Каждый современный человек хочет быть успешным – в личной жизни, на работе, в хобби и других сферах, чтобы его понимали, и он имел влияние на людей.
Основатель крупнейшей компании Alibaba Group Джек Ма считает: «Если вы хотите добиться успеха, у вас должен быть отличный эмоционально-социальный интеллект. Независимо от того, насколько вы умны, если вы не научитесь работать с людьми, вы никогда не добьетесь успеха».
Многие эксперты и выдающиеся бизнесмены с ним согласны, поэтому предлагаю разобраться, как развивать эмоционально-социальный интеллект (ESI), и почему он может стать инструментом роста современной компании.
Когда и как люди стали ценным активом компании, и на первый план вышел ESI?
В XX веке были времена организационного лидерства: руководство, основывалось на принципах управления и контроля сверху вниз, производства и материальных активов, а подчиненные не играли в этом процессе какую-либо роль.
Яркой иллюстрацией подобного устройства производства является фильм с Чарли Чаплином в главной роли – «Новые времена». Он показывает, насколько мал был простой человек-работяга по сравнению с огромной промышленной машиной, в которой он – лишь винтик, его легко заменить. Единственными прототипами современных институтов общества, уделяющих внимание социально-эмоциональному интеллекту, в те времена были армия, в которой военачальники знали солдат и поддерживали их боевой дух, и церковь, заботящаяся о морально-нравственном росте прихожан.
В цифровом XXI веке люди вышли на первый план: кадры – это важный и ценный ресурс любой компании. Работники умственного труда больше не привязаны к производственной линии, которая движется с заданной скоростью под контролем мастера. Работа со знаниями сложная, динамичная, менее иерархическая и командная. А чтобы коллективный труд был эффективным, сотрудникам современных компаний требуется ESI – эмоционально-социальный интеллект.
Из чего складывается ESI?
Социальный и эмоциональный интеллект – важнейшие пункты успеха. Первый – больше ориентирован на будущее. Он нужен для того, чтобы люди могли выживать: выяснять, как лучше всего выйти из ситуации с благоприятным исходом, и использовать эти знания. А эмоциональный интеллект больше связан с настоящим, помогает распознавать эмоции и чувства других людей. Без него социальный интеллект, а значит и жизнь общества были бы невозможны.
Важность роли ESI на примере кейса
В моей практике был интересный кейс, когда я руководил блоком IT и цифровой трансформации в одном из крупнейших банков. Мне удалось выяснить, что вирусная и серверная защита блока правления были очень слабыми. IT-политика безопасности не соблюдалась, а значит существовала угроза утечки конфиденциальной информации и нарушения важных переговоров.
Анализ показал, что системный администратор не обладал достаточными техническими знаниями для сопровождения такого кластера технологий. Несмотря на то, что на этого сотрудника не поступало жалоб, и существовала видимость, что все в порядке, компания могла пострадать. Самым логичным решением было увольнение этого работника. На его место пришел талантливый специалист с хорошим опытом. Мы ожидали, что теперь «заживем по-новому и все будут счастливы». Однако этого не произошло. Проблемы не решились. Пришлось лишить премий весь блок IT, и уволить часть его руководства. Почему так произошло?
Оказалось, что уволенный специалист, несмотря на недостаток технический знаний, был очень хорош в плане коммуникаций в команде, подготовке презентационных материалов и помощи сотрудникам со срочным задачами. После его ухода обнажилась проблема – топ-менеджмент компании начал жаловаться на IT-блок, потому что лишился его поддержки и не мог наладить коммуникацию. Получается, что увольнением того сотрудника, я закрыл брешь в безопасности компании, но нарушил хрупкий баланс в ее команде. Удалив одного человека, мы повредили гармонию между институтами организации – руководством и IT-блоком, что привело к большим проблемам.
Вывод – можно иметь высокий IQ, диплом престижного университета или уникальную область специализации, но этого недостаточно, чтобы гарантировать профессиональный успех. Прочная база знаний и эффективное управление эмоциями, умение работать в коллективе и сплотить его, необходимы для обеспечения успеха сотрудников XXI века.
4 категории эмоционально-социального интеллекта (ESI)
Чтобы знать, как работать над развитием навыков ESI, необходимо разобраться, из чего он складывается.
1. Самосознание
Способность распознать эмоцию по мере ее возникновения. Основные его элементы – эмоциональная осведомленность (способность распознавать собственные эмоции и их последствия) и самоуверенность – уверенность в своих способностях. Это основа ESI – если вы умеете распознавать и осознавать собственные эмоции, значит вы сможете делать это с эмоциями других людей.
2. Саморегулирование
Какие категории важны для него? Самоконтроль, адаптивность, стремление к достижениям, оптимизм. Высокий уровень развития ESI предполагает, что вы сможете брать ответственность за свою жизнь, а не искать виноватых, анализировать и брать под контроль свои негативные эмоции, а не перекладывать их на других людей.
3. Общественная осведомленность
В этой области ESI тесно связан с умением объединять людей. Оно состоит из двух частей.
Первая – организационное осознание, то есть ваши стремления к достижениям (желание совершенствоваться или соответствовать стандартам качества), обязательства перед коллективом (согласование с целями группы или организации), инициатива (готовность действовать в соответствии с возможностями), надежность (добросовестность, умение брать на себя ответственность).
Вторая – эмпатия. Чем более вы искусны в распознавании чувств других людей, тем более четкие сигналы вы сможете посылать им в ответ. При высокой степени эмпатии вы будете хороши в сервисной ориентации, развитии других, использовании разнообразия, политической осведомленности, понимании других.
4. Управление отношениями
Эта категория – совокупность всех предыдущих, потому что в нее входят навыки общения, лидерство, влияние и управление конфликтами.
В сегодняшнем цифровом у каждого есть мгновенный доступ к техническим знаниям, а значит «человеческие навыки» становятся более важными. Развитие хороших навыков межличностного общения равносильно успеху в жизни и карьере. Если вы будете обладать высокоразвитым ESI, вы сможете лучше понимать коллег/партнеров/конкурентов/собеседников, а значит эффективно вести переговоры с ними и выигрывать.
ESI в современном мире
По данным опроса исследовательского института Capgemini, 74% руководителей и 58% рядовых сотрудников считают, что социально-эмоциональный интеллект станет обязательным навыком. При этом 61% топ-менеджеров и 41% работников говорят о том, что это произойдет в ближайшее время – от 1 года до 5 лет. Ожидается, что спрос на ESI в среднем вырастет в шесть раз, причем наибольший спрос на него будет наблюдаться в секторе финансовых услуг.
Хотя автоматизация и искусственный интеллект повлияют на все уровни карьеры, в настоящее время организации больше внимания уделяют развитию навыков ESI у руководящего звена, нежели у неконтролирующих отделов компании. В среднем только 16% организаций мира в достаточной степени осуществляют обучение сотрудников разных классов навыкам ESI, при этом в лидерах по этому показателю Норвегия (38%), Германия (31%), Франция и Индия (по 18%).
Роботы и искусственный интеллект пока не могут понимать ситуации и чувствовать, как люди. Благодаря этому мы имеем преимущество в эпоху цифровых технологий и всегда будем на шаг впереди. Это значит, что с годами все больше и больше рабочих мест будет сосредоточено на эмоциональных аспектах, а не на тяжелой работе или высоких интеллектуальных способностях.
При этом эмоциональный интеллект имеет одно явное преимущество перед IQ: IQ – фиксирован, это то, с чем мы рождаемся, он остается практически неизменным на протяжении всей жизни. А вот эмоциональному интеллекту можно научиться и научить других – его можно улучшать и постоянно совершенствовать. Это главный фактор, который делает ESI потенциально более важным для успеха, чем IQ, потому что он находится под нашим контролем.
https://www.e-xecutive.ru/