, сотрудниками, которые работают на полставки и фрилансерах. А также помогают компаниям развивать культуру свободного графика работы. Сейчас это становится всё более актуальным вопросов (слышали про Befree? ребята смогли на 20% сократить офисные пространства = сэкономить).
https://habrahabr.ru