В Москве состоялся семинар Джеффри Лайкера, автора знаменитой книги «Дао Toyota» и еще нескольких бестселлеров о корпоративной культуре этой японской корпорации. Лайкер, приехавший в Россию по приглашению компании BBI, рассказал о бережливом производстве, lean-лидерах и необходимости постоянного совершенствования. Мы публикуем самые интересные фрагменты из его четырехчасового выступления.
Всякий раз, когда ищешь корреляцию между поражением и успехом, неизменно проявляется такой фактор, как лидерство. Есть два типа лидерства. Для первого типа характерен командно-контрольный подход, при котором управление и власть распределяются сверху вниз. Лидер принимает решения, отдает приказы, определяет стратегию, занимается координацией процессов. Такой лидер — это решительный человек, за которым идут другие.
Командно-контрольный тип лидерства в корне отличается от второго типа — lean-лидерства (от англ. слова lean – «бережливый» – прим. ред.). Бережливое лидерство используется повсеместно. Такие международные компании, как Google, Amazon, Starbucks, в том или ином виде используют lean-практики. Их можно обнаружить практически во всех сферах от банковской отрасли до здравоохранения.
Lean – это полная противоположность командно-контрольного подхода. Lean-лидер не будет указывать своим подчиненным, что и как конкретно стоит сделать. Он задает направление своим сотрудникам, а потом должен получить от них обратную связь. Идея в том, что человек ничему не научится, если вы ему будете приказывать. Чтобы человек научился, нужно лишь показать путь, а ваш сотрудник сам должен прийти к вам с обратной связью. Таким образом, менеджер превращается в наставника, который подталкивает людей к тому, чтобы они искали решения.
Менеджер не должен сидеть в четырех стенах, он должен видеть, как люди работают. Одни лишь теоретические знания без наблюдения на практике ничего не дадут, сложится лишь общая картина.
Сейчас все говорят о замене человека компьютерами, но на самом деле компьютеры заменят нас не так уж и скоро, поэтому надо заниматься развитием людей. Два столпа, на которых стоит корпоративная культура Toyota – это уважение к людям и их непрерывное совершенствование. Компьютер не способен к такому непрерывному совершенствованию. Техника с годами выходит из строя, а люди, приобретая опыт, наоборот увеличивают свою ценность.
Между начальником и подчиненным должны быть взаимовыгодные отношения. Нельзя высосать из человека все, на что он способен, а потом уволить. В Toyota, к примеру, так не делают. Если оказывается, что можно обойтись без каких-либо процессов, за которые отвечает сотрудник, его не увольняют, а просто переводят на другую должность. Так происходит эволюция кадров. Это наглядный пример того, как ценность сотрудника может быть увеличена благодаря lean-лидеру.
Суть постоянного улучшения можно описать простой формулой: планируй – делай – проверяй – реагируй. Ее автор – американский ученый и консультант Уильям Эдвардс Деминг. Планируй – делай – проверяй – реагируй – этот бесконечный цикл позволяет усовершенствовать продукт и производственные процессы.
Когда план становится решением – это неправильно. Если у нас есть некоторая неопределенность, мы превращаемся в исследователей, путешественников, которые идут к своей цели, преодолевая препятствия. При командно-контрольной системе лидерства люди по привычке выполняют определенные задачи изо дня в день и не видят будущего. Раз за разом они обращаются к одним и тем же методам. Зачем учиться чему-то новому, когда у тебя есть навыки, которые уже работают?
С другой стороны, важно помнить о принципе ката, позволяющем осваивать новые знания, которые даются нашему мозгу с трудом и вызывают у нас чувство дискомфорта. Ката – это определенная последовательность действий, этому принципу учат в школах боевых искусств. Каратист ведь не думает, как бить, он делает это на автомате, потому что для него такой навык базовый. Сотрудникам тоже нужно использовать принцип ката, и в случае возникновения проблемы решать ее молниеносно, даже не задумываясь. Мы учимся через повторение, и принцип ката нужно регулярно практиковать. Сначала будет болезненно и неприятно, но потом вы начнете получать удовольствие от этого процесса. Любой навык приходит с опытом. Лидерство – это тоже навык, и его можно и нужно постоянно совершенствовать на практике.
Как человек, так и бизнес постоянно сталкиваются с тем, что любая система или организм стремятся обратно в свое привычное первоначальное состояние. Приведу такой пример. Если вы хотите похудеть, то вам все время придется правильно питаться и заниматься спортом. Как только вы перестанете это делать, организм вернется в свое привычное состояние, в котором вы находились всю свою жизнь. То же самое и в бизнесе. Если вы решили применить новую систему управления, вам надо не просто запланировать это как проект, а постоянно работать над этой системой. Если в компании внедряют lean-практики, но люди не понимают, что это и зачем, то через какое-то время все вернется на круги своя. Lean – это прежде всего философия, клей, который все держит вместе и не позволяет системе или организму вернуться в первоначальное состояние.
Разумеется, lean-практики не работают без доверия. Каждый человек, с которым взаимодействует lean-лидер, должен не бояться проявлять инициативу, должен быть уверен, что его не уволят за эту инициативу.
Жизнь – это сплошная проблема, движение от одной проблемы к другой. Представьте, что у вас есть какая-то цель, но она пока абстрактная, и вы не знаете, как к ней лучше подступиться, с чего начать. Важно развивать способность нешаблонно реагировать на проблемы, которые перед вами возникают. Начинайте решать проблему постепенно, с чего-то малого, не рвитесь сразу к космическим высотам. Главное, чтобы вам было весело. Получайте удовольствие, решая проблемы и приближаясь к цели. А препятствия будут всегда.
Источник: http://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/p19871/#ixzz4dqc7MfvW