Набор приемов, позволяющих взрастить в себе Пушкина, Форда или Наполеона
Многие стороны даже простого и традиционного бизнеса — от придумывания названия компании до проведения мероприятий, оформления офиса и т. п. — требуют креативности. И, пожалуй, у большинства людей с креативностью беда. Однако существуют приемы, которые не только помогают создавать новые интересные идеи, но и подчас позволяют понять, что, собственно, происходит с вашим предприятием — и что делать дальше.
1. Альтернативное использование повседневных предметов
Из-за рабочей рутины мозг привыкает к работе по определенным шаблонам. Задача упражнений по креативности — выбить его из этих рамок. Для этого хорошо подходит, к примеру, такое упражнение: менеджер раздает сотрудникам вещи, которые те видят каждый день: канцелярскую скрепку, журнал, зеркальце, расческу — и дает три минуты на то, чтобы каждый придумал для своего предмета максимальное количество новых способов его использования. «Например, сотрудник может сказать, что скрепкой можно открывать двери, ковырять в ушах, царапать на стекле заметки, вычищать грязь между клавиш, — рассказывает педагог по креативности, кандидат психологических наук Андрей Шишкин. — Кто назовет больше всех функций, тот и выиграл. Регулярное использование этого упражнения помогает находить неожиданные пути решения различных проблем».
2. Образец для подражания
Это упражнение советовал еще Дейл Карнеги — если вы оказались в затруднительном положении, подумайте: как поступил бы на вашем месте известный персонаж, на которого вы мечтаете быть похожим. Упражнение ценно тем, что возвращает вас к тому, кем вы хотите быть в этой жизни, какого рода решения принимать, чтобы впоследствии не вспоминать о них со стыдом или сожалением.
Вспомните своего кумира! Светлый образ Елены Ваенги или Альберта Эйнштейна перед глазами способен творить чудеса
Сам Карнеги формулировал это так: «Когда у нас появится искушение задать кому-либо взбучку, давайте вытащим из кармана пятидолларовую бумажку, посмотрим на изображенного на ней Линкольна и зададимся вопросом: а как поступил бы Линкольн, если бы перед ним стояла эта проблема?» Но вы, разумеется, можете использовать светлый образ того, кто вдохновляет вас сильнее, чем американский президент на банкноте, — например, Альберта Эйнштейна или Елены Ваенги.
3. Война против себя самого
Станьте собственным противником — постарайтесь придумать, что нужно сделать, чтобы ваша компания рухнула в тартарары. Рассуждайте, как стратег, бейте по слабым местам. Как добиться, чтобы продажи упали? Может, нанять продавцов с плохими коммуникативными качествами, грубых и неотесанных? А как подорвать авторитет к себе самому? Может, начать орать на сотрудников, опаздывать на встречи, которые вы сами же назначаете? А теперь подумайте: а может быть, все это уже происходит на самом деле? «Война с самим собой» позволяет взглянуть на ситуацию глазами конкурентов, понять, чего не хватает вашему бизнесу.
4. Стратегия творчества Уолта Диснея
Некоторые упражнения, на первый взгляд, требуют поистине актерских талантов, но в действительности доступны и плодотворны для любого человека. «Многие техники креативности связаны с нейролингвистическим программированием, — рассказывает бизнес-тренер, ведущий вебинаров Иван Чурсин. — Среди них можно упомянуть так называемую стратегию творчества Уолта Диснея или «игры Нового кода», позволяющие добиться сверхпродуктивного состояния.
Отловите всех ментальных паразитов — составьте список всего, что вас беспокоит, а затем разберите каждую проблему отдельно. В действительности каждая проблема сама по себе не так страшна, как вы это ощущаете
Первый метод придумал знаменитый мультипликатор в самом начале своей карьеры, когда ему приходилось ютиться в каморке и питаться в основном мечтами. В одном из углов его комнатушки стояла кровать, остальные не были заняты мебелью. Дисней становился в самый светлый угол и преображался в Мечтателя: давал полную волю своему воображению — думал о том, какие бы фильмы снял, если бы у него был неограниченный бюджет. Затем он переходил в угол поплоше и превращался в Реалиста: начинал подсчитывать , какие проекты имели бы кассовый успех, что пришлось бы вырезать из фильмов, на какую аудиторию рассчитывать. Наконец, он обосновывался в самом мрачном из углов комнаты и становился Критиком, разнося в пух и прах свои мечты, придираясь к мелочам и высмеивая собственную наивность. После этого маленького спектакля он садился на кровать и начинал писать в блокноте. Теперь у него было четкое видение нового фильма.
5. Доска креативности
Это скорее источник для вдохновения, чем логическое упражнение: напишите в самом центре большой доски «Мой бизнес», а вокруг нарисуйте или наклейте картинки, которые вам кажутся симпатичными. Повесьте доску в своем рабочем кабинете и смотрите на нее, когда у вас возникают моменты глубокой усталости. Дело в том, что уже во время выбора картинок вы подсознательно вложите в них свое представление о том, какой должна быть ваша повседневность. Это поможет вернуть позитивное мироощущение.
6. Лексический многоугольник
Данное упражнение помогает «разогреть» мозги сотрудников перед придумыванием слогана или написанием релиза: нарисуйте на бумаге многоугольник, написав над каждой его вершиной по случайному слову — например, «голод», «камень», «солнце», «стартап», «грипп», «корова». Затем соедините все вершины отрезками и выпишите все получившиеся сочетания: «голод камня», «солнце стартапа», «камень коровы» и т. п. Теперь постарайтесь объяснить значение каждого из этих словосочетаний: например, «камень коровы» — это камень в коровьем желудке, а «солнце стартапа» — это бизнес-ангел, подоспевший в нужную минуту. Когда вы пройдете список до конца, составление яркого, запоминающегося рекламного объявления или текста о миссии вашей компании покажется вам детской игрушкой.
7. «Карта мозга»
Это упражнение прекрасно подходит для самых разных целей, но ценнее всего оно в ситуации, когда нужно понять, где спрятаны уязвимые места бизнеса. «Возьмите большой чистый лист бумаги и нарисуйте на нем картину вашего предприятия — допустим, сотрудников в виде человечков или физиономий, а их функции — в виде стрелок, которыми они соединены, — рассказывает Андрей Шишкин. — Отдельно нарисуйте денежные потоки, рядом с людьми и их функциями нарисуйте существующие проблемы и любую информацию, которая вам кажется важной». «Карта мозга» позволяет понять, как одни люди, события и проблемы связаны с другими. Когда карта будет готова, вы поймете, что на самом деле знаете о ситуации больше, чем вам казалось, — вскроются сложности, и станет ясно, с кем конкретно они связаны.
8. Список вещей, которые вас тревожат
Это весьма нетривиальный путь к вдохновению — дело в том, что чем больше мозг загроможден неприятными мыслями и ощущениями, тем меньше в нем остается пространства для обдумывания путей, которые помогли бы вашему бизнесу выйти из кризиса. Отловите всех ментальных паразитов — составьте список всего, что вас беспокоит, а затем разберите каждую проблему отдельно, предложив несколько альтернативных способов с ней справиться. Этот способ хорош тем, что убирает ощущение сплошной сети неприятностей, в которую вы попали, — в действительности каждая проблема сама по себе не так страшна, как вы это ощущаете. Вы увидите, что для любой проблемы можно придумать даже не один, а несколько путей решения.