hr-inspire.ru

Мастерская HR коммуникаций

  • VIP пакет
  • ХОЧУ ВСЕ
  • HR психолог
  • КУРСЫ
    • Курсы по HR бренду и корпоративной культуре
    • Курсы по внутренним коммуникациям
    • Курсы по HR лидерству и бизнес коммуникациям
    • Марафоны
  • ОТЗЫВЫ
    • С нами очень круто
    • Бери и делай
    • Личный бренд для HR
    • HR УСПЕХ
  • Умеем
    • Мастер-классы
      • Хочу на онлайн интенсив
      • Хочу на свежий марафон
    • Проведем HR тренинги
      • Тренинги по HR коммуникациям
      • Тренинги по бизнес коммуникациям
      • Тренинги по HR бренду
      • Тренинги по HR трансформации
      • Тренинги для лидеров
    • Внутренние коммуникации для людей
      • Аудит внутренних коммуникаций
      • Вовлекающие коммуникации
      • Каналы и стратегия коммуникаций
      • Эффективность HR коммуникаций
      • Эмоциональные проекты
    • Разработаем HR бренд
      • Аудит HR бренда
      • Создание и разработка
      • Продвижение HR бренда
      • Эффективность HR бренда
    • Проведем трансформацию
      • Стратегические проекты
      • Управление изменениями
      • Корпоративные ценности
    • Станем Вашим коучем
      • Личный HR коучинг
      • Отношения с сотрудниками
      • Развитие лидерства
      • Управление репутацией
      • Взаимодействие руководителей
    • О нас
      • О компании и проекты
      • История HR inspire
      • Блог генерального директора
      • Написать нам
  • Читать
    • HR журнал для HR экспертов
    • Все материалы HR inspire
    • эксперту по HR бренду
    • дизайнеру HR проектов
    • эксперту по обучению
    • эксперту по коммуникациям
    • директору по персоналу
    • HR бизнес партнеру
  •  

Как научиться принимать решения: 9 советов на все случаи жизни

  • Home
  • Как научиться принимать решения: 9 советов на все случаи жизни
Дмитрий Трепольский

Директор по развитию, Pronline – онлайн PR-агентство, Москва

Полезная подборка техник принятия оптимальных решений в зависимости от контекста, сложившихся обстоятельств и психотипа человека.

Принимать решения непросто. Наверняка даже решительные люди хоть раз сталкивались с тем, что не знали, как поступить. Предлагаю рассмотреть несколько техник, которые помогут решать задачи в любой ситуации.

Неспособность принять решение обычно связана с одной из пяти причин:

  • Зацикленность.
  • Прокрастинация.
  • Откладывание действий.
  • Аналитический паралич.
  • Перфекционизм.

Очевидно, некоторые из этих ситуаций прямо противоположны, и для выхода из них требуются совершенно разные методы. Поэтому рассматриваемые техники нельзя назвать универсальными: применять их нужно в зависимости от контекста и психологического состояния ЛПР (лица, принимающего решение).

1. Правило двух минут

Этот метод отлично подходит для тех, кто медленно принимает решения. Идея в том, что нужно установить себе дедлайн. Ограничение во времени заставляет быстрее взвешивать плюсы и минусы и принимать решение. Как показало исследование Cognition, опубликованное на портале Science Direct, если человек знает, когда закончится основная задача, он прикладывает к ее выполнению больше усилий. По данным того же исследования, студенты, работавшие со строгими дедлайнами, меньше чувствовали усталость.

Если задача небольшая, можно установить дедлайн в 1-5 минут. Конечно, есть решения, которые за 5 минут не принимаются, в таком случае можно установить лимит в 24 часа или неделю. Главное, чтобы был четкий дедлайн, который будет мотивировать к действию.

2. Мыслить в черно-белом спектре

Бывают ситуации, когда вариантов ответа больше, чем требуется. Излишек информации может сбивать с толку и приводить к аналитическому параличу. В таком случае оценку вариантов стоит свести к простым категориям: хорошо и плохо, это поможет быстро избавиться от лишних вариантов и принять оптимальное решение.

Визуалам поможет составление списка с двумя столбиками вариантов: хорошими и плохими. Такой подход подойдет тем, кто излишне много анализирует и ставит под сомнение каждый вариант. Нет ничего страшного в том, чтобы посвятить время рассмотрению вопроса, главное – не зацикливаться.

3. Дело в шляпе

Некоторые решения не стоят больших затрат времени и энергии, и все равно вызывают трудности. Например, в каком ресторане поужинать? Или какой выбрать галстук? Здесь поможет максимально простой, но действенный способ: написать варианты на бумажках, сложить их в шляпу и вытащить один. Такой метод работает, если у всех вариантов решений примерно одинаковая ценность.

Его также можно использовать, если предстоит выполнить много неприятных задач. Тогда можно сделать две «шляпы»: одну с неприятными задачами, другую – с приятными, в качестве вознаграждения. Сначала выполнять неприятную задачу, а потом награждать себя приятной.

4. Фокусировка на настоящем

Когда мы мыслим масштабными категориями, стараясь предсказать, как каждое из потенциальных решений повлияет на наше будущее, это часто сбивает с толку. Процесс принятия решений становится настоящим испытанием, выматывая нас эмоционально. Лучше поберечь энергию, и просто постараться принять решение, которое кажется оптимальным прямо сейчас.

Стоит исходить из того, что этот метод облегчит выполнение следующего действия на пути к цели. Лучше продвигаться маленькими шажками, чем застрять в хронической неспособности принимать решение. Здесь поможет визуализация. Попробуйте визуализировать ближайшие результаты каждого возможного решения – какое из них делает жизнь легче / лучше?

5. Принять вероятность поражения

Вероятно, нерешительные люди боятся, что их решения приведут к плохим результатам. Этот страх компенсируется зацикленным обдумыванием ситуации. Мы начинаем сомневаться в каждом аспекте и в конце концов ни к чему не приходим, потому что все время и силы уже истрачены на бессмысленные сомнения.

Стоит посмотреть на ситуацию с другой стороны: откладывание решения хуже, чем плохое решение. Если мы примем плохое решение, то сможем чему-то научиться, но если вовсе ничего не решим, мы не сможем определять то, как складывается наша жизнь. Страх поражения означает, что кто-то или что-то примет решение за вас. И вы, вероятно, будете жалеть об этом до конца жизни. Стоит преодолеть этот страх – и решения будут приниматься намного быстрее.

6. Остановиться и подумать

Этот совет, наоборот, для тех, кто слишком поспешно принимает решения. Такое часто происходит в кризисных ситуациях, когда кажется, что времени на рассуждения нет, люди фокусируют свое внимание на очевидном решении, упуская важную новую информацию. Это одна из форм проявления так называемого когнитивного тоннеля.

Вот реальный и довольно печальный пример из жизни. В 2009 году авиалайнер потерпел крушение в Атлантическом океане. Пилот настолько зациклился на выравнивании крыльев самолета, что не обратил внимания на то, что судно начало подниматься под опасным углом. Это остановило самолет и отправило в пике. Даже несмотря на предупреждение системы безопасности, пилот не понимал, что происходит.

Даже в кризисных ситуациях время на принятие решения все же есть. И лучше, не поддаваясь панике, остановиться и подумать.

7. Меньшее из двух зол

Из некоторых ситуаций нет безболезненного выхода. Любое решение приведет к неприятным последствиям, вопрос только в том, насколько неприятными они будут. При таких обстоятельствах бывает сложно принять реальность. Люди начинают искать все больше и больше информации в надежде, что решение все же найдется – они просто что-то упускают. Важно научиться понимать, когда дальнейшее промедление приведет к еще более печальным последствиям, чем любой из доступных вариантов. Тогда настает время выбрать наименьшее из зол и принять тот факт, что любое решение будет провальным.

Еще один показательный пример из реальной жизни, легший в основу книги «Касаясь пустоты» и одноименного фильма: двое альпинистов – Саймон Йейтс и Джо Симпсон – совершив восхождение в Перуанских Андах, спускались вниз. В какой-то момент Джо сломал ногу, и Саймон спускал его вниз, страхуя веревкой. Но на одном из участков Джо оказался за перегибом склона, и перед Саймоном встал выбор: обрезать веревку, что, скорее всего, означало бы, что Джо погибнет, или продолжать искать решение в условиях ухудшающейся погоды, рискуя сразу двумя жизнями. Джо выбрал меньшее из дух зол – спасти хотя бы одну жизнь, и обрезал веревку. Конец у этой истории счастливый: Саймон упал на снежный мост в трещине в леднике. В итоге оба альпиниста выжили.

8. Подстраховать свою команду

Лидерам важно показывать пример коллегам. Негативные эмоции заразны, поэтому, даже если руководитель сам испытывает стресс, необходимо вести себя так, будто все под контролем.

Стрессовые ситуации ставят под удар любые отношения, поэтому, находясь под давлением, люди часто стремятся избегать любых противоречий. В кризисных ситуациях необходимость принимать совместные решения может привести к тому, что группа достигает соглашения до того, как будут рассмотрены все варианты. Лидерам важно поощрять обсуждение, предоставлять платформу для честного фидбека и, если необходимо, делиться плохими новостями.

9. Обратиться за объективным мнением

Знание – сила, но иногда разобраться в ситуации недостаточно. Проведя исследование, можно получить статичную информацию, которая не учитывает контекст, а просто описывает положение вещей. Если самостоятельно принять решение сложно, стоит поговорить с теми, кто смотрит на проблему непредвзято: не с близкими и друзьями, а желательно с людьми, которые владеют знаниями и экспертизой в нужной сфере. Такие люди смотрят на ситуацию объективно, на их выводы не влияет личная привязанность.

Стоит помнить, что «объективно» оптимальное решение – не всегда верное для конкретной ситуации и человека. Если вам кажется, что вы не сможете смириться с результатами решения, которое советуют эксперты, или это решение противоречит вашим ценностям и убеждениям, не принимайте стороннее заключение слишком близко к сердцу. Обратитесь за вторым мнением или выберете второй подходящий вариант.

https://www.e-xecutive.ru/

На связи: Малинина Ольга Эксперт HR inspire

Написать экспресc-сообщение с вопросами или узнать стоимость Вашего проекта:

ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП ПО СУПЕР АКЦИИ К ЛУЧШИМ ВИДЕО КУРСАМ за 2 999 руб.

РУБРИКИ:

Статьи эксперту по теме:

Секреты CEO: пять принципов эффективного управления

Культура начинается с выстраивания отношений с сотрудниками

Гид по самообразованию: как найти учителя

В Москве пройдет первая в России бизнес-выставка 4.0

Корпоративные активити в стиле популярных сериалов

7 ФОРМАТОВ ВИДЕО, КОТОРЫЕ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ

Что делать, если у вас всё плохо

«На массовом рынке выигрывает не классный продукт, а лучший маркетинг»: что мы поняли, когда создали онлайн-игру

Смыслы, которые мы создаем

Найдите кого-нибудь другого. Как неумение давать обратную связь сказывается на эффективности бизнеса

Наши продукты:

Тренинг для руководителей: “Отношения со сложными сотрудниками”

Видео курс “Сделаем сами HR буклет? Почему бы и нет!”

Интегрированные коммуникации. План развития.

Видео курс “Мастер по созданию HR бренда”

Целостный подход в управлении командой. Тренинг-бутик.

Видео курс “Тренер с характером”

Видео курс: “Гибкий подход при разработке HR проекта”

Видео-курс “Стратегия продвижения ценностей”

Создание системы бенчмаркинга HR системы и проектов по внутренним коммуникациям

Стратегия каскадирования и продвижения HR проекта на территории и регионы

Хочу HR медиагид:

Имя и компания:*
Ваш E-mail:*

Делайте то, что любите

Почитать отзывы о
HR inspire
Каталог курсов
HR inspire

ПОИСКАТЬ:

Сегодня можно скачать бесплатно сборник

АКЦИЯ ХОЧУ ВСЕ 58 ВИДЕО КУРСОВ за 2 999 руб.

ОБАЛДЕННЫЙ VIP ПАКЕТ HR INSPIRE

ООО Мастерская коммуникаций 2016-2019 | Слушаем. Думаем. Создаем. Обучаем. Создаем крутые HR проекты по HR бренду, внутренним коммуникациям, корпоративной культуре, HR трансформации. У нас супер видео курсы и мастер классы, более 70 программ тренингов для HR экспертов. Мы на связи: info@hr-inspire.ru | +7 495 142 00 87 Пройдена аккредитация ООО "РН-Юганскнефтегаз"
WordPress Theme | HashOne by HashThemes
Мастерская коммуникаций на связи:
×