Эдуард Мавлютов

Генеральный директор, Puzzles-school.ru, Москва

Какие бессознательные родительские установки могут испортить человеку жизнь? И как от них избавиться?

Какие проблемы формируются на разных этапах взросления

Выделяют восемь фаз в психоэмоциональном развитии человека, пять из них — приходятся на период взросления и становления личности. Эти этапы проходят все, и именно на этих этапах формируются многие паттерны, которые влияют на поведение человека во взрослом, осознанном возрасте.

Младенчество (от рождения до 1 года)

В этом возрасте ребенок еще не осознает себя отдельно от матери, и весь его комфорт сосредотачивается именно на взаимоотношениях с ней. Если в этот период мать ведет себя отстраненно, бросает ребенка плакать одного на долгое время, если дома царит неблагоприятная атмосфера, то ребенок вырастает дерганным, беспокойным и нервным. Если родители вовремя замечают проблему, и меняют паттерны поведения, то еще на этом этапе есть возможность остановить влияние негатива.

Как раз в это время у ребенка появляется возможность начать говорить и ходить — и очень важно помогать ему развиваться, чтобы дальнейшее становление произошло в срок. Если же такой работы не проводится, ребенок вырастает с повышенной тревожностью, и с большим трудом ведет любые дела — сложно произвести впечатление, когда беспокойство считывается невооруженным взглядом.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

В это время ребенок активно впитывает происходящее в мире. Именно здесь закладываются первые, самые знаковые паттерны: то, как ребенок будет говорить, как с ним будут общаться, будут ли ему позволять принимать решения — в этом возрасте крайне важно выстроить диалог.

Дети младшего возраста чаще всего послушны, и выражают недовольство по самым простым поводам: они голодны, им некомфортно или страшно. Крайне важно не показывать детям в этом возрасте сцены жестокости, не пытаться заставить их взрослеть слишком рано. Быть рядом с ними — причем качественно, ведь именно от качественного присутствия взрослого и его примера рядом зависит то, насколько уверенным в себе и спокойным вырастет человек.

Если ребенок не будет чувствовать, что он нужен, то его ждут большие проблемы с уверенностью в себе — во взрослом возрасте такой человек не решится начать свое дело, будет уверен в том, что его интересы никому не нужны, и он в целом не представляет особой ценности. Естественно, работать или выстраивать бизнес с такими людьми никто не захочет.

Дошкольный возраст (от 4 лет до 7 лет)

Многие дети в этом возрасте впервые идут в садик или в какие-то организации с дошкольным образованием. А значит — заводят новых друзей, вступают в первые отношения с чужими людьми, оказываются в первых конфликтных ситуациях.

Здесь родители не просто демонстрируют паттерны, но и играют роль советника: те, кому родители говорят «не ной», «у тебя ничего не получится», «терпи, вырастешь и все образумится» — становятся тихими, неуверенными в себе. Те, с кем родители сливаются в «мы сделали», «мы выучили», «мы покушали» — не могут принимать решения сами.

Те паттерны поведения, которые дети видят дома, они применяют в общении со сверстниками — и впервые могут получить на них непривычную реакцию. Как результат — люди не умеют правильно выстраивать коммуникацию, боятся принимать решения. Если вдруг люди с такими установками выходят на дорогу собственного бизнеса — они часто терпят крах, либо не могут масштабировать дело и выйти на серьезный доход.

Школьный возраст (от 7 лет до 12 лет)

Для тех, кто по каким-то причинам проскочил мимо социализации в детском саду, наступают самые сложные годы. Именно в начальной школе можно четко отследить, что говорят в той или иной семье. Ребенок после учебного дня словно «несет» в дом то, что вкладывают родители в других детей. Кто-то впервые сталкивается с абьюзом от своего же одноклассника, кто-то — приносит домой первое ругательство. В это время родители не просто показывают свой стиль общения, но и становятся своеобразным ориентиром. «Моя мама так говорит» или «мой отец велел мне сделать вот так» — накладываются на конкретные советы, которые школьники слышат от своих родителей.

В каждой семье конфликты и проблемы с учебой решаются по-разному, и дети в это время формируют также разные паттерны. Кто-то становится на путь перфекциониста-отличника, другой становится бунтарем и намеренно не оправдывает взрослые ожидания. «Непрожитый» опыт бунтарства становится спонсором принятия не самых благонадежных решений, а неспособность трезво оценить риски — играет злую шутку с любыми начинаниями. Перфекционисты требуют от себя гораздо большего, чем физически могут себе дать — и очень быстро выгорают.

Юность (от 12 лет до 19 лет)

Это финальный период становления личности, и именно в этом периоде уже можно наблюдать то, что родители «вложили» в своего ребенка. Здесь ребенок не боится высказывать свои взгляды, и становится со взрослым словно на одну плоскость. Именно здесь подростки впервые глобально ставят под сомнение то, что взрослые в них вкладывали на протяжении всей жизни. Однако на этом этапе жизни мало кто осознает, какие именно паттерны были вложены на протяжении их воспитания, и нужно ли эти паттерны менять.

Многие дети уже вполне осознанно выбирают путь своих родителей и повторяют их же ошибки — не могут зарекомендовать себя на учебе, не могут научиться заводить связи для будущей работы, не могут выстроить доверительные взаимоотношения с близкими. В период 18-19 лет многие уже начинают первые шаги в собственной карьере и зачастую не могут заработать хотя бы сколько-нибудь денег.

Молодость, зрелость, старость

Это последние три этапа психоэмоционального развития. Их можно не включать в схему взросления. Считается, что в возрасте от 19 лет и до самой смерти человек уже достаточно сформирован как личность и может не закладывать в свой «фундамент» какие-то паттерны, а оперировать ими, менять их, анализировать.

Что такое «личный бренд» родителя, и как он работает

Что такое вообще «личный бренд»? Если говорить обобщенно, это те личные качества и предпочтения, жизненные взгляды и умения, которые отличают человека от остальных. В родительско-детских отношениях это работает так: личный бренд становится главным отличием «нашей» семьи от «чужой». Это уже не столько манеры, паттерны поведения, сколько осознанное позиционирование.

Присмотритесь к этим фразам:

  • «В нашей семье не перечат взрослым».
  • «Твои родители столько в тебя вложили, ты обязан(а) оправдать ожидания».
  • «Мы — не кто-то там, мы рождены, чтобы быть успешными».

И многие другие в таком ключе — все это бессознательные особенности, которые вкладываются родителями в голову их ребенка.

Работает такая установка очень просто. Ребенок не воспринимает слова родителя как субъективные, для него это — реальность. Если мама говорит, что семья Ивановых не может допускать ошибок, значит за ошибку ребенок будет из этой семьи «изгнан». Следовательно, он изо всех сил старается соответствовать — стирая границы своей личности и выстраивая из чужих ожиданий ту, которая будет удобна.

Как свернуть на «свой» путь

Естественно, жить не в своей шкуре — тяжело. Люди, которые в детстве были воспитаны с некорректными установками, с неправильным отношением к деньгам, с невозможностью выстроить доверие и с неумением соблюдать личные границы — чаще всего несчастливы. Они рушат отношения, не могут достичь успеха в работе. Как же избавиться от некорректных установок?

  • Первый шаг — осознание. Он один из самых важных, потому что именно здесь люди не просто находят корень проблем, но и разделяют собственно «я» от навязанных идей и ценностей.
  • Второй шаг — проработка новых установок. Поиск того, что человеку близко и может сделать его успешным.
  • Третий шаг — замена некорректных установок на новые.
  • Четвертый шаг — их закрепление, «запечатывание» на интуитивном уровне, глубоко в мозгу.

Весь этот путь может помочь пройти грамотный специалист-психолог. После такой работы человек может заметить, как заметно улучшается ситуация во всех сферах его жизни.

https://www.e-xecutive.ru/