Когда я начинала строить кофейную франчайзинговую сеть, коучинг уже плотно вошел в мою жизнь: количество индивидуальных коуч-сессий приближалось к 200, я обучала коучингу на программе «Профессиональный коучинг» в международном центре коучинга «Исток», применяла коучинговые инструменты с маленькой дочкой. Коучинг был стилем жизни и способом мышления, поэтому я не могла ни внедрять его в своей работе директора по франчайзингу.

Коуч не дает ответов или советов, как эксперт, консультант или бизнес-тренер. Коуч также не анализирует прошлое или травмирующий опыт клиента, как психолог или психотерапевт.

Коуч работает со здоровыми людьми, желающими достичь какой-либо цели, и эта работа основана на уверенности в том, что клиент имеет все необходимые ресурсы для нужного результата, и может эти ресурсы найти и эффективно их использовать. Одним из инструментов эффективных коучей являются сильные вопросы, которые сподвигают человека посмотреть на свои задачи с различных точек зрения.

Партнеры мы или нет?

Сначала у нашей кофейной сети были три ценности: продукт, команда, гости. С моим приходом появилась четвертая: партнеры. Я понимала, что мы будем строить партнерскую сеть.

Удивительно, но коучинг и франчайзинг похожи. Например, коучинг, так же как и взаимодействие с командой франчайзи, строится на партнерских отношениях. И там, и там обсуждаются взлеты и падения, строятся планы и создаются условия, при которых клиент воплощает эти планы в жизнь. К тому же, и в коучинг, и в бизнес люди приходят за качественными изменениями. В коучинг — за пониманием себя и своих целей, во франчайзинг — для того, чтобы начать свое дело, реализовать амбиции. Особенно когда речь идет о кофе — у многих с этим напитком связаны особые эмоции: воспоминание о первом свидании или о приятной прогулке со стаканчиком капучино в руке. В этот бизнес попадают, следуя за мечтой. Так я думала. Моей большой ошибкой было то, что я не сверилась с тем, как видят бизнес люди, которые приходят в партнерство.

На тот момент у нас было около 20 партнеров. Как оказалось, все с разными причинами входа во франчайзинг: кому-то нужно заработать первые 200 тыс., кому-то важно быть занятым, но не работать на «дядю», кто-то хочет попробовать силы в управлении собственным проектом, а кто-то вообще становится франчайзи случайно, без ответа на вопрос «зачем».

Неудивительно, что у этих людей, во-первых, был разный уровень вовлеченности в работу, а во-вторых, ярко проявилось популярное заблуждение новичков-франчайзи: «Здесь легко работать и зарабатывать». Проблема в том, что у большинства нет мышления предпринимателя, есть только желание открыть бизнес и зарабатывать какие-то деньги без заранее определенных сумм.

В начале пути многие не понимают, с какими сложностями придется столкнуться в работе, чего этот бизнес от них потребует. И в этот момент проявилась моя вторая ошибка: я пыталась выстраивать отношения с людьми «на равных», использовать коучинговый подход, а потом налаживать процессы. А нужно было наоборот.

В этот период я пересмотрела свое отношение к партнерству, перестала видеть его в розовом цвете, и на смену полного равенства пришел образ старшего брата, который прошел путь, может подставить надежное плечо, знает больше и готов этим делиться.

Эффективность = Потенциал — Вмешательства

Тем не менее, это был нелегкий период, когда мое доверие коучингу подрывалось со всех сторон.

Управляющие партнеры в команде открыто говорили о том, что мне нужно оставить коучинг и уделять больше времени франчайзингу. Давали советы, ставили под сомнение результаты направления, уверяли, что без моего «увлечения коучингом» они могли бы быть лучше.

Отношения с франчайзи тоже лихорадило: их ожидания быстрых легких денег не оправдались, а работать «по-другому» хотели не все. Результаты партнеров меня не устраивали. И многие начали закрываться.

Я стала сомневаться в себе: никак не могла найти тот способ, который, как клей, соединит процессы и коммуникации на всех уровнях, чтобы карточный домик превратился в маяк. И моя задача – понять, как его построить. Мне помог коучинговый способ мышления.

Формула эффективности Тимоти Голви, одного из основоположников коучинга, гласит:

Эффективность = Потенциал — Вмешательства

В случае с кофейным бизнесом потенциал — это:

  • Стандарты и регламенты
  • Качественный продукт (зерно/напиток)
  • Успешная локация
  • Маркетинг и брендинг
  • Сильный визуальный ряд
  • Лояльная и обученная команда
  • Высокий градус желания у владельца бизнеса
  • Постоянное обучение и развитие

Вмешательства —  это:

  • Отсутствие понимания, зачем входить в бизнес
  • Отсутствие доверия к управляющей компании
  • Ожидание быстрых результатов
  • Лень
  • Нежелание учиться

Невозможно построить эффективный кофейный бизнес, имея только потенциал. Результат будет при непрерывной работе с вмешательствами. Эту работу мы и стали проводить. При этом коучинговый подход стал не сколько основой для партнерских отношений, а инструментом в наших умелых руках.

Делай раз, делай два…

Расскажу про три коучинговых инструмента, которые помогли мне настроить бизнес и отношения с партнерами-франчайзи:

1. Вопросы

Для многих партнеров первые шесть месяцев работы становятся своеобразной проверкой: попробовав бизнес «на вкус», человек решает «Не мое!», «Не справился!», «Денег продолжать нет!». Но мне было важно разобраться в том, что лежит в основе этих причин. Как разделяется ответственность партнера и управляющей компании? Кто где не доработал?

Вопрос в коучинге – основа любого диалога. Поэтому и здесь я не упустила возможность поискать ответ на самый главный вопрос «Зачем?».

Зачем человек принимает решение открывать свой бизнес именно в формате франчайзинга?

Я задавала этот вопрос, пожалуй, всем нашим франчайзи. И ответы сводились к одному: необходимы рабочие инструменты ведения бизнеса, которые можно быстро изучить и легко применить.

2. Доверие

Франчайзинг — это вообще про доверие. Доверие к технологии, своим силам или опыту других. Если с доверием (себе, другим, миру) есть сложности, то и здесь, в партнерстве, тоже будет непросто. Качественное доверие приводит к качественным решениям и действиям.

Но как коуч я знаю, что людям свойственно сомневаться, обдумывать, откладывать, не делать непривычное — для мозга это проще, чем довериться.  И для формирования доверия необходимо время и особые условия.

По факту все выглядело так: мы даем инструменты, создаем условия, обучаем, но результата не получаем. Партнеры просто не делают тех действий, которые приведут их проект к нужному результату.

Вместе с тем у меня нет времени и возможности работать с каждым партнером «вдолгую», как это происходит в коучинговом контракте. Мы не могли себе позволить роскоши сначала развивать доверие, а уже потом вести вместе проект к успеху. Бизнес создается ради денег, а если по итогу месяца партнер уходит в минус, то у него нет ни доверия, ни желания двигаться дальше. И мы поняли, что нам необходимо брать ситуацию в свои руки и делить ответственность.

3. Инструкции

Я заметила, что на старте успех приходит к тем франчайзи, которые способны взять наши инструмент или схему, тщательно изучить и сделать в точности, как требуется. При этом важно не ждать быстрых результатов — нужно просто качественно делать свою работу и следовать инструкциям.

Помните, я рассказывала, что в начале я относилась к новеньким партнерам на равных? В то время мои предложения носили рекомендательный характер: «Это необходимо делать так, потому что именно такой подход приводит к результату. Вы можете изучить схему, и внедрить у себя. Если у вас есть другие предложения, давайте обсудим». И партнер думал, анализировал, и часто не делал, или делал не так, как нужно.

Позже я стала говорить так: «Сейчас тебе не нужно думать и анализировать, нужно просто взять и сделать, как написано. И именно такой подход принесет результаты, потому что мы это уже проходили. Другие партнеры это проходили».

Несомненно, к секрету успеха можно добавить еще несколько ингредиентов: выгодная локация, команда, продуманное меню, вложения, партнер, желающий развиваться —   все эти факторы важны. Но без четкого следования технологиям они ничего не значат.

«Где же коучинг в четком следовании технологии?» – спросите вы.

Если коммуникацию с партнером разделить на форму и содержание, то именно в форме и будет проявляться коучинговый подход. Мы задаем вопросы, делаем вместе, говорим о рисках и том, что может помочь, слушаем, слышим, чувствуем. И вместе с тем держим фокус на том, что необходимо сделать и по какой технологи.

https://www.e-xecutive.ru/