Список личностных качеств, которые помогают бороться с трудностями и сохранять лидерские позиции в бизнесе на протяжении многих лет.
На протяжении трех лет я взяла 90 подробных интервью у успешных предпринимателей, владельцев бизнеса и топ-менеджеров об их жизни, привычках и хобби. Среди интервьюируемых были как мужчины, так и женщины разного возраста – самому взрослому было 76 лет, самым молодым около 25. В большинстве своем это были россияне, руководители или владельцы бизнеса из Москвы, а также из регионов России, и управленцы, которые возглавляют итальянский, американский, канадский, немецкий, японский и шведский бизнес.
За это время герои интервью успели пережить и коронакризис, и санкционную ситуацию этого года, также многие преодолевали финансовые кризисы 2008 и 1998 года. Были и такие патриархи бизнеса, кто рассказывал, как повлиял на их работу распад Советского Союза.
Проанализировав все беседы, я выделила 10 привычек успешных людей, которые помогают проходить многочисленные кризисы и трудности, и при этом оставаться в лидерах бизнеса. Что это за привычки?
1. Воспринимать кризис как возможность
Такой подход отличает выдающихся предпринимателей и позволяет им покорять новые вершины. Быть готовым к кризисам, поскольку они случаются регулярно, и воспринимать их как поиск новых путей для развития себя и своего бизнеса.
Например, коронакризис. Владелец и основатель компании «Медэк Старз» Никита Корыстин рассказал, как его предусмотрительность в автоматизации своего бизнеса и вложения в облачные технологии помогли ему в 2020 году удвоить оборот своей компании до 1,5 млрд рублей. В 23 года он создал инновационную компанию по дистрибуции медицинского оборудования и смог выйти на миллиардные обороты. При этом у него всегда была высокая мечта – он думает о создании научного кластера врачей, ученых, которые будут делать разработки для улучшения человеческой жизни, он грезит о бессмертии для людей, и это ему помогает в развитии бизнеса.
2. Идти к своей высокой цели
Наличие мечты, реализация своей идеи – важное свойство людей бизнеса, некоторые предприниматели называют это своей миссией. Многие герои интервью создали бизнесы для того, чтобы сделать что-то полезное для людей, для общества. При этом деньги приходят к ним как следствие.
Приведу в пример основателя и генерального директора компании «Виватон» Александра Савелова-Дерябина, цель которого – спасать жизни людей, улучшать их здоровье. Ему более 70 лет, у него собственное успешное научно-производственное объединение, а еще он академик семи академий мира, оперный певец и актер. И именно он в Советском Союзе получил удостоверение №1 кооператора в СССР. Очень разносторонний человек.
3. Постоянно учиться
Третья привычка – наличие множества интересов, когда человек непрерывно учится, развивается в разных сферах жизни, получает не одно, а несколько разных образований. Для большинства успешных людей знания в самых разных сферах дают возможность смотреть на мир с различных сторон и искать самые неожиданные решения для своего бизнеса.
Когда я задавала вопрос: «Нужно ли учиться тем, кто достиг успеха?», многие предприниматели отвечали, что продолжают учиться, получают второе, третье образование, проходят курсы, тренинги, мастер-классы.
4. Не бояться идти против правил
Справедливости ради отмечу, что среди героев интервью были и люди без высшего образования. Один из таких ярких примеров – президент компании FinnFlare Ксения Рясова, входившая в список Forbes самых богатых женщин России. Она рассказала, что и сама не получила высшее образование, и сына своего отговаривала от «дуракаваляния» в вузе, и на работу предпочтет нанять человека без диплома. Но это не значит, что она не учится, просто система российского высшего образования не очень подходит для ее деятельности и бизнеса в сфере одежды. Тут важно отметить смелость человека – даже если все говорят, что нужно идти учиться в институт, настоящий лидер не побоится пойти своим путем и обязательно найдет свои способы получить нужные ему знания.
Еще один пример нестандартного подхода к делу: совладелица архитектурного бюро Lux Interiors Ксения Круглова решила получить к себе в клиенты известных людей – блогеров и звезд эстрады. Многие ей говорили, что тогда нужно будет делать проекты таким людям бесплатно, для портфолио. При этом у нее уже были награды на профессиональных конкурсах архитектуры и дизайна, что подтверждало ее экспертность, о чем она и стала писать в социальных сетях интересным ей знаменитостям. Ксения решила, что не будет предлагать им свои услуги бесплатно – она давала приятную скидку известным людям и просила написать хороший отзыв, если клиент останется довольным ее работой. Результат не заставил себя ждать – все у нее получилось.
5. Изучать международный опыт
Занимаясь бизнесом, всегда полезно смотреть по сторонам – изучать, как в твоей сфере обстоят дела в разных странах: читать книги, следить за новостями, смотреть видеообзоры, посещать зарубежные компании, проходить стажировки. Тогда предприниматель может перенять что-то новое, что еще не используют в его стране, или увидеть проблемы, о которых он пока не подозревает, благодаря чему «подложить соломку» в своем бизнесе.
Здесь опять можно вспомнить пример президента компании FinnFlare. Ксения Рясова рассказала, что изучала, как устроен бизнес в сфере моды и одежды в Италии, где есть многолетняя выстроенная система и интересные технологии в этой области. И поскольку в нашей стране дизайнеры часто относятся к своему делу как к творческому хобби, то ей очень помог вырваться вперед системный подход, который она переняла в итальянских компаниях. Результаты впечатляют – она стала одной из самых влиятельных женщин российского ритейла и построила заметную карьеру в модном бизнесе.
6. Позитивно относиться к неудачам: это не провал – это опыт
Еще я узнала от Ксении Рясовой – чем отличается мышление обычного человека от мышления успешных и состоятельных людей. Одно из важных отличий – это отношение к деньгам, особенно к их утрате. Для большинства потеря денег, неудачи в бизнесе – это трагедия. А вот Ксения к возможной потере денег относится как к игре, а не как к трагедии – без такого подхода не стоит начинать никакой бизнес.
Это важная привычка успешных людей: не бояться рисковать, не бояться потерять деньги и не опускать руки после серьезных неудач, поскольку это не приговор и не препятствие к дальнейшему успеху. Ведь если у человека есть опыт, пусть и негативный, уверенность в себе и связи, то деньги он всегда заработает, пусть даже придется начать новое дело. Успешные предприниматели готовы провалиться и снова подняться, сломать их невозможно.
7. Легко относиться к деньгам
Если случились кризис и неудачи, и человек потерял свой бизнес или работу, если он наемный руководитель, то стоит ли начинать новое дело без денег, без инвестиций? Этот вопрос я неоднократно задавала героям интервью, и часто ответ звучал так: деньги – это не самое главное для начала своего бизнеса, и этот подход выделю как седьмую привычку.
Например, предприниматель Гусейн Иманов, который создал множество бизнесов в России и еще в 14 странах мира, заявил во время интервью, что деньги для начала бизнеса не нужны, и он сам всегда следует этому совету. По его мнению, деньги – это только шестой пункт, который нужен предпринимателю при создании бизнеса. Поначалу гораздо важнее другие пять – идея бизнеса, команда единомышленников, финансовая модель, бизнес-план и понимание точек роста. Только когда есть эти пять пунктов, тогда уже могут понадобиться деньги для развития бизнеса.
8. Следить за трендами и инновациями
Понимание, чувствование зарождающихся трендов, применение инновационных методов – это важная восьмая привычка для успешных людей. Поэтому постоянно стоит смотреть, что происходит в сфере IT, автоматизации бизнеса, следить, какие инновационные продукты появляются на рынке.
Основатель и совладелец компании «ПЦ» Рустем Богданов одним из первых начал продвигать TikTok в России, когда еще у нас в стране никто об этой соцсети и не помышлял. Но он узнал об этом тренде Китая, стал изучать, как быстро развивается эта сеть по всему миру, и начал предлагать отечественным компаниям, известным людям и блогерам попробовать поработать в ней и создать там свои ролики. В результате его агентство объединило несколько сотен ставших успешными блогеров-тиктокеров и некоторых даже сделало звездами.
9. Изобретать и творить
В нашей стране сейчас непростые времена – множество санкций, ограничений. Как действовать? По словам Алены Лейнер, генерального директора и владелицы «Мастерской классического костюма» и международного бренда одежды Mastersuit, ограничения и во время советских времен, и во время пандемии помогли ей проявлять свой творческий потенциал по максимуму. «Некомфорт помогает рождать новый поток», – говорит она. И это девятая привычка успешных людей – ограничения в бизнесе и творчестве для них не повод опустить руки, а возможность для проявления креатива и фантазии и выхода на новый более высокий уровень профессионализма.
10. Заниматься нетворкингом
Чтобы кризис и различные ограничения несли не только множество неприятностей, но и помогали бы придумывать новые идеи, направления бизнеса, даже если приходится переворачивать свою жизнь на 180 градусов, стоит искать помощи единомышленников и строить новые социальные связи, тем самым растить свой социальный капитал. Способность знакомиться и обмениваться опытом и знаниями со множеством людей – десятая полезная привычка.
Многие предприниматели советуют посещать конференции, бизнес-мероприятия, вступать в клубы, где есть интересные вам люди. Некоторые идут учиться в бизнес-школы, чтобы познакомиться с нужными им людьми, добившимися успеха. Есть также и те, кто создает собственные сообщества, чтобы иметь возможность приглашать туда тех, кто может быть им полезен в бизнесе.
https://www.e-xecutive.ru/career