Как работает маркетинг в HR,
инструменты маркетинга
и принцип трёх «П»
Маркетинг – это извлечение прибыли с помощью удовлетворенных клиентов.

Когда HR-отдел некачественно справляется с задачами – прибыль падает.

Международные корпорации прибегают к массовым увольнениям некомпетентных кандидатов в разгар финансового кризиса. В середине июля 2014 года CEO компании Microsoft Сатья Наделла написал письмо сотрудникам, в котором заявил, что 18 тысяч из них лишатся работы.

Как работает маркетинг в HR?

HR-маркетинг преследует те же цели, что и общий маркетинг, но с уточнением: клиенты – это кандидаты, будущие коллеги, которые будут работать во благо компании. С помощью удовлетворения потребностей кандидатов HR принесет больше прибыли и улучшит рабочий процесс.

Успешный HR-маркетинг – это комплексный результат работы HR-специалистов, построенного HR-бренда и узнаваемости компании в среде соискателей.

Задачи в HR-маркетинге и HR-службе отличаются тем, что HR-специалисты сосредоточены на внутренней части компании, а маркетинг – на внешней: освещает достижения в сфере HR, подчеркивает достоинства, распространяет информацию о компании и корпоративной политике, повышает узнаваемость и создает позитивный образ HR-бренда.

Надеюсь, мы ничего не усложнили? Тогда поехали дальше 🙂

Принцип трех «П»

Существует принцип трех «П» в HR-маркетинге: постоянство, простота и привлекательность.

Постоянство отвечает за распространение информации о работе HR-службы на регулярной основе.

Простота – это доступность информации.

Привлекательность – привлечение кандидатов и позитивный HR-бренд.

Инструменты маркетинга в HR

1. Определение целевой аудитории
Целевая аудитория HR — это кандидаты и сотрудники. Когда закрывается одна позиция и открывается другая – аудитория от вакансии может меняться.

2. Сегментация аудитории
Сегментация аудитории – это разделение на категории. В случае с постоянно меняющимся потоком целевой аудитории, сегментация поможет сосредоточиться на тех, кто нам нужен.

Как сегментируется аудитория?

Потенциальные сотрудники – основная часть ЦА.

ЦА сегментируем по следующим признакам:

  • Возраст
  • Место проживания
  • Готовность к переездам
  • Социальный статус
  • Профессия
  • Потребности в работе
  • Интересы
  • Предпочтения в каналах коммуникации

Благодаря сегментации ЦА у вас будет портрет идеального сотрудника.

3. Связь с аудиторией через каналы коммуникации
Каналы коммуникации отвечают за то, откуда к вам приходят кандидаты. Не стоит ограничиваться одной опубликованной вакансией на работных сайтах – это не единственный канал поиска.

Каналы коммуникации:

  • Социальные сети (Instagram, Facebook, VK);
  • Платформы (Youtube, Google);
  • Джобсайты;
  • Партнерские программы (конференции, презентации, листовки, баннеры, упоминания, официальные сайты партнеров);
  • Форумы по поиску работы;
  • Ярмарки вакансий;
  • Контент на информационных службах.

4. Бренд и его развитие

Бренд – это показатель того, что о вас думает аудитория, с чем ассцоиирует, какие эмоции вызывает и как о вас отзываются. Бренд отражается на репутации компании. Наверняка вы знакомы с понятием HR-бренд. Но давайте рассмотрим поглубже…

Почему эйчарам важно развивать HR-бренд?
По данным Jobbio, 78% кандидатов изучают репутацию компании перед тем, как подать заявку на работу;
Согласно LinkedIn, компания с сильным HR-брендом в среднем снижает стоимость одного кандидата на 43% и увеличивает количество откликов на 48%;
По данным исследования Link Humans, 88% соискателей считают, что быть частью развитой корпоративной культуры очень важно;
И последняя статистика: по данным Link Humans HR-бренд позволяет привлекать на 50% больше квалифицированных кандидатов.
По данным iCIMS, 86% специалистов по персоналу говорят, что набор персонала становится всё более похожим на маркетинг. Базовый инструмент в маркетинге — это бренд. В HR есть понятие «бренд работодателя». Давайте разберемся, что это такое и почему эйчар должен уметь работать с ним.

HR-бренд — это репутация компании как работодатели с точки зрения сотрудников.

5 советов для укрепления HR-бренда
Развитый HR-бренд упрощает работу всего HR-отдела: от рекрутеров до Talent&Development-менеджеров. Благодаря брендингу увеличивается поток заинтересованных кандидатов, которые не теряются в воронке найма. Рекрутерам больше не придётся сидеть и серфить сайты в поиске кандидатов, потому что кандидаты сами будут бежать к ним со своими резюме.
1. Определитесь с целью
Прежде чем предпринимать какие-либо шаги для улучшения бренда, нужно определить проблемные области.

Предположим, что кандидаты недовольны процессом интервью. Они пишут об этом в социальных сетях, на сайтах отзывов. Это наносит ущерб бренду компании и снижает поток кандидатов. После того, как вы определили проблему, вы можете пересмотреть процесс собеседования и повысить рейтинг HR-бренда.

2. Дайте людям то, чего они хотят
Размышляя о бренде компании как работодателя, поставьте себя на место сотрудника. Чего они хотят от своей работы? Исследование Hired показало, что учитывают кандидаты при подаче заявки на вакансию:

  • компенсацию и льготы — 55%;
  • культуру компании — 45%;
  • возможность освоить новые навыки — 40%;
  • команду, в которой будут работать — 27%.

Сделайте шаг назад и определите области, которые нужно улучшить.

3. Определите источники привлечения кандидатов
Подумайте, где потенциальные сотрудники ищут информацию о вас. Например, кандидаты используют джобсайты в поиске работы. Стоит оценить, как компания представлена на этих сайтах, и работать над повышением рейтинга. Исследования показывают, что кандидаты получают информацию о компании с карьерного сайта (59%) и социальных сетей (34%), поэтому убедитесь, что компания корректно представлена на этих платформах.

Подробнее о том, как развивать карьерный сайт — здесь.

4. Создайте портфолио бренда
У вас уже есть все необходимое для создания HR-бренда. Просто упакуйте всю информацию таким образом, чтобы поделиться этим и показать компанию в лучшем свете. Соберите материал, снимайте фотографии и видео о компании, продукте и о людях. Покажите соискателям все ваши фишки.
5. Измерьте свой HR-бренд
Как? Очень просто:)

Проведите опросы своих сотрудников о работе в компании и кандидатов, которые проходили собеседование.

Возможно, вы заметите резкий скачок в опросах кандидатов после изменения процесса собеседования. Или получите конструктивный отзыв о профиле вашей компании в социальных сетях. Вся эта информация должна быть проанализирована и использована для дальнейшего укрепления HR-бренда. На бренд компании, как работодателя влияет множество факторов. Например, опыт кандидатов во время интервью. Для этого можно использовать различные платформы.

Мы предлагаем чат-бота:)

Чат-бот — это программа, которая ведет диалог с кандидатом или сотрудником через мессенджер.
Отклики влияют на HR-бренд:
важно обработать их на 100%
Чем выше уровень HR-бренда, тем больше кандидатов хочет туда попасть, быстрее закрываются вакансии, и сотрудники работают дольше.

Имидж компании напрямую завит от HR-бренда:

Компания N открыла новую вакансию. Откликнулось 500 человек. Очевидно, что просмотреть каждое резюме физически невозможно. Около половины кандидатов остаются без ответа.

Уровень популярности HR-бренда снижается и доверие к компании падает. Это приводит к потере клиентов и денег.

HR-бренд. Его влияние на потребителей

Крупная платформа на эту тему провела опрос среди 3000 работников. Респондентов спросили, что влияет на них при выборе товара. Исследование показало, что 27% опрошенных ответили, что выберут товар компании, в которой сами хотели бы работать.

Теперь видно, как проблема скрыто влияет на ваши доходы.

Как обработать 100% откликов и не сойти с ума?

Для решения проблемы следует обратиться к новым технологиям. Автоматизация работы поможет сохранить время, деньги и нервы.

Можно подключить чат-бота: самое интересное в нем то, что база кандидатов собирается автоматически. Существует множество компаний, которым требуется большое количество сотрудников. Чтобы облегчить работу HR-менеджера, система разработала QR-код и прямую ссылку на онлайн-собеседование.

Социальные сети  почему это важно для HR-маркетинга?
79% соискателей используют социальные сети для поиска работы;
В 2020 году 84% организаций используют социальные сети для рекрутинга;
Соискатели оценивают социальные и профессиональные сети как наиболее полезный ресурс для поиска работы в сравнении с досками объявлений и рекрутинговыми мероприятиями;
70% эйчаров успешно закрывают вакансии с помощью социальных сетей;
В 2020 году маркетинг в социальных сетях станет главным навыком в работе с персоналом.
Где искать кандидатов?
Мы подобрали топ социальных сетей для поиска кандидатов:
LINKEDIN
Какой процент компаний использует LinkedIn для подбора персонала: 96%.

На платформе более 11 миллионов активных объявлений о вакансиях. Это профессиональная социальная сеть, поэтому LinkedIn предлагает обзор истории работы кандидата. Также есть информация об интересах и рекомендациях кандидатов.

Кто в LinkedIn:
562 миллиона специалистов
 по всему миру в сотнях отраслей.

Как связаться с кандидатами в LinkedIn:
На LinkedIn возможно большее, чем просто размещение вакансии. Комментируйте, лайкайте и делитесь контентом, чтобы привлекать внимание кандидатов.

Лучшие дни для публикации на LinkedIn:
вторник, среда и четверг.

Лучшее время для публикации на LinkedIn:
7-8 утра, 12 вечера, 5-6 вечера

FACEBOOK
Какой процент компаний используют Facebook для подбора персонала: 66%

Кто на Facebook:
Почти все. Аудитория — 2 миллиарда пользователей по всему миру.

Как связаться с кандидатами на Facebook:
Варианты практически безграничны. Следите и взаимодействуйте с потенциальными кандидатами. Присоединяйтесь (или создавайте) группы, имеющие отношение к позициям, которые вы хотите закрыть. Также есть возможность выставить информацию о вакансиях на доске объявлений Facebook.

Лучшие дни для публикации на Facebook:
четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Лучшее время для публикации на Facebook:
9:00, 13:00, 15:00.

INSTAGRAM
Какой процент компаний использует Instagram для подбора персонала:
70%

Кто в Instagram:
Миллиард пользователей по всему миру.

Как связаться с кандидатами в Instagram:
Через Instagram эффективно работает таргетинговая реклама. Кроме того, это отличная площадка для продвижения HR-бренда компании. Подробнее о маркетинге в HR: «Как работает маркетинг в HR»

Лучшие дни для публикации в Instagram:

понедельник и четверг.

Лучшее время для публикации в Instagram:

8-9 утра, 5 вечера

YOUTUBE
Какой процент компаний используют Youtube для подбора персонала:
25%

72% интернет-пользователей выбирают визуал, а не текст. И когда дело доходит до видеоконтента, Youtube — топовая площадка. Этой платформой пользуется немногие рекрутеры. Так что те рекрутеры, которые войдут в эту сеть сейчас, получат преимущество в поиске кандидатов.

Кто потенциальные кандидаты на Youtube:
1,8 миллиарда
 пользователей.

Как связаться с кандидатами на Youtube:
Создавайте видеоконтент с учётом портрета необходимого кандидата.

Лучшие дни для размещения на Youtube:
четверг и пятница.

Лучшее время для размещения на Youtube:
9-11 утра, 12-4 вечера

Отмечу важные моменты при онлайн-рекрутинге, которые влияют на результат:
  • Используйте фотографии с лицами людей, т.к. это лучше работает;
  • Помните, что пользователи Facebook зачастую свои города и страны пишут на английском языке;
  • Добавляйте призыв к действию;
  • Не бойтесь ярких изображений, выходящих за рамки: у вас есть всего секунда, чтобы привлечь внимание.
Кейс:
Как улучшить HR-бренд при помощи опроса о качестве собеседования

О компании:
Компания работает в сфере ритейла.
Насчитывает 50 филиалов по России и 5200 сотрудников.
Задача:
Оценить качество собеседований в региональных филиалах.

Инструмент:

Чат-бот «Оценка качества рекрутинга». После проведенного интервью кандидату приходит опросник о качестве проведенного собеседования.

Сценарий опроса стандартный. Включает в себя следующие вопросы:

  1. Началось ли собеседование вовремя?
  2. Был ли вежлив менеджер, который Вас собеседовал?
  3. Вам подробно рассказали о вакансии и условиях работы?
  4. Готовы ли вы рекомендовать нашу компанию знакомым?


Огромный плюс
 — это открытые вопросы, которые определяют недостатки процесса собеседования в компании:

  • Если нет, то подскажите: чего нам не хватало, чтобы Вы могли нас порекомендовать?


Процесс:

За период было опрошено 4917 человек. Получена следующая статистика:

Уровень качества собеседования высокий. Однако 23% соискателей не готовы рекомендовать компанию знакомым.

Функция открытых вопросов помогла выявить причины:

  • Компания не даёт обратной связи. Не сообщает соискателям о причине отказа. Контактные лица игнорируют соискателей — 78%;
  • Рекрутеры не предупреждают соискателя, если вакансия уже закрыта. Люди приходят на собеседования, а им отвечают, что уже не нужно — 12%;
  • Условия не соответствуют заявленным — 10%.
Результаты:
Основная ошибка компании — отсутствие обратной связи. 78% соискателей остались недовольны тем, что не получили ответа от рекрутера. Им интересна причина отказа. Компания решила проблему и улучшила свой HR-бренд.
Стоимость одного кандидата с использованием HR Messenger — 98 рублей, в рекрутинговом агентстве стоимость одного кандидата — 500 рублей.