Нехватка рабочей силы будет усугубляться в ближайшие несколько лет. В то же время производствам необходимы не просто разнорабочие, а высококвалифицированные кадры, творческие и молодые, способные работать на станках нового поколения и выпускать продукцию, отвечающую запросам сегодняшнего дня.
Куда делись рабочие кадры?
В дореволюционной России рабочие имели высокие зарплаты – индустриализация требовала привлечения большого числа рабочих рук. Например, бывший советский генсек Никита Хрущев вспоминал, что в 1914-1917 годах получал зарплату слесаря размером в 40-45 рублей, и мог снять квартиру с гостиной, кухней, спальней и столовой. Бывший советский премьер Алексей Косыгин утверждал, что его отец, квалифицированный питерский рабочий, в полном достатке содержал семью из шести человек, снимал трехкомнатную квартиру и в семье больше никто не работал.
Во времена больших строек при Советском Союзе рабочие специальности также были в почете. Причин как минимум две: масштабная PR-кампания (как сказали бы сегодня) по поддержанию престижа рабочего человека и все те же большие зарплаты. Вспомните фильм «Большая перемена», где сразу несколько героев объясняли, что им не нужно никакое образование, потому что рабочий все равно получает больше любого учителя или инженера.
Теперь престиж «синих воротничков» под сомнением. А производственному предприятию приходится конкурировать за кадры с розничными магазинами, кафе, службами такси и курьерской доставки. Стартовые зарплаты у рабочего, продавца, официанта, курьера и таксиста одинаковые. И молодежи проще пойти в сферу торговли или обслуживания, думая только о сегодняшнем дне.
Как спасти престиж рабочих специальностей?
1. Рассказывать про карьерные возможности
Стране необходимо создавать собственные производства, а значит, рабочие руки будут нужны и в ближайшей, и в отдаленной перспективе. Поэтому получение рабочей специальности – это фундамент для будущего. Во-первых, работа для толкового специалиста найдется всегда, во-вторых, производство открывает перед молодыми людьми четкий карьерный путь: от начинающего специалиста до мастера, а затем, возможно, и директора предприятия. А какие карьерные перспективы у таксиста или продавца? Скорее всего, они останутся при том же занятии и через много лет. Об этом молодые люди обычно не задумываются.
В обществе царит убеждение – обязательно нужно получить высшее образование. В итоге вузы выпустили тысячи бухгалтеров, менеджеров и юристов, которые потом не смогли или просто не захотели устроиться по специальности. Согласно опросу, проведенному Rabota.ru в 2021 году, 43% россиян никогда не работали по специальности, а еще 23% трудились только в самом начале карьеры. Тренд сохраняется до сих пор: молодые люди идут в вуз, потому что высшее образование считается престижным, и только после получения задумываются: а кем я буду работать? Работа на производстве дает ясные и реальные карьерные перспективы, кроме того, она интересная и даже творческая.
Современные заводы оборудованы высокотехнологичным оборудованием, освоив его, рабочий получает уникальные навыки, которые позволяют делать сложные проекты. Например, наш завод реставрировал знаменитый московский дом культуры ГЭС-2, изготавливал основу Патриаршего моста в Москве – у нас таких заказов немало, и наши сварщики и монтажники по праву могут гордиться тем, что принимали участие в создании настоящих архитектурных шедевров.
2. PR-поддержка со стороны государства
Помните советский фильм «Весна на заречной улице»? Его главные герои – металлурги и одновременно ученики школы рабочей молодежи. Действие разворачивается в учебных классах, но и о производстве зритель узнает много. Профессия сталевара в фильме окутана романтическим ореолом – благодаря таким фильмам молодежь массово шла на заводы. О том, сколько в стране было отлито металла или добыто угля, сообщали передовицы газет. Студенты бросали учебу в вузах, чтобы поехать строить БАМ – государство было монополистом всех заводов и строек, поэтому активно стимулировало молодежь выбирать рабочую специальность.
Теперь промышленные предприятия находятся в частных руках, и нужно заинтересовать государство в проведении массовой пропаганды рабочих профессий. В стране нет дефицита менеджеров и офисных работников, их число будет сокращаться, и молодежи нужно подсказать дорогу, которая даст возможность заработать и уверенно чувствовать себя в жизни, иметь перспективы на будущее.
3. Знакомить с рабочими профессиями еще в школах
Рядом с нашим заводом, в городе Королев Московской области, есть колледж космического машиностроения и технологий. Там учат рабочим специальностям, в том числе и профессии сварщика. Каждый год колледж набирает большие группы, а после выпуска только два-три человека идут на производство. Толковых ребят видно сразу и за ними выстраивается очередь из работодателей еще во время обучения. Мы тоже следим за молодыми кадрами – ездим по колледжам, другим предприятиям, смотрим, приглашаем на практику.
Казалось бы, открой любой сайт с вакансиями, и найдешь целую бригаду. Но это только видимость. Молодых специалистов, которым действительно нравилось бы работать с металлом, найти непросто. Может быть потому, что интерес к точным и техническим дисциплинам, желание работать руками закладывается еще в школе, а мы просто упускаем этот момент? Например, кроме сварщиков в металлообработке нужны сборщики металлоконструкций, они должны уметь читать чертежи. А у многих ли школьников черчение – любимый предмет в школе?
Раньше в школах были уроки труда, где мальчишки сколачивали табуретки или паяли, в общем, получали первый навык работы руками. Теперь упор сделан на информационные технологии, робототехнику. А ведь можно было бы создать школу обработки металла на базе соседнего колледжа. Хороший шанс познакомиться с профессией.
4. Возродить систему наставничества
В системе среднего профессионального образования важно сделать так, чтобы студенты техникумов получали больше практики. У нас созданы хорошие учебные программы, куда вложили свой опыт многие преподаватели, а вот практических навыков не хватает и вчерашних студентов приходится основательно доучивать. Никто не ждет, что к нам придут готовые специалисты, но хотелось бы, чтобы они были лучше подготовлены. А для этого нужно, как минимум, обновить материальную базу техникумов, открыть новые обучающие центры и возродить систему наставничества. Недавно в промышленных регионах России, при поддержке крупных предприятий, начали создавать учебно-производственные кластеры. Надеюсь, эта работа будет продолжаться, и в итоге удастся сократить разрыв между теорией и практикой, подготовить грамотных специалистов.
В любой профессии, тем более, в практических, вплотную связанных с производством, таких как сварщик, токарь, наладчик оборудования, критично важна передача опыта, но мастеров, которые готовы это делать, все меньше. Нет почета, нет материального стимула и, собственно, рвения у самих студентов. Возможно, исправить ситуацию помогли бы частично субсидируемые государством выплаты для мастеров. То есть, надбавка за наставничество должна быть официальной. А рвение студентов можно подстегнуть высокими стипендиями, в том числе от предприятий на время практики, комфортными общежитиями, нормальными столовыми.
5. Поощрять рублем и словом
Создав условия для старта, можно сделать так, чтобы в металлообработку, станкостроение, металлургию шли способные ребята. Однако самыми действенными способами были и остаются зарплаты и условия труда рабочих. Заработать в металлообрабатывающей отрасли можно в среднем 50-120 тыс. рублей. Для вчерашнего студента – нормальные деньги. На рост зарплат влияет как состояние рынка, так и положение дел на конкретном предприятии.
Главная задача руководителя – сохранить коллектив, мастеров, которые могли бы обучать молодых рабочих. Финансовый вопрос – важен, но и слово поддержки играет свою роль. Не секрет, что текучка кадров на заводах довольно высокая, в среднем, рабочий задерживается на предприятии на один-два года. Нашему предприятию удалось снизить миграцию с 80 до 45-50%, в том числе за счет нематериального поощрения. Чем больше работает сотрудник на предприятии, тем больше комфорта и поощрений мы ему предлагаем. Более качественная униформа, путевки на отдых, награждение золотым значком – мы ввели систему, о которой знает каждый, пришедший на завод. Благодаря такому отношению многие сотрудники задерживаются у нас надолго.
6. Рассказывать о рабочих специальностях понятным молодежи языком
Как еще привлечь молодые кадры? Конечно, больше рассказывать о производстве понятным для молодежи способом. На Западе, где также есть дефицит рабочих рук, социальные сети стали важным каналом рекрутинга. Фото готовых объектов и этапов их производства, рассказы о профессиях и видеоинтервью с рабочими – все это поможет сформировать у молодежи правильную картинку и привлечь заинтересованных людей.
Выводы
Для начинающих специалистов важны карьерные перспективы, и они в отраслях, связанных с металлом и его обработкой, есть. Учитывая, что нам необходимо наладить выпуск станков, деталей и машин, спрос на рабочих высокой квалификации будет расти, это во-первых. Во-вторых, новым предприятиям понадобятся руководители. А я убежден, что грамотный директор должен наряду с управленческими навыками знать производство изнутри, и для этого пройти весь путь, начиная с подмастерья. Поэтому толковому мастеру вряд ли придется всю жизнь стоять у станка – можно организовать свое дело или дорасти до руководителя на родном предприятии.
Непонятно, кем станет через 30-40 лет тот, кто сегодня выбирает сферу услуг или торговли. Зато перспективы производственника к солидному возрасту: руководящая должность, высокий доход, уважение и гордость за свои проекты, хорошо сделанное дело.