Нередки случаи, когда в открытых беседах с молодыми специалистами и менеджерами в порыве искренности они признаются, что специально не выкладываются на работе полностью.

Причина и логика мышления простая – нет смысла, тут меня все равно не ценят, никто из руководства не реагирует на мои инициативы и предложения. И резюме – вот я и остаюсь в компании, работаю по инерции уже второй год, хотя первый год я старался что-то делать. И саморазвитием тоже не занимаюсь – зачем мне дополнительные знания, если имеющиеся сегодня не ценятся?

Вполне стандартная ситуация, на которую от молодого специалиста следует логичная на первый взгляд реакция. Его не ценят – он не выкладывается. А в реальности человек сам себе очень сильно вредит в долгосрочной перспективе. При чем порой на всю жизнь.

Быть ответственным, относиться к делу серьезно или поверхностно, уделять серьезное внимание клиентам и многие важные другие моменты, которые характеризуют подход к работе, на самом деле являются привычками.

К примеру, ответственность. На собеседованиях все утверждают, что являются ответственными. Но совпадают ли заявления с реальностью? Почему-то через неделю после начала работы мы нередко обнаруживаем, что ответственности нет. Да и вообще – что такое ответственность?

Что такое ответственность и почему важно ее развивать

Ответственность – это выбор.

Ответственному человеку не нужна внешняя мотивация – он просто делает свою работу правильно, до конца, не ища каких-либо оправданий тому, чтобы не делать.

Ответственность – это действия человека, когда его не видит начальник. Ответственность – это то, как ведет себя человек, когда никто его не оценивает.

Ответственность начинается с малых шагов и действий. Выключить свет, выходя из комнаты в офисе – это внутреннее чувство ответственности. Можно и не выключить – ведь в финансовом плане это мелочь для компании. Но человек, который работает в организации и получает зарплату, обязан при каждом возможном случае защищать интересы компании. Это и есть ответственное отношение, когда никто не видит, нет свидетелей и нет внешнего поощрения за правильные действия.

За ответственным человеком нет необходимости следить по камере – у него своя камера внутри.

Ответственность заканчивается тоже с малых действий.

На первый взгляд кажется, что ответственность человека измерить сложно. А на самом деле все достаточно просто. Рубашка человека на собеседовании может быть недорогой – но недорогая рубашка ответственного всегда будет чистой, глаженой и аккуратной. Ответственный человек без каких-либо оправданий, даже не выспавшись до утра, сделает и доделает свою работу. Ответственность начинается с отношения человека к самому себе – начиная со внешнего вида и заканчивая саморазвитием и совершенствованием.

И самое главное: ответственность – это выбор, который потом становится привычкой. Человек, сделавший выбор отомстить фирме, на самом деле вредит себе. Относясь к делам, клиентам и заданиям руководства с прохладцей, он формирует в себе опасную привычку. Через год подобного отношения ко всему на работе он уже по другому не сможет. Он выбрал стать безответственным и стал им.

Главная ошибка в таких случаях – зацикливаться на своем рабочем месте. Одна плохая фирма – это не вся отрасль и не целый мир бизнеса. Нельзя вредить себе и прививать себе плохую привычку безответственности из-за одного плохого руководителя или неудачной фирмы.

В случае, если человека не ценят на каком-то рабочем месте, то у него весьма простой выход – поменять работу. Если не получается, то надо начать задавать себе вопросы.

Главный вопрос: если я сегодня получаю зарплату в 1000 условных единиц и у меня нет каких-либо предложений от других компаний на 1001 единицу, это означает только лишь одно: моя сегодняшняя ценность на рынке труда равна 1000 единицам. И выход всего лишь один – развиваться дальше, чтобы подняться выше.

Работать в плохой компании с негативной аурой и самовлюбленным эгоистичным директором – это не приговор. Это сегодняшняя ситуация и факт. Но приговор себе выносит человек сам, решая мстить фирме.

Нередко замечал ситуацию, когда вполне амбициозный молодой человек, работая в подобной компании, через год опускает руки и плавно переходит в зону комфорта: не развивается, не работает над собой, позволяет болотной ауре компании всосать себя в трясину вредных привычек. Проходит 4 года. Этот человек видит объявление о вакансии в крупной, хорошей компании. Он вроде бы по всем показателям подходит. Обращается. Резюме принимается и его вызывают на собеседование. Но он не проходит. В чем дело?

Все опять же просто – оставаясь годами в компании с непрофессиональной аурой, этот человек впитал в себя ее до клеток. В результате, видя себя совсем другим – каким он был 4 года назад, на самом деле человек превратился в одного из своих коллег, кем он никогда не хотел бы быть. Аура любой компании как болото – если долго оставаться, то всасывает в себя и, меняя человека, делает болотным. Это же действует и в компаниях с хорошей аурой.

Что делать, если засосало в болото с негативной аурой

В первую очередь – категорически запрещать себе опускаться на уровень мести фирме. Это неверно как с эмоциональной, так и практической стороны.

Никогда и ни за что не позволять себе расслабляться в компании с нездоровой атмосферой. Лучше работать на меньшую зарплату в компании с корпоративными ценностями, нежели за большую зарплату в болотной трясине. В первой компании рыночная ценность человека как специалиста будет с течением времени естественным образом расти.

Очень сильно возрастает роль личного профессионального окружения и нетворкинга для людей, которые работают в компаниях с нездоровой аурой и интеллектуально-культурным уровнем. Бесспорным фактом является влияние нашего окружения на нас – нам передаются жесты, словарный запас, стиль мышления людей, с кем мы часто контактируем. Именно по этой причине необходимо регулярно балансировать негативное воздействие ауры в компании позитивом от окружения вне работы.

Никогда не забывайте, что каким бы сильным багажом знаний вы ни обладали, не менее, а порой даже более важно, носителей каких корпоративных ценностей вы являетесь.

Представьте себе человека – хороший уровень знаний, но последние 4 года варился в коллективе, где для продвижения по служебной лестнице надо было подставлять коллег, подсиживать кого-то и т.д. За 4 года у человека в этой культуре взаимоотношений вне зависимости от его желания возникают привычки, которые для него являются нормой – кого-то во время разговора поддеть, сказать о ком-то колкости, кого-то слегка дернуть. Наряду с этим, внешне и в профессионально-бытовых и ежедневных своих привычках и телодвижении, которые он уже сознательно не контролирует – он уже стал таким.

Это похоже на то, как некурящий человек проводит время в комнате, где курят – через пару часов, несмотря на то, что он не курит, от него пахнет как от курильщика. Культура компании и ценности влияют так же.

Порой бывает, что у нас нет свободы выбора – мы работаем в компании с нездоровой аурой. Ни за что не надейтесь, что культура в компании поменяется – поменяетесь вы. По этой причине необходимо постоянно не позволять себе расслабляться и раствориться в культуре компании.

Регулярное профессиональное развитие должно быть вашим образом жизни. Читайте, общайтесь с профессионалами своего сектора и сферы, смотрите видео профессионалов, слушайте аудио книги. Короче – не расслабляйтесь, а растите.

Каждый вечер задавайте себе один вопрос: «Что я сделал для будущего себя через 10 лет за прошедшие 24 часа?»

Никогда не становитесь человеком фирмы – будьте человеком профессии. Это означает, что нельзя представлять себя окружению и бизнес-сообществу как человека, привязанного какой-то компании.

Что делать, чтобы быть свободным от приязки к компании

Наряду с повышением квалификации, увеличения знаний надо, как указано выше, заниматься нетворкингом. Но в данном случае цель нетворкинга – дать знать профессионалам и руководителям своей сферы информацию о себе, своих знаниях, опыте. Бизнес-сообщество и рынок труда должны быть информированы о том, что есть такой-то человек, с таким знаниями и багажом опыта, готовый сотрудничать.

Никто не обязан и не обречен работать в одной компании. С течением времени, после того, как увеличатся ваши знания, расширится кругозор, видение, опыт, и все это помножится на связи в результате нетворкинга, вы начнете получать предложения от более интересных компаний с правильной корпоративной культурой.

Если сегодня нет этих предложений, то это означает одно из трех: либо вы не дотягиваете до уровня этих компаний своими знаниями и корпоративной культурой; либо они не знают о вашем существовании; либо оба первых пункта вместе.

Все, что указано выше: и повышение уровня знаний, и нетворкинг – все это красиво и хорошо. За этими словами должны стоять конкретные цели, написанные планы и, естественно, исполнение – железное и беспрекословное.

Как писать цели и составлять планы?

Простой пример: цель на этот год – лично познакомиться со всеми известными специалистами моей сферы. Планы на год: всего в моем городе 24 специалиста. В месяц – 2 человека. Каждые 2 недели в месяц я буду приглашать их на чашку кофе. Все это выглядит просто, и на самом деле так и есть. Дальше идет сложная часть: сломать внутри себя все стереотипы, написать или позвонить неизвестным людям, пригласить или убедить/заинтересовать прийти на чашку кофе.

Чем старше человек, тем труднее ему заставить себя двинуться с места. Но чем старше человек, тем труднее ему в конкуренции – в секторе и сфере появляется больше конкурентов: более молодых, более энергичных, более подкованных современными знаниями, которым взрослому человеку надо научиться.

Чем старше становится человек, тем больше он подвержен сдвигу в сторону зоны комфорта – хочется полежать, подремать, посидеть перед телевизором после работы.

Надо взять себя в руки и заставить себя жертвовать краткосрочными удовольствиями ради долгосрочных больших целей: вечером поменять ТВ на книгу, по дороге на работу слушать не радио, а аудио-книги, вечерами проводить время не за бокалом пива, а заниматься в спортзале; не встречаться со знакомыми, с которыми удобно и легко, а заводить новые знакомства.

Повышение знаний – это хорошо, но этого недостаточно. Если человек будет работать только лишь над своими знаниями, то есть вероятность превратиться в ходячую библиотеку. Владеть знаниями – хорошо, но для успеха в профессиональной сфере недостаточно: надо еще уметь свои знания продавать, общаться и т.д.

Статью можно резюмировать одним коротким предложением – мы должны сделать правильный выбор и быть ответственными к себе вне зависимости от внешних воздействий.

https://www.e-xecutive.ru/