«Альпина» выпустила книгу «Контекст жизни» о когнитивных привычках, которые мешают умным и трудолюбивым людям добиваться успеха.
Журналист Иван Сурвилло встретился с один из авторов книги — основателем Business Relations и экспертом по работе с бизнес-командами Владимиром Герасичевым, чтобы узнать, как формировать полезные мыслительные и поведенческие привычки, почему люди стремятся быть правильными, но при этом тревожатся, и как не довести себя до эмоционального выгорания.
В.Г.: Знаешь, я ненавижу давать интервью. Потому что есть привычка думать, что надо выглядеть нормальным. Надо подумать и понять, что о тебе подумают, как себя контролировать, как быть правым и так далее. Поэтому прямо сейчас в процессе этого интервью я попробую провести эксперимент и избавиться от этой привычки.
А что тебя обычно сподвигает поработать с привычками?
Недавно я был на семинаре Джо Диспензы. Он рассказывал, как менять своё состояние с помощью медитации. И я очень вдохновился его словами и решил попробовать. Сейчас я медитирую каждый день. Мне нравится, что я научился эмоционально переключаться, смотреть на мир под разными фильтрами. Медитация меняет контекст, в котором ты находишься. То есть ты учишься смотреть на вещи под другим углом, иначе к ним относиться. Это очень необычный опыт, но он меня радует. Я вижу и чувствую намного больше, чем раньше.
Медитация помогает избавиться от тревожности и напряжения?
Я шучу, что два моих обычных состояния: «вкл» и «выкл». Когда я включён, работаю или в творческом процессе, то я не тревожусь. В такие моменты я не знаю, что будет дальше, но есть ощущение, что будет классно. Но всё-таки моё привычное состояние — тревожное.
Это какое-то базовое состояние, которое, наверное, идёт у каждого из детства. Помню, меня принимали в пионеры в Нью-Йорке. Мой отец был корреспондентом Гостелерадио в Америке. И я должен был быть хорошим и правильным. Моим привычным состоянием было всегда поддерживать правильный имидж советского гражданина. Это вызывало тревогу, которая со мной до сих пор, видимо.
У тебя сохранилась привычка «быть хорошим и правильным»?
Да, но эта привычка не всегда рулит. Когда её осознаёшь, то можешь переключиться. Я думаю, что люди в целом не меняются. То, как мы сформировались, то, что было в нас заложено, наш опыт, нейронные связи, которые установились — управляют нами всю жизнь. Но если ты осознаёшь свои привычки и включаешь осознанность — делаешь выбор поступить иначе, перестаёшь жить по шаблону.
Привычки — ни плохие, ни хорошие. Они нейтральные. Вопрос в том: ты ими управляешь или они тобой. Кто решает? Для этого и важна осознанность.
Привычки — действия, доведённые до автоматизма. Всё, что мы делаем в течение дня — на 50, 60 или даже 90 процентов состоит из повторяющихся действий. Такая же схема и у нас в голове: повторяющиеся мысли, убеждения, стереотипы и так далее. Важно, понимать, что мы делаем и думаем автоматически. И выбирать — переключаться или нет.
Поделись своей привычкой, которую ты хорошо осознаёшь?
Я не люблю выпячивать себя. У меня эта привычка порой становится болезненной. Например, когда что-то хорошее происходит с человеком, командой или компанией, с которой я работаю, я всегда считаю, что это полностью их заслуга. Всегда ли это правильно? Не думаю. Наверное, было бы здорово, если меня было больше, например, в Инстаграме. Но я не хочу переламывать себя, для меня это не целостно.
Я выбираю уйти на второй план. Как спортивный тренер, ведь им не дают медали, но они продолжают качественно выполнять свою работу.
Медали должен получать тот, для кого ты работаешь. А тебе надо отойти в сторону и быть в тени. Я думаю, что это важное качество.
Как оно помогает тебе работать?
Последние 20-25 лет я работаю с топ-командами. Это небольшие группы людей, от сонастройки, переживаний и эмоций которых зависит, как будет работать вся компания. Потому что их личное самочувствие и отношения между собой транслируются вниз и задают тон всем остальным сотрудникам.
И я считаю, что основная движущая сила любого бизнеса — это не столько лидер, сколько группа людей вокруг него. И моя миссия синхронизировать этих людей. И я кайфую, что у меня получается. Я вижу результаты.
Для тебя важна возможность влиять на людей?
Мне важна сопричастность. Человек — социальное животное, мы хотим быть частью группы и чего-то добиваться вместе. Мы смотрим Олимпиаду. Когда победители заходят на пьедестал, им надевают медали, то люди переживают эту радость со спортсменами. Хотя эти медали никакого, казалось бы, отношения к ним не имеют. Это момент сопереживания, сорадости. Меня это очень трогает.
На что ты настроен сейчас в бизнесе и в личной жизни?
Я настроен на большие проекты. Сейчас работаем с топ-командой «Пятёрочки». Это люди, у которых 17 000 магазинов по всей стране и невероятная ответственность. Они зарабатывают триллионы рублей и управляют просто фантастической системой, которую сами же и выстроили. И быть полезным им в такой большой работе и быть частью этого всего меня очень вдохновляет.
Что касается личного, то я продолжу внутреннюю трансформацию. 30 лет назад я впервые столкнулся с философией изменений, а сейчас у меня словно второй заход. Тогда я больше опирался на мозг, на изменения отношений, взглядов. А теперь это больше история о глубокой и эмоциональной трансформации.
Тебя выматывает постоянное общение с людьми?
Выматывает.
Как ты восстанавливаешься?
Есть старый анекдот. Гаишник останавливает водителя:
— Вы пили?
— Нет.
— Курили?
— Нет.
— А как вы расслабляетесь?
— А я не напрягаюсь.
Когда ты эмоционально измотан — восстановиться сложно, намного проще не попадать в эту ловушку, не скатываться вниз.
Я давно отказаться от борьбы. То есть я не воспринимаю любой конфликт на тренинге как конфликт. У меня нет цели победить кого-то и прогнуть. Я хочу лишь донести свои мысли, но всегда готов отступить. Тогда человек, как в айкидо, падает и перестаёт бороться.
Раньше я был горячий и пылкий, иногда шёл на прямое столкновение. Но потом понял, что всех не переделаешь.
Мы никогда не находимся в отчаянном поиске клиента, но всегда находимся в отчаянном поиске людей, кому действительно нужно что-то в компании поменять. И когда ты таких людей находишь, то это очень благодарный обмен энергии.
Также для меня большой отдушиной является семья, жена и двое детей. Сейчас я сфокусирован на эмоциональном единении с родными, меня это питает и дополнят.
Посмотри на любую рекламу, где тебе говорят: «Купи машину, возьми кредит, ипотеку, сделай это, купи эти печенья, съешь эти пельмени, и тогда ты будешь счастлив». И мы реально прошиты этим убеждением.
Я вышел на очередной уровень моего внутреннего понимания того, что счастье никак не связано с этими внешними обстоятельствами. Это только твоё внутреннее состояние, от которого ты кайфуешь, и это то, что мне дают сейчас медитации и общение с семьёй.
А есть что-то, чего тебе не хватает в жизни?
Денег, мне кажется, никогда не будет хватать. Всем не будет хватать. Сколько бы их ни было, всё равно будет ощущение того, что можно и больше.
У нас есть ожидания, и когда они не совпадают с реальностью — мы расстраиваемся. Это вопрос внутренней работы с ожиданиями. Иногда я думаю: «Просто побойся Бога, ты попадаешь в число людей, которые зарабатывают вот столько денег». А иногда сравниваю себя с кем-то. Я это прекрасно понимаю и отслеживаю, поэтому у меня нет с этим проблем.
Ещё я бы почаще играл с друзьями в боулинг. Это не просто кидание шаров, это про общение и кайф. Как в фильме «Большой Лебовски».
https://alpinabook.ru/blog/