Кадровый состав сотрудников по управлению персоналом давно не ограничивается HR-менеджерами и рекрутерами. Сегодня перечень специальностей, связанных с подбором персонала, расширился до дюжины позиций. Првофессионалы, работающие с человеческими ресурсами, делятся на ивент-менеджеров, хедхантеров, HRD-сотрудников, карьерных консультантов, HRBP и HR Generalist.

У всех похожие цели — найти и удержать в компании ценные кадры. Но каждый из специалистов акцентирует свою деятельность на разных этапах рекрутмента и выполняет определенные задачи. Если в вашей компании трудится всего один эйчар — это повод задуматься над расширением HR-штата. Маркетолог Kursfinder Станислав Романов рассказал, чем занимаются эти узкопрофильные специалисты и для чего нужны.

Кто такой ресечер

Ресечер — от английского researcher (исследовать) — первый HR-специалист компании, с которым знакомится соискатель. Он ищет кандидатов и приглашает их на собеседование. Работа ресечера заключается в мониторинге социальных сетей (LinkedIn, Instagram, Facebook) и профильных сообществ (HR[хаб]community, HR-Portal, Злой HR), поиске пассивных и активных кандидатов, отправке писем, ведении базы данных.

Этот специалист задействован на первых этапах найма сотрудников, поэтому именно от него зависит успех дальнейшей HR-кампании.

Пример описания вакансии ресечера

Пример описания вакансии ресечера

В должностные обязанности ресечера входит:

  • поиск в интернете подходящих резюме;
  • размещение объявлений на онлайн-биржах труда;
  • разработка новых методов подбора кадров;
  • общение с соискателями по телефону, ведение переписки в соцсетях;
  • написание и отправка приглашений на собеседование;
  • формирование собственной базы данных;
  • выполнение поручений рекрутеров.

«Мягкие» навыки, которыми должен обладать хороший ресечер:

  • умение работать в условиях тайм-менеджмента;
  • аналитическое мышление;
  • стрессоустойчивость;
  • навыки работы с клиентами;
  • умение работать в команде (в частности, со следующим звеном — рекрутерами).

К «жестким навыкам» ресечера относятся:

  • грамотная устная и письменная речь (допускать ошибки ресечеру никак нельзя, потому что он — первый представитель работодателя);
  • умение работать с джоб-бордами, создавать и систематизировать базу данных соискателей;
  • подборка реальных тестов для той или иной должности;
  • умение проводить видеособеседования.

Ресечер — это активный поисковик, который находит кандидатов на открытую вакансию и убеждает их подать заявку. Проработав на этой должности определенное время, набравшись практического опыта и улучшив теоретические навыки на курсах для HR-специалистов, ресечер может стать рекрутером.

Ресечер необходим любой компании, которая нуждается в постоянном притоке кадров. Он облегчает всю дальнейшую работу HR-отдела.

Кто такой рекрутер и чем он занимается

Рекрутер вступает в игру сразу после ресечера. Это узкопрофильный специалист (консультант или эксперт — можно назвать как угодно), который занимается непосредственно оценкой и подбором персонала.

После того, как младший рангом сотрудник (ресечер) провел поиск кандидатов и сформировал кадровую базу, рекрутеру предстоит пообщаться с каждым из них, пригласить на собеседование и при успешном оффере дать тестовое задание.

Рекрутер — ключевое звено HR-отдела. Он не только отвечает за поиск квалифицированных сотрудников в компанию, но еще и участвует в обучении и адаптации новичков.

Пример описания вакансии рекрутера

Пример описания вакансии рекрутера

Должностные обязанности HR-рекрутера заключаются в следующем:

  • коммуникация с ресечером;
  • формирование требований к кандидатам, написание должностных инструкций;
  • анализ и оценка резюме;
  • разработка ценностного предложения — EVP;
  • проведение комплексного интервьюирования кандидатов;
  • оценка контрпредложений;
  • представление выбранных соискателей работодателю;
  • составление job offer.

Эффективность рекрутера измеряется процентным соотношением закрытых вакансий.  Когда эйчар способен в короткие сроки найти хороших специалистов на каждую открытую должность, это говорит о высоком КПД сотрудника.

Софт-скиллы, которые помогут стать хорошим рекрутером:

  • умение работать в условиях тайм-менеджмента;
  • многозадачность и при этом внимание к деталям;
  • системное планирование деятельности;
  • умение убеждать;
  • навыки общения с кандидатами;
  • самомотивация и дисциплинированность;
  • способность быть out of the box;
  • аналитическое мышление;
  • целеустремленность.

Хард-скиллы, которыми должен обладать хороший рекрутер:

  • умение вести базу данных;
  • измерение коэффициента конверсии кандидатов;
  • разработка новых методов отбора соискателей для работодателя (онлайн и офлайн);
  • работа с системами автоматизации и хранения данных;
  • знание разных типов программного обеспечения для эйчаров.

Рекрутер в штате нужен средним и большим компаниям, которые нуждаются в регулярном подборе профессионалов.

HR-маркетолог или «марчар»

Еще один специалист HR-отдела — «марчар». Этот сотрудник сосредоточен на процессах, которые происходят внутри компании. Он изучает запросы сотрудников, собирает данные, анализирует потребности коллектива, работает над необходимой внутренней атмосферой.

Также этот профессионал отвечает за формирование и активное развитие внешнего бренда HR. Главная цель отдела эйчар-маркетинга — позаботиться о том, чтобы компания имела хорошую репутацию на рынке труда и положительные отзывы на специализированных площадках.

Чтобы работа «марчара» была продуктивной, он должен добросовестно выполнять свои главные должностные обязанности:

  • применять рекрутинговую воронку и оценивать качество отбора персонала;
  • работать над стратегией развития и узнаваемости бренда в кругах соискателей;
  • привлекать, заинтересовывать и удерживать новые таланты;
  • изучать запросы рядовых сотрудников и работать над их реализацией.

В целом HR-маркетолог делает бренд работодателя привлекательным для соискателей. Показатель того, что «марчар» работает эффективно — это желание каждого сотрудника расти и развиваться внутри компании, а также большой спрос на открытые вакансии.

Пример описания вакансии HR-маркетолога

Пример описания вакансии HR-маркетолога 

Софт-скиллы, которые помогают в работе «марчара»:

  • коммуникабельность;
  • открытость и гибкость в работе;
  • многозадачность;
  • проявление инициативы;
  • способность четко и ясно излагать свои мысли;
  • ответственность за свою деятельность.

Основные хард-скиллы HR-маркетолога:

  • умение организовывать ивент-менеджмент;
  • навыки построения HR бренда;
  • планирование и реализация рекламных кампаний;
  • работа с разными каналами коммуникации;
  • ведение дайджеста новостей;
  • знание основ репутационного менеджмента и пр.

HR-маркетолог, он же «марчар», нужен компании, которая заботится о своей репутации, привлечении и удержании талантливых сотрудников и развитии бренда.


Каждый из узких специалистов эйчар-отдела работает в своей нише, но при этом должен взаимодействовать с другими HR-сотрудниками. Исходя из потребностей компании и должностных обязанностей каждого сотрудника, руководство решает, кого недостает в их команде.

В идеале, хорошо бы иметь в штате каждого из перечисленных специалистов и обеспечить стабильное и своевременное пополнение недостающих кадров.

Качественные программы обучения можно найти по отзывам коллег на специализированных ресурсах. Например, на OtzyvMarketing. Вот некоторые отзывы:

Отзывы учеников

https://www.e-xecutive.ru/