На заре карьеры – будь то в банковском деле, юриспруденции, консалтинге или бухгалтерском учете – вы обнаружите, что все ваши коллеги не менее умны и трудолюбивы, чем вы, и поймете, что для профессионального успеха нужно что-то еще. За 40 лет работы в банке я узнал, что решающим фактором для профессионального роста является эмоциональный интеллект. Без него вы, скорее всего, станете сотрудником, которого никто не замечает, не ценит, не продвигает по службе, а часто и не удостаивает адекватного вознаграждения. Но развивать эмоциональный интеллект нужно как выпускнику вуза, лишь начинающему свой путь, так и видавшему виды ветерану.

Эмоциональный интеллект – это способность отслеживать собственные чувства и эмоции окружающих, понимать несхожесть разных оттенков чувств и классифицировать их, а также руководствоваться этой информацией в мыслях и поведении. Согласно исследованию American Express 2013 г., коэффициент эмоционального интеллекта – один из самых точных способов предсказать эффективность работников и лучшее подспорье в лидерстве и профессиональном мастерстве. Как писал Дэниел Гоулман в Harvard Business Review в 1998 г., «без него человек может обладать лучшей в мире подготовкой, острым аналитическим умом и неистощимым запасом идей, но все равно из него не получится выдающегося лидера».

Сегодня эмоциональный интеллект значит еще больше, чем тогда. Глобальный бизнес требует более тесной межотраслевой коммуникации, а появление больших данных привело к тому, что клиенты больше ценят индивидуальный подход. EQ – это больше, чем харизма или черты характера. Он проявляется в адаптивности, умении работать в команде и эмпатии – и выражается через умение слушать, оставаться спокойным и стойким перед лицом трудностей, ценить коллег и помогать им, а также общаться и сопереживать клиентам.

Самосознание и адаптивность

Самосознание – способность отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах, осознавать свои эмоции и их влияние на мысли и поведение. Самосознание – критический компонент эмоционального интеллекта, поскольку именно оно помогает вам приспосабливаться к череде разных руководителей, коллег, клиентов, рабочих стилей и характеров, которые встретятся вам на протяжении вашей карьеры.

По мере того как вы будете взбираться по корпоративной лестнице, вам также нужно будет приспосабливаться к разным ролям и обязанностям. То, что сделало вас хорошим профессором, не поможет быть прекрасным продюсером. Поэтому для достижения успеха вам нужна гибкость и открытость новым идеям, проектам и людям. Это поможет расширить знания и связи, и вы будете более подготовлены к будущим обязанностям.

Лучшее, что вы можете сделать в начале карьеры, – поставить во главу угла адаптивность. Попросите своего менеджера и группу поддержки давать вам обратную связь: насколько вы понимаете самого себя и умеете приспосабливаться к переменам. Читайте книги, которые помогут вам повысить свое самосознание, – например, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги и «Мудрость толпы» Джеймса Шуровьески.

Навыки сотрудничества

В сфере профессиональных услуг исключительно важно умение найти общий язык с коллегами, поскольку львиная доля работы выполняется в команде. Эта отрасль становится все более коллегиальной, команды стали больше – они состоят из сотрудников разных функциональных подразделений и отраслей, которые пытаются решить все более сложные проблемы клиентов.

Чтобы преуспеть в компании, оказывающей профессиональные услуги, вы должны уметь работать вместе с коллегами на благо всей команды. Оценка проделанной работы будет сосредоточена на вашем вкладе в успех команды и всей фирмы, а не на индивидуальном успехе. Я был свидетелем того, как людей наказывали потому, что они не были командными игроками в работе с клиентами и поиске необходимых решений. Членам одного коллектива следует ценить сильные стороны и точку зрения друг друга.

Вы можете улучшить свои навыки работы в команде, помогая своим коллегам (даже в тех проектах, к которым вы формально не приписаны), тщательно сглаживая конфликты и несогласия, расширяя свою сеть знакомств и стараясь не быть мелочным. Лучший показатель вашего умения сотрудничать – это то, насколько другие желают работать с вами вместе.

Эмпатия

Эмпатия – это искусство понимать чувства других людей: или благодаря похожему личному опыту, или в результате активных попыток поставить себя в их положение. Эмпатия позволяет вам строить доверительные отношения с клиентами – а это самая сложная и недооцененная часть работы в сфере профессиональных услуг.

Новички склонны считать, что главное в нашей работе – находить решения. Однако, несмотря на то что суть нашего бизнеса – решения, часто не их отсутствие мешает нам работать. Богатый опыт научил меня тому, что если клиент расскажет мне о своей проблеме, то мы всегда сможем дать ему разумный ответ. В действительности трудность заключается в том, чтобы побудить клиента поведать нам о своей проблеме.

Если некий клиент не позвал меня участвовать в обсуждении конкретной проблемы, то это случилось не потому, что он меня не знал или я не был способен ее решить. Все дело в том, что клиент не дал мне шанса попробовать. Возможно, ему не пришло в голову меня позвать или он не испытывал ко мне доверия, чтобы поделиться со мной своими мыслями. Ключ к получению заказа – клиент, который доверяет вам достаточно для того, чтобы рассказать о своих заботах и тревогах.

Как же выстраивать подобные доверительные отношения? Нужно сосредоточиться на слушании. В своей жизни я видел два типа слушателей: слушающих, чтобы ответить, и слушающих, чтобы слушать. Назовем первого «Энциклопедия», а второго – «Эмпат». Господин «Энциклопедия» слушает в ожидании удачного момента, чтобы перебить, и старается переплюнуть клиента в объеме знаний; он уходит со встречи гордый своими мудрыми советами. А эмпат слушает, чтобы понять суть проблемы, задает вопросы, располагает клиента к себе, чтобы он поделился своими истинными тревогами. Эмпат уходит со встречи с конкретным заданием от клиента.

Как использовать EQ для продвижения по службе

Успех на ранних этапах карьеры зависит от понимания важной истины: вы попали в серьезную компанию благодаря мозгам и упорному труду, но теперь пришло время учиться у других и быть лучшим по части адаптивности, сотрудничества и умения слушать.

Три сферы проявления EQ

На работе эмоциональный интеллект проявляется в ваших отношениях:
с самим собой (самосознание, адаптивность),
с коллегами (сотрудничество, работа в команде),
с клиентами (эмпатия).

Поговорим о создании сети полезных контактов – ключевом навыке, который требует всех трех составляющих эмоционального интеллекта: самосознания, сотрудничества и эмпатии. Понимание самого себя поможет вам в поиске кандидатов и возможностей для нетворкинга. Чувство товарищества побудит вас давать больше, чем брать, ведь выгода от полезных контактов приходит не сразу и требует терпения. А доверие и честность в группе поддержки помогут вам углубить связи со множеством людей, которым небезразличен ваш успех и благосостояние.

Сеть знакомств полезна на любом этапе карьеры, но молодым профессионалам особенно полезно найти «спонсоров», которые могут изменить траекторию их карьеры. Нетворкинг – лучшее подспорье в поиске новых возможностей и карьерном продвижении. Обилие знакомых – как множество лотерейных билетов. Они могут превратить вас из малознакомого новичка в известного специалиста с разнообразным портфолио, большой группой поддержки и замечательными возможностями.

Самые полезные советы, которые я получил на трудовом пути, исходили от знакомых из моей группы поддержки, а не от близких друзей. Поэтому не тяните с построением сети знакомств до того момента, когда вам что-нибудь понадобится. Думайте о будущем. Полезные знакомства стоит заводить загодя, чтобы они пригодились, когда будут нужны.

Нетворкинг – лишь один из примеров. Эмоциональный интеллект – один из ключевых навыков, который становится все важнее, поскольку центр тяжести смещается в сторону эмоциональной компетентности и «мягких» умений. Если вы сможете развить у себя эти черты (самосознание и адаптивность, плодотворное сотрудничество и эмпатию) в начале пути, вы будете выгодно отличаться от других новичков и станете успешным в карьере и в жизни.

Об авторе: Джеймс Рунд – автор книги Unequaled: Tips for Building a Successful Career Through Emotional Intelligence. Бывший вице-президент банка Morgan Stanley, проработал в нем больше 40 лет