Кадровый состав сотрудников по управлению персоналом давно не ограничивается HR-менеджерами и рекрутерами. Сегодня перечень специальностей, связанных с подбором персонала, расширился до дюжины позиций. Првофессионалы, работающие с человеческими ресурсами, делятся на ивент-менеджеров, хедхантеров, HRD-сотрудников, карьерных консультантов, HRBP и HR Generalist.
У всех похожие цели — найти и удержать в компании ценные кадры. Но каждый из специалистов акцентирует свою деятельность на разных этапах рекрутмента и выполняет определенные задачи. Если в вашей компании трудится всего один эйчар — это повод задуматься над расширением HR-штата. Маркетолог Kursfinder Станислав Романов рассказал, чем занимаются эти узкопрофильные специалисты и для чего нужны.
Кто такой ресечер
Ресечер — от английского researcher (исследовать) — первый HR-специалист компании, с которым знакомится соискатель. Он ищет кандидатов и приглашает их на собеседование. Работа ресечера заключается в мониторинге социальных сетей (LinkedIn, Instagram, Facebook) и профильных сообществ (HR[хаб]community, HR-Portal, Злой HR), поиске пассивных и активных кандидатов, отправке писем, ведении базы данных.
Этот специалист задействован на первых этапах найма сотрудников, поэтому именно от него зависит успех дальнейшей HR-кампании.
Пример описания вакансии ресечера
В должностные обязанности ресечера входит:
- поиск в интернете подходящих резюме;
- размещение объявлений на онлайн-биржах труда;
- разработка новых методов подбора кадров;
- общение с соискателями по телефону, ведение переписки в соцсетях;
- написание и отправка приглашений на собеседование;
- формирование собственной базы данных;
- выполнение поручений рекрутеров.
«Мягкие» навыки, которыми должен обладать хороший ресечер:
- умение работать в условиях тайм-менеджмента;
- аналитическое мышление;
- стрессоустойчивость;
- навыки работы с клиентами;
- умение работать в команде (в частности, со следующим звеном — рекрутерами).
К «жестким навыкам» ресечера относятся:
- грамотная устная и письменная речь (допускать ошибки ресечеру никак нельзя, потому что он — первый представитель работодателя);
- умение работать с джоб-бордами, создавать и систематизировать базу данных соискателей;
- подборка реальных тестов для той или иной должности;
- умение проводить видеособеседования.
Ресечер — это активный поисковик, который находит кандидатов на открытую вакансию и убеждает их подать заявку. Проработав на этой должности определенное время, набравшись практического опыта и улучшив теоретические навыки на курсах для HR-специалистов, ресечер может стать рекрутером.
Ресечер необходим любой компании, которая нуждается в постоянном притоке кадров. Он облегчает всю дальнейшую работу HR-отдела.
Кто такой рекрутер и чем он занимается
Рекрутер вступает в игру сразу после ресечера. Это узкопрофильный специалист (консультант или эксперт — можно назвать как угодно), который занимается непосредственно оценкой и подбором персонала.
После того, как младший рангом сотрудник (ресечер) провел поиск кандидатов и сформировал кадровую базу, рекрутеру предстоит пообщаться с каждым из них, пригласить на собеседование и при успешном оффере дать тестовое задание.
Рекрутер — ключевое звено HR-отдела. Он не только отвечает за поиск квалифицированных сотрудников в компанию, но еще и участвует в обучении и адаптации новичков.
Пример описания вакансии рекрутера
Должностные обязанности HR-рекрутера заключаются в следующем:
- коммуникация с ресечером;
- формирование требований к кандидатам, написание должностных инструкций;
- анализ и оценка резюме;
- разработка ценностного предложения — EVP;
- проведение комплексного интервьюирования кандидатов;
- оценка контрпредложений;
- представление выбранных соискателей работодателю;
- составление job offer.
Эффективность рекрутера измеряется процентным соотношением закрытых вакансий. Когда эйчар способен в короткие сроки найти хороших специалистов на каждую открытую должность, это говорит о высоком КПД сотрудника.
Софт-скиллы, которые помогут стать хорошим рекрутером:
- умение работать в условиях тайм-менеджмента;
- многозадачность и при этом внимание к деталям;
- системное планирование деятельности;
- умение убеждать;
- навыки общения с кандидатами;
- самомотивация и дисциплинированность;
- способность быть out of the box;
- аналитическое мышление;
- целеустремленность.
Хард-скиллы, которыми должен обладать хороший рекрутер:
- умение вести базу данных;
- измерение коэффициента конверсии кандидатов;
- разработка новых методов отбора соискателей для работодателя (онлайн и офлайн);
- работа с системами автоматизации и хранения данных;
- знание разных типов программного обеспечения для эйчаров.
Рекрутер в штате нужен средним и большим компаниям, которые нуждаются в регулярном подборе профессионалов.
HR-маркетолог или «марчар»
Еще один специалист HR-отдела — «марчар». Этот сотрудник сосредоточен на процессах, которые происходят внутри компании. Он изучает запросы сотрудников, собирает данные, анализирует потребности коллектива, работает над необходимой внутренней атмосферой.
Также этот профессионал отвечает за формирование и активное развитие внешнего бренда HR. Главная цель отдела эйчар-маркетинга — позаботиться о том, чтобы компания имела хорошую репутацию на рынке труда и положительные отзывы на специализированных площадках.
Чтобы работа «марчара» была продуктивной, он должен добросовестно выполнять свои главные должностные обязанности:
- применять рекрутинговую воронку и оценивать качество отбора персонала;
- работать над стратегией развития и узнаваемости бренда в кругах соискателей;
- привлекать, заинтересовывать и удерживать новые таланты;
- изучать запросы рядовых сотрудников и работать над их реализацией.
В целом HR-маркетолог делает бренд работодателя привлекательным для соискателей. Показатель того, что «марчар» работает эффективно — это желание каждого сотрудника расти и развиваться внутри компании, а также большой спрос на открытые вакансии.
Пример описания вакансии HR-маркетолога
Софт-скиллы, которые помогают в работе «марчара»:
- коммуникабельность;
- открытость и гибкость в работе;
- многозадачность;
- проявление инициативы;
- способность четко и ясно излагать свои мысли;
- ответственность за свою деятельность.
Основные хард-скиллы HR-маркетолога:
- умение организовывать ивент-менеджмент;
- навыки построения HR бренда;
- планирование и реализация рекламных кампаний;
- работа с разными каналами коммуникации;
- ведение дайджеста новостей;
- знание основ репутационного менеджмента и пр.
HR-маркетолог, он же «марчар», нужен компании, которая заботится о своей репутации, привлечении и удержании талантливых сотрудников и развитии бренда.
Каждый из узких специалистов эйчар-отдела работает в своей нише, но при этом должен взаимодействовать с другими HR-сотрудниками. Исходя из потребностей компании и должностных обязанностей каждого сотрудника, руководство решает, кого недостает в их команде.
В идеале, хорошо бы иметь в штате каждого из перечисленных специалистов и обеспечить стабильное и своевременное пополнение недостающих кадров.
Качественные программы обучения можно найти по отзывам коллег на специализированных ресурсах. Например, на OtzyvMarketing. Вот некоторые отзывы:
https://www.e-xecutive.ru/