Недавно с несколькими коллегами-руководителями мы говорили о развитии сотрудников. Безусловно, касались коучинга и менторинга, как направления, в котором я сейчас работаю. В международных компаниях коучинговая культура давно вошла и укрепилась в бизнесе. В России мы только начали идти по этому пути. Отсюда столько вопросов и здорового скепсиса. Анализируя все «за» и «против», я поняла, что одна из причин такого положения вещей – подмена понятий или их непонимание.
Предлагаю разобраться с понятиями, чтобы мы все одинаково понимали то, о чем говорим. В сети Интернет вы найдете большое количество направлений в области развития бизнеса и персонала, как и определений этих терминов; я же опишу только некоторые из них и постараюсь сделать это максимально простым языком.
Менторинг
Начну, пожалуй, с бизнес-менторинга и коучинга. Две профессиональные области, в которые в последние годы ушел мой фокус внимания. Почему я хочу поговорить прежде всего о них? Все просто: часто в ходе коуч-сессий меня просят поделиться экспертизой, подсказать что-то из моего собственного опыта, по разным причинам клиенты не готовы на данный момент к глубокой собственной рефлексии. И тогда это «не совсем про коучинг», а про менторинг и наставничество. К слову, менторинг мне ближе: в нем нет директивности, а есть место совместному мыслительному процессу, опора на опыт ментора.
Менторство
Бизнес-ментор (ментор) – эксперт, критический друг, ролевая модель, которую клиент хотел бы перенять. Общение ментора с клиентом – это всегда диалог, в котором ментор задает вопросы, расширяет фокус внимания собеседника, на своем примере дает советы, может генерить идеи, что и как лучше сделать в той или иной ситуации. Поэтому для клиента очень важно, чтобы ментор был экспертом в нужной для первого области. И не менее важно, чтобы он был экспертом в менторинге, чтобы действительно поддержать своего клиента и не перейти в другие роли.
Клиента ментора обычно называют менти.
В книге «Эффективный бизнес-менторинг», автор Дэвид Клаттерба поделился своим исследованием, а я делюсь им с вами: «Когда ни ментор, ни менти не прошли обучение, только около 30% отношений приносят заметный результат в менторинге. В случае, если прошел обучение только ментор, пропорция возрастает до 60%. Если и ментор, и менти прошли обучение пропорция увеличивается до 90%».
Чувствую, что здесь как раз и может возникнуть большое количество вопросов, в том числе зачем и чему мне надо учиться, если у меня огромная экспертиза и руководящий опыт работы, что должен знать я, как клиент ментора?
Я могу поделиться тем, чему я, руководитель, училась на курсе Дэвида, как бизнес-ментор. Мы говорили о том, что такое менторинг, каковы роль и обязанности каждой стороны в менторинговых отношениях, каковы основные правила этих отношений и как они развиваются, как в менторинговом формате работать на executive-уровне, как управлять диалогом в менторинге и не уйти в наставничество, когда менти не интегрирует опыт ментора в свою жизнь, адаптируя и проживая его как свой собственный опыт, а просто делает так, как сказал наставник.
А менти знания о менторинге и его «законах» даст возможность правильно выбрать себе специалиста, понимать, что он может дать, каков формат работы в менторинге и каким может быть запрос. Согласитесь, обладая всеми этими знаниями, выиграет и менти, и ментор!
Коучинг
Согласно терминологии Международной Федерации Коучинга (ICF), коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует размышления и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала, как личного, так и профессионального.
Коуч – специалист, который через рефлексию помогает человеку заглянуть внутрь себя, раскрыть свой потенциал, расширить горизонты мышления, чтобы посмотреть на ситуацию с другого ракурса и найти лучшее для себя решение, идя из точки А в точку Б. При этом коуч должен быть сертифицирован по международным стандартам. Это как знак качества коуча, признанный во всем мире.
Должен ли быть коуч экспертом в области интереса клиента? Нет, ведь коучинг – это работа с осознанностью, ресурсом, формированием нового для себя взгляда, благодаря тем вопросам, которые задает коуч; и в этих отношениях нет места мнению коуча и его советам, а значит, его вне-коучинговой экспертизе.
Клиента обычно называют коучи.
Командный коуч – это коуч, который работает с командами: группа людей, объединенная вокруг одной цели, идущая в одном направлении, с понятными всем ролями, процессами, выстроенными коммуникациями, и поддерживает команду в ее становлении, развитии, движении из точки А в точку Б.
Наставничество
Наставник – эксперт в той или иной области, который поддерживает своего клиента, говоря, что и как надо сделать, и следит за результатом. Другими словами эти отношения имеют в своей основе некоторую директивность. Наставник должен быть экспертом не только в важной для клиента области, но и в самом институте наставничества: какова его роль, какие инструменты применимы в работе и пр.
Клиента обычно называют подопечный.
Бизнес-тренер
Бизнес-тренер – обучает взрослых участников тренинга, помогает прокачивать те или иные навыки в сфере своей специализации. Ведь тренинг (согласно проф. стандарту) – это активный метод практического обучения, с помощью которого отрабатываются умения, навыки, пересматриваются и внедряются новые установки. Для успешной работы бизнес-тренер должен быть экспертом в той области, навыки которой он прививает группе.
Надеюсь, теперь, когда вы будете читать в статьях о коучах, менторах, тренерах, развитии персонала, вы будете понимать, о чем именно идет речь.
https://www.e-xecutive.ru/