В эпоху осознанности и заботы о ментальном здоровье людей компании стремятся сделать так, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя «на своем месте» и максимально вовлекался в дела компании. Они создают возможности для саморазвития, повышения продуктивности и качества жизни всех членов команды. И заботятся о том, чтобы сотрудники были удовлетворены своей работой. Все перечисленные элементы — основа так называемой «культуры счастья».
Культура счастья — это специфический тип корпоративной культуры, когда фокус руководителей и HR направлен на благополучие человека. В ее основе лежит простая идея: счастливые работники могут делать счастливыми клиентов. Кроме того, доказано, что сотрудники, которым нравится их работа, выполняют ее лучше и быстрее остальных.
В последние несколько лет идея культуры счастья так широко распространилась в корпоративной среде, что в ИТ-сфере даже появилась новая должность — «менеджер по счастью» (Happiness Manager). Однако многие HR-специалисты до сих пор воспринимают это направление очень узко и однобоко. Раскроем один секрет: управлять счастьем сотрудников не значит постоянно их поощрять, веселить, развлекать и создавать идеальные рабочие условия с горой плюшек. Это значит прислушиваться к их потребностям и реализовать их. Что бывает, если об этом забыть?
Когда стало известно о корпоративных культурах Starbucks, Facebook, Google и Netflix, компании по всему миру начали под копирку повторять их рутину, направленную на заботу о благополучии сотрудников. В офисах появились тренажеры, мягкие диваны, смузи по утрам и игровые зоны. Но оказалось, что меры, успешно работающие в одной компании, совсем не обязательно подходят для всех остальных. Разберем топ-5 мифов, которые уже давно не делают сотрудников счастливее.
Миф № 1. Всем людям нужен спорт
Сейчас во многих компаниях, так или иначе, есть фокус на то, чтобы сотрудники активно вовлекались в здоровый образ жизни: тренажеры в холле, залы йоги или обязательные спортивные активности по выходным. При этом HR-специалисты нередко забывают, что у многих людей есть определенные, в том числе физические, ограничения для занятий спортом.
Кроме того, многим из них просто некогда участвовать в спортивных марафонах или встречах-спартакиадах. И если такие мероприятия становятся обязательными, сотрудники вынуждены тратить на них время, которое могли бы уделить хобби, семье, друзьям или другим активностям, которые по факту сделали бы их гораздо счастливее. В результате вместо положительных эмоций и чувства сопричастности к коллективу они испытывают лишь раздражение.
Миф № 2. Всем хочется внимания
Во многих компаниях считают, что когда у сотрудника день рождения, ему хочется, чтобы все обращали на него внимание. Но это справедливо не для всех. Есть люди, для которых день рождения не особенный, и они не так уж счастливы, когда руководитель во всеуслышание заявляет: «Сегодня у Анны день рождения. Давайте поздравим ее, коллеги!». Кто-то думает: «Боже мой, мне сегодня 35. Кошмар! А он мне еще об этом заявляет. Зачем это делать? Я хотела скрыть свой возраст». Кто-то считает, что окружающие ждут от него какое-то ответное слово, угощение, и боится не оправдать ожидания своих коллег. Всё это вызывает скорее дискомфорт, чем чувство эйфории.
Миф № 3. Забота о здоровье — это хорошо для всех
Злаковые батончики вместо печенья, яблоки вместо конфет — ЗОЖ и, в частности, правильное питание занимает все больше места и в офисах, и в философии компаний. Особенно заботой о здоровье и питании команды увлекаются те руководители, которые осознают: сидя за компьютером по 6-8 часов, их сотрудники попадают в группу риска с точки зрения развития сердечно-сосудистых патологий, заболеваний опорно-двигательного аппарата, диабета и ожирения.
Однако далеко не все понимают и принимают такую заботу. К примеру, в одной компании недавно запустили марафон здорового питания. В результате многие сотрудники начали писать в чатах: «Зачем это нужно? Я живу в Сибири. Зачем мне растительное питание? Я должен есть мясо». Или: «А сколько будет стоить пакет здоровой еды на таком питании? Да еще если там какие-то экзотические фрукты?»
Миф № 4. Счастье на работе — это вечный позитив и веселье
У каждого человека свое понимание счастья на работе. Кто-то считает, что это свобода выполнять те обязанности, которые хочется. Кто-то — что это способность реализовать свой творческий потенциал. Кто-то воспринимает счастье как перманентное отношение к жизни и окружающим людям. Но есть и те, кто полагает, что счастье — это вечный праздник. И если именно такие люди «рулят» счастьем в компании, это может быть опасно.
Все дело в том, что они направляют свои усилия в основном на то, чтобы поощрять, веселить и развлекать сотрудников. Другими словами, создавать атмосферу позитивного мышления. Но без рационального зерна эта атмосфера заставляет команду уходить от реальности. Люди перестают обращать внимание на серьезные проблемы и трудности и лишь твердят как мантру: «Все будет хорошо!». И когда им все же приходится вернуться на землю, реальность кажется унылой и жестокой. А это может привести к срывам, депрессии и выгоранию сотрудников. Кроме того, это не позволяет выявлять и конструктивно решать возникающие конфликты, замалчивая их. Что в свою очередь может привести к серьезным проблемам, влияющим на бизнес и на самих сотрудников.
Миф № 5. Счастье нужно всем
Нередко HR-специалисты и руководители страдают максимализмом в вопросах счастья: если уж решили, что создадим корпоративную культуру счастья, убьемся, но всех сделаем счастливыми. Здесь важно не забывать, что счастье — это выбор, который человек делает сам. Никто другой не сможет его сделать счастливым. И совсем не факт, что ваши сотрудники желают быть осчастливленными в формате, предлагаемом компанией. Задача компании — создать условия для того, чтобы сотрудники были счастливы, но не настаивать на этом.
Не счастьем единым
Брать какие-то шаблонные методы, которые подходят практически всем, — неэффективно. Но как тогда построить культуру счастья?
НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ СОТРУДНИКОВ И ОСОЗНАВАТЬ ИХ ПОТРЕБНОСТИ. По данным опроса компании-разработчика программного обеспечения Unit4, лишь 44% сотрудников считают, что их мнение уважают в компании. И это не дело, ведь культура счастья, как и любые решения в области HR, создается не для руководителей. Поэтому стоит использовать, например, пульс-опросы, для того чтобы узнать позицию каждого члена команды. При этом понятно, что не удастся угодить всем. К примеру, кому-то важно, чтобы на Новый год были хиты 90-х и оливье, а кому-то — техно-рейв. Но если дать сотрудникам возможность выбрать тему корпоратива, они почувствуют свою сопричастность и будут максимально вовлечены в процесс.
ЗАДЕЙСТВОВАТЬ АМБАССАДОРОВ. Запускать такие инициативы, как курс на здоровый образ жизни, легче, когда перед глазами у команды есть пример для подражания. Амбассадором может выступать как руководитель бизнеса, так и кто-то из рядовых сотрудников. HR-специалисты лишь навигируют процесс.
ЗАБОТИТЬСЯ О СОТРУДНИКАХ И ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОМПАНИИ. Люди, приходя на работу, приносят с собой и свои проблемы в отношениях, финансах и многих других областях. Все это может негативно сказаться на их вовлеченности и производительности. Поэтому культура счастья должна охватывать не только то, что происходит с сотрудником на рабочем месте, но и за его пределами. К примеру, в пандемию наша компания, как и многие крупные бизнесы, столкнулась с необходимостью предоставить людям инструменты для дистанционной работы и отдыха, а также обеспечить ментальную поддержку. Чтобы они могли сказать: «Работа из дома — это супер!». Для этого мы запустили консультации у штатных психологов, ежедневные онлайн-тренировки, арт-вечеринки и многие другие инициативы, направленные на повышение вовлеченности сотрудников. По результатам опроса, в августе 2020 года более 70% сотрудников признались, что готовы работать в удаленном режиме даже после окончания пандемии.
ПРИМЕНЯТЬ ТЕХНОЛОГИИ. На рынке есть множество ИТ-платформ, мобильных приложений для поддержки сотрудников. Они позволяют менеджерам в режиме реального времени отслеживать настроения в команде и использовать эти данные для управления их благополучием. Так, мы автоматизировали отслеживание признаков выгорания с помощью нового инструмента: тепловой карты активности, которая отображается в профиле сотрудника и доступна каждому. а также с помощью платформы Happy Job, на которой проводим периодические и регулярные пульс-опросы. Благодаря этому менеджеры могут мгновенно реагировать на «тревожные звоночки» и вовремя принимать соответствующие меры: например, отправить человека в отпуск, предложить альтернативный режим работы или повлиять на климат внутри команды.
НАКОНЕЦ, ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕНИЮ. Корпоративная культура формировалась годами, и столько же времени может потребоваться для ее изменения. Поэтому не стоит ожидать от «культуры счастья» моментальных результатов. Достаточно каждый день делать хотя бы один маленький шаг для того, чтобы сделать ваших сотрудников чуть более счастливыми.
https://alpinabook.ru/