Светлана СкакунРуководитель проекта, Санкт-Петербург
Радость, грусть, злость и страх – все эти эмоции люди испытывают в том числе и на работе. Как руководителю превратить их в полезный ресурс и напрямую использовать в решении рабочих задач?
О развитии эмоционального интеллекта как одной из главных компетенций современного управленца мнения часто противоположные: от «да, это действительно необходимый навык» до «да кого волнует, что и кто чувствует, когда работать надо».
Так уж получается, что все более успешными становятся те руководители, которые вовремя понимают: владение эмоциональной информацией – равно как и любой другой информацией, дает реальную силу.
Если спросить у любого участника тренинга по эмоциональному интеллекту, (а тренингов таких сейчас сотни, если не больше), чему он хотел бы научиться – то 90% ответов будут звучать в стиле «хочу научиться управлять чужими эмоциями». Звучит почти как «хочу получить мировое господство» – но в каком-то смысле так оно и есть. И в этом желании нет ничего предосудительного. Тем более, что в реальности эти знания действительного могут приблизить и такую цель.
Руководители очень по-разному относятся к эмоциям своих сотрудников – и как правило под эмоциями подразумевают те состояния, когда сотрудник расстроен или злится, забывая о том, что, во-первых – эмоциональный диапазон среднестатистического человека чуть шире, а во-вторых – даже эти состояния можно использовать в свою пользу. В общем, не буду расписывать всю пользу развития эмоционального интеллекта для руководителя – об этом написано много.
Коротко поделюсь лишь несколькими конкретными ситуациями, которые могут оказаться полезны в работе.
Радость: мозговой штурм
Рабочие задачи традиционно ставятся с учетом навыков, опыта и свободных ресурсов конкретного сотрудника. И это максимально логично. Особенно, если не забывать, что и эмоция может тоже стать таковым ресурсом.
Очень яркий пример важности соответствия задачи и эмоционального фона – мозговой штурм. Наверняка многие из вас применяют этот способ поиска решений. Я неоднократно сталкивалась с жалобами руководителей после обучения «не работает этот ваш мозговой штурм – только время потеряли» – и, честно говоря, поначалу даже списывала то на свой «недостаточный» опыт в работе с такой аудиторией, то на их «недостаточный» опыт проведения мозгового штурма. Пока не начала расспрашивать подробнее и выяснять обстоятельства проведения.
Лишь у некоторых участников моего импровизированного опроса все после обучения проходило удачно. И как сами они говорят – «настроение было отличное, радостное, все хорошо прошло, толково!» Тогда как остальные не особо оптимистично отзывались что о методе, что о своих сотрудниках в момент попытки его применить.
А дело вот в чем. Исследования в области развития эмоций показывают, что формирование радостного эмоционального фона, позитивного настроения значительно повышает способность людей принимать решения, генерировать ассоциации и варианты, создавать идеи и максимально расширять список альтернативных решений.
Таким образом, затевая мозговой штурм с сотрудниками в угрюмом и удручающем настроении, уставшими и выгоревшими – руководитель практически обрекает затею на провал.
С другой стороны, радостное состояние способствует глобальному мышлению, помогает увидеть большие цели и долгосрочные перспективы.
Грусть: аналитический подход, критическое мышление
Но, наверняка сложно представить себе коллектив постоянно радующихся сотрудников? Вызывает некоторые опасения. Хорошая новость в том, что есть задачи, которые намного эффективнее решит тот, чьи эмоции далеки от радости и счастья.
В противовес способности видеть перспективу, которую дает радость, эмоция грусти многократно усиливает аналитические способности, критическое и дедуктивное мышление. Повышается фокус на деталях, становятся виднее ошибки и нестыковки в предоставленных фактах. Здесь и сейчас, будучи в состоянии печали и грусти, ваш сотрудник становится просто кладом для вас – если в арсенале задач на сегодня есть задача, требующая аналитического подхода.
Я не говорю сейчас о том, что счастливый сотрудник не сможет выполнить эту задачу качественно – все же это зависит от множества обстоятельств. Я скорее о том, что имеет смысл использовать те возможности, которые в буквальном смысле подкидывает нам наша физиология.
Злость: фокус
Вспомните, как спортсмены «накручивают» себя эмоционально, например перед соревнованиями – вызывая сознательно «спортивную» злость и иногда даже гнев. Для чего они это делают, как думаете? Явно не только потому, что им приятно злиться.
А вот то, что в состоянии злости все ресурсы наш организм фокусирует в одной точке, может очень даже помочь – особенно, если эта точка будет рабочей задачей, требующей максимальной концентрации ваших умений и навыков. Например, важные переговоры, которые потребуют определенной жесткости.
Страх: поиск проблем и рисков
Еще одна популярная эмоция – страх. Надеюсь, его ваши сотрудники испытывают не слишком часто, но даже эту эмоцию можно превратить в ресурс. Состояние страха или опасения, вызывает внутреннюю настороженность и подозрительность, которая может стать неплохим решением в поиске возможных проблем и рисков. Страх возвращает наше мышление к прошлому опыту и порой позволяет посмотреть на него другими глазами – и возможно даже увидеть что-то новое в хорошо знакомой ситуации.
Эмоции = ресурс
Вопрос «зачем руководителю понимать, что чувствуют его подчиненные?», приобретает таким образом смысл далекий от «ну ок, я его поддержу, что там от меня еще нужно». Эмоция становится дополнительным ресурсом, не использовать который в условиях нынешних скоростей жизни и работы было бы просто нелогично.
И тогда «я знаю, что чувствуют мои сотрудники» превращается в «я знаю, как увеличить эффективность их работы». Ну и свою заодно – на руководителей законы физиологии эмоций тоже действуют.