Подборка интересных и необычных способов найти работу. Стоит ли использовать хайп в таких случаях?
Наверное, каждому попадались вакансии мечты. Что-то вроде тропического острова, на котором нужно жить без телефона и телевизора (о ужас!) за 100500 рублей и утешаться только свежими фруктами плюс, допустим, каким-нибудь пивом особой марки.
Или стать тестировщиком матрасов. Опасная и полная лишений профессия! Вам придется ездить по лучшим отелям мира, спать в королевских люксах для новобрачных, а потом изрекать свой вердикт о качестве отдыха и пересказывать сны. Тоже за повышенный оклад, разумеется.
Таких историй довольно много, и от них разит рекламой за километр. Даже неважно по большому счету, действительно ли победителю придется выполнять все эти трюки или ему просто выпишут чек. А может и не будет никаких трудоустройств, зато про компанию или продукт раструбят все СМИ мира, эти истории облетят соцсети, их перешлют друзьям и коллегам в мессенджерах.
Да, вот так оно обычно и работает. От талантливых рекламных вирусов не помогут маски и спам-фильтры. Можно заблокировать все известные науке сигналы, носить шапочку из фольги, звонить по дисковому телефону. Потом близкий человек на кухне доставит рекламное сообщение прямо в мозг — потому что такие истории нравятся людям, а еще их приятно пересказывать.
Значит ли это, что все креативные вакансии разрабатывают исключительно как хитрую рекламу? Вовсе нет.
Ловушки охотников за головами
Google – один из первых и самых настойчивых брендов, который стал использовать головоломки для поиска новых сотрудников. Компания размещала объявления на билбордах, развешивала объявления, публиковала загадки в СМИ.
Например, в 2004 году нужно было расшифровать «{первое простое число из 10 цифр, найденное в последовательных цифрах e}.com» и зайти на сайт 7427466391.com — чтобы получить еще одно задание, и только потом узнать, кто так развлекается. Разработчикам нравятся такие вызовы, от желающих не было отбоя (а мы до сих пор помним ту историю).
Похожим образом действовали многие другие компании. Одно время было модно оставлять сообщения о вакансиях в коде сайтов или приложений. Их видели только те, кто смотрят исходники. Отличный фильтр для первичного отсева, а также повод раструбить потом о секретной находке, что повышает охват. Так делали все кому не лень, начиная с Microsoft.
Инжиниринговая компания Mitre Corp. выпустила компьютерную игру, чтобы привлечь кандидатов. Правда, она была не слишком увлекательна и по сути напоминала виртуальный тур по реальным вакансиям с тренировочной стажировкой.
Более оригинальный подход — настоящие автомобили, требующие ремонта, которые поставляли по всей Германии. Мастера приступали к работе и находили объявление о вакансии в Volkswagen.
Лондонское рекламное агентство Gyro International изготовило фейковую упаковку для сэндвичей с намеком на смену работы. Нужно ли говорить о том, что пакеты с такими надписями появились в ресторанах неподалеку от их главных конкурентов?
На такой партизанский HR в духе Бэнкси даже обижаться неловко. Это уже разновидность искусства.
В активном поиске
Некоторые кандидаты действуют похожими методами. Например, Алек Браунштейн прославился тем, как получил приглашения на собеседования от топов множества крупных компаний. Он решил, что известные люди периодически гуглят свое имя, чтобы посмотреть топ поисковой выдачи — и дал контекстную рекламу с именным таргетингом. Что называется, лично в руки. Его подход оценили, это сработало.
Не все могут похвастаться таким аккуратным и точечным трудоустройством. Было много историй с раздачей резюме на улицах (в том числе по топовым вакансиям). Люди арендовали билборды, вышивали свои резюме, выкладывали его новогодними гирляндами, выставляли самих себя на eBay в качестве лота.
В пугающем мире капитала и не на такое пойдешь, чтобы прокормиться. Кстати, идея подстеречь добычу на водопое – одна из самых массовых. В ход идут любые способы, начиная с официальных бизнес-ланчей и заканчивая подкладыванием записок в разные съедобные вкусняшки.
Иногда в потоке довольно очевидных ходов появляются ребята, которые делают нечто оригинальное. Например, Роберт Леонард со своей знаменитой игрой в резюме — простенько и со вкусом.
Или рассылка клонов Йенса Леннартссона. Он заказал 400 фигурок самого себя, чтобы работодателю было проще поиграть с ним в вуду, то есть оценить подойдет он или нет. Вроде ничего особенного, но история что называется «зашла», как и сам кандидат на новое место работы:
Даже увольняться можно красиво. Например, вот как это сделал Joey La Neve DeFrancesco после трех лет работы в отеле, где ему по всей видимости не очень нравилось. Заявился с оркестром, и устроил сам себе пышные проводы на 8+ млн просмотров на YouTube:
Эта история ближе других к ключевой идее креативного трудоустройства. Потому что здесь нет никакой особой корысти, чистый хайп. Пожалуй, это и есть главное условие успеха.
Экономика хайпа
Герой Уилла Смита в фильме «Погоня за счастьем» буквально жизнь положил ради стажировки с весьма сомнительными условиями. Отличная антикварная лента про времена, которые мы потеряли. С тех пор не только появились компьютеры, Интернет и прочая автоматизация (в том числе в продажах). Изменился сам дух авантюризма, смысл и способы получения работы.
Одним из символов новой эры можно считать Эндрю Хорнера, который сделал собственный сайт вакансий с единственным резюме (угадайте чьим) и возможностью для специалистов по кадрам побыть в шкуре соискателей. Он получил свою порцию медийной известности, охапку предложений и хорошую работу.
Еще один пример «из другого кармана» — взлет мировой карьеры Дэйва Кэрролла, которому повредили дорогую гитару при погрузке в багаж авиакомпании United. Надо заметить, что сначала он просил компенсацию. Но когда отказали, немного разозлился и записал о происшествии песню. Она собрала больше 20 млн просмотров на YouTube:
Потом произошло много событий. Лавина публикаций, интервью, концертов. Подарочные гитары от президента Taylor Guitars — бренда, который прорекламировал музыкант. Запоздалые предложения от авиакомпании прекратить балаган, потом замять историю, понять, простить, принять деньги. Но было уже поздно. Дэйв записал вторую песню, третью, выпустил альбом. Гастролировал с ним, продолжая раздавать интервью и автографы.
Именно так это и работает. Медийная мощность стала самостоятельным активом. Он прекрасно монетизируется, причем не только у серийных инфлюенсеров. Можно разово «зазвездиться», а потом получать дивиденды.
Даже негативная известность работает. Обратите внимание, если кого-то с треском увольняют (только обязательно громко), как правило находятся желающие тут же приютить несчастных. Эти специалисты или люди могут быть неинтересны сами по себе, возможно, их правильно уволили. Но халявные упоминания в СМИ стоят дороже.
Когда креатив окупается
Три основных варианта, при которых есть смысл пускаться в мутные воды креатива по такой щекотливой теме, как трудоустройство:
- От отчаяния
- Для развлечения
- По тонкому расчету
Такие разные мотивации и ресурсы, но очень похожие результаты. Многие кандидаты, которых завалили предложениями, выскочили по схеме «Из грязи в князи». Они не случайно решились на отчаянные меры — просто не видели другого выхода. Хорошо, что мы знаем по ошибке выжившего только о тех, у кого все получилось. Наверняка есть много историй без хеппи-энда, которые начинались точно так же.
Есть тонкая, но важная грань между последней ставкой и небрежным жестом со скуки. Многие известные трудоустройства были придуманы для развлечения. Легкость подкупает, это касается как резюме, так и вакансий. Странно, почему люди и компании редко так поступают.
Возможно, зависит от уверенности в себе. Google или Microsoft не боятся, что их заподозрят в некомпетентности, гуру разных профессий тоже. Они могут себе позволить получать удовольствие там, где весь рынок пыхтит от натуги.
Наконец, самое сложное: разработка «нарочно», когда результативность посевов просчитывается. Очень сложная индустрия, значительно более рискованная, чем хочется признавать тем, кто в ней занят. На самом деле шансы на успех «вируса» такие же как и при любой рекламной активности — 50 на 50: или получится, или нет.
Если решите попробовать креативный подход к резюме или вакансии, обратите внимание на главное отличие всех таких историй. Они не пытались сдобрить обычную скукотищу острыми специями. Наоборот, оригинальная идея всегда была основной, по сути единственной. Вместо классических форматов.
Кстати, точно так же работает (хотя чаще не работает) реклама. Пара цитат не сделают пресс-релиз нативным сторителлингом, вкрапление молодежного сленга в сообщение от бумеров смотрится жалко. Нельзя «добавить немного креатива» – он так не работает.
Вы либо делаете ставку, либо нет.
https://www.e-xecutive.ru/